ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
ДАВНО
ЗАБЫТ
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ...
Пожалуй, уже миновали те времена, когда строительство собственного дома вызывало подозрения со стороны ведомственных органов и служило поводом для проявления неудовольствия бдительным соседям. Сегодня возведение частных коттеджей может ограничить только лишь недостаточное количество денег у заказчика. Казалось бы: будучи свободными от каких-либо запретов и норм, имея неограниченные возможности для творчества, архитекторы способны явить чудеса. Но, к сожалению, многочисленные реализованные проекты свидетельствуют порой об обратном. Отчасти это объясняется тем, что собственник иногда диктует условия, подчас несовместимые с идеей архитектурного предложения. В определенной мере заказчику это простительно, ибо он не владеет мастерством зодчего. Проектировщик обязан посвятить такого клиента в тонкости своего замысла, убедить, склонить дилетанта на свою сторону. Но беда в том, что многие специалисты сами лишены тех знаний, без которых "высший пилотаж" в архитектурном творчестве недостижим. Поэтому и вырастают, словно грибы после дождя, дома-уродцы, глядя на которые невольно заключаешь, что ни о каком многовековом опыте строительного искусства наш современный архитектор или не ведает, или...
Может быть, правильно поступает проектант, мнящий себя знатоком своего дела, долго и безрезультатно разглагольствуя о роли пропорционального согласования частей проекта, - это вселяет уверенность в собственный успех. Но от уверенности до самоуверенности - один шаг. Уверен лишь тот, кто располагает, подобно пианисту, настроенным инструментом. У гения - это отточенное Богом чувство; у ремесленника - опыт; мастер виртуозно владеет шкалой гармонических пропорций.
Самоуверенность - удел профана. Два года назад мне было сделано заманчивое предложение: подготовка полного комплекта рабочей документации на строительство загородного дома, без оплаты за проект, при обеспечении его реализации и полной свободе творчества. В качестве гарантии мне предлагалось вести наблюдение за ходом строительства и предъявлять любые претензии строительной бригаде в случае самовольных отступлений от чертежа - оплата труда рабочих производилась с моего дозволения.
Это позволяло мне осуществить давнюю мечту: построить сооружение, которое и в целом, и в деталях выполнено методом гармонических пропорций. После доскональной расшифровки древнеегипетской системы пропорций, изложенной тайнописью на панелях, найденных в усыпальнице зодчего Хеси-Ра, я располагал приемами, которые ранее в архитектурной практике не применялись. В частности, известно, что
гармонические величины можно увеличивать или уменьшать вдвое. На этом построена двойная гармоническая шкала, которую ее создатель, известный зодчий нашего времени Ле Корбюзье, назвал "Модулор".
Однако результаты расшифровки "текстов" панелей усыпальницы Хеси-Ра позволили установить, что изменение масштаба используемых величин можно варьировать с отношением 1 : 3. Кроме того, выяснилось,что существует некая константная величина ряда золотого сечения (я назвал ее ладовый квант), посредством которой можно получить самые разнообразные линейные величины. Это крайне существенно, так как позволяет применять в практике архитектурного проектирования - при прорисовке частей здания - не только контрастные, но и более тонкие соотношения. И, что еще важнее, гармоничное соответствие частей здания улучшает психическое состояние человека, что было установлено многочисленными экспериментами. Основываясь на этих знаниях, мы с архитектором Анной Акуловой долгое время "шлифовали" проект, доводя его до совершенства.
Согласно нашим требованиям, здание коттеджа было возведено с точностью ╠5 мм относительно проектных размеров, за срок чуть больше года. Оно расположено в элитной застройке при незначительном удалении от центра Вильнюса, на сильном рельефе, и хорошо просматривается со стороны магистрали, идущей в направлении Дварчониса.
Планировка дома весьма удобна: нет коридоров, "съедающих" дорогую полезную площадь. Все помещения компактны и благоприятно взаимосвязаны, имеют хорошую освещенность. Расположенные на разных отметках полы придают интерьерам оживленный характер. Особенно тщательно продумано сопряжение гаражного отсека, вынесенного за пределы здания и врезанного в грунт, с телом дома, в его цокольном этаже, где расположен банный комплекс. Интерьеры последнего, выполненные с применением дерева и естественного камня, формировались сразу в ходе строительства, а десяток разновидностей кирпича позволил разумно распорядиться этим проверенным материалом и получить интересные декоративные и пластические решения.
Особый шарм дому придали столярные изделия из неокрашенного дерева, благодаря которым здание обрело отпечаток замковой архитектуры. Высокая стоимость древесины потребовала кропотливой прорисовки узлов
соединения деревянных конструкций, а новый тип оконных переплетов, исполненный по моим чертежам вильнюсской фирмой, снабдил в дальнейшем производственников потоком заказов.
За счет срезанного по диагонали одного из углов гостиной получилась нетривиальная лоджия с продолжениями на два балкона, откуда открывается замечательный вид на входную часть территории. В осеннее время года солнце пробивает сквозь арки лоджии поток света, гигантским "зайчиком" ложащийся на проезжую часть дорожногополотна, покрытого крупноразмерной брусчаткой. Балконы, связанные с лоджией, отделаны коваными решетками элегантного рисунка и дополнены вставками из рифленого бельгийского стекла, окрашенного в бледный пурпуровый цвет. Они хорошо гармонируют с фасадами, расцвеченными легкими пастельными тонами: белым, светлозеленоватым, серовато-зеленоватым. Благодаря этому объемы сооружения обретают скульптурную напряженность, усиленную терразитовой фактурой на стеновых плоскостях лоджии. Невелик по размерам, но очень уютен кабинет с панорамным обзором и эффектным световым проемом, врезанным в кровлю, через который льется свет заходящего солнца.
Добротно сработанная кровля имеет со стороны основного входа сложную ярусную структуру, богатую ритмом набегающих плоскостей. В связи с этим в процессе ее возведения работы были перепоручены другой бригаде кровельщиков, благодаря которым результат превзошел все ожидания: кровля буквально спета как скрипка. Покрыта она керамической черепицей, точно такой, что украшает Тракайский замок. Под кровлей находится мансардный этаж со всеми удобствами. Кроме того, конструкция кровли оригинально усилена подвесным потолком спальни, попадая в которую, погружаешься в атмосферу уюта, тишины и покоя.
Скромное по размеру пятна застройки здание производит монументальное впечатление, главным образом благодаря ориентации сооружения по диагонали в отношении к месту основного въезда на территорию. Этому способствует введение деталей, подчеркивающих пластику угла с выходящими из лоджий балконами. Над ним в кровлю вмонтирован небольшой фронтон, на котором появится флюгер в виде парусника. Сам угол опирается на крупнотелую колонну, покоящуюся на каменном монолите. В дальнейшем на фронтоне предполагается поместить керамический рельеф в овальном обводе с изображением Большой Медведицы на синем фоне. Монументальность дома подчеркнута также узкими арочными проемами окон, расставленных в определенном ритме вдоль фасада. Контрастом к ним - большое арочное окно кухни-столовой и квадратные крестообразные окна спальни, расположенной на втором этаже у доминантного угла здания. При возведении дома учитывались стороны света. Из его верхних этажей открываются неожиданные панорамы столь привлекательной и разнообразной вильнюсской округи.
Не оставлена без внимания и территория застройки. Ощущение обособленности участка было снято благодаря примененным подпорным стенкам, террасам, ограждениям с элементами типа "плетеной корзины". Все, кто посещал стройку и заглядывал внутрь здания, сходятся в едином мнении: "Какой живой дом!", "Наконец-то появилось здание, на которое хочется смотреть и не уходить!". Такая реакция окружающих доставляет удовлетворение авторам проекта и полностью компенсирует затраты труда, не возмещенные финансами.
Я смею с полной ответственностью утверждать, что грамотное владение системой гармонических пропорций служит надежной гарантией для достижения высокого эстетического результата на архитектурном поприще. Необходимо только очень любить свое дело и не гнушаться фундамента многовековой культурной традиции.
Умение применять пропорциональное согласование при возведении архитектурных сооружений составляло тайну строительных гильдий каменщиков и передавалось от мастера к мастеру. Из поколения в поколение совершенствовались методы гармонических пропорций - достояние зодчих всех известных древних цивилизаций.
Расшифровка системного комплекса панелей склепа Хеси-Ра неопровержимо удостоверяет, что в Древнем Египте - вопреки укоренившемуся мнению среди историков и искусствоведов - знание основ Гармонии находилось на самой верхней отметке совершенства. К сожалению, в программе современной высшей школы предмет "Гармония" как целостная система отсутствует. Оставляя в стороне изложение основных требований методологии гармонических пропорций, я приведу несколько частных моментов использования этого замечательного "инструмента" на примере иллюстрируемого здания.
Мне удалось найти математический алгоритм, из которого следует, что соотношение 0,441 : 0,559 имеет прямое отношение и к частоте камертонного звука ля (441 Гц) и к звуковому полутону (1 : 1,059), выражая качество сверхустойчивости. Обе величины обусловлены значением ладового кванта (0,559 - 0,441 = 0,118), который является половиной третьего члена (0,236) ряда золотого сечения. Поэтому, прорисовывая главный фасад коттеджа, я применил это ранее неизвестное соотношение, выделив из общего пространства фасадной поверхности ту часть, в которой устроена лоджия. Фасад стал двухчастным. Разграничение фронта фасада логически оправдано, так как заним находятся помещения кухни-столовой (0,441) и гостиная (0,559).
Благодаря введенному соотношению членение не нарушает цельности, наоборот, возникает ощущение устойчивой уравновешенности обеих плоскостей фасада. Выступающая плоскость (она прорезана арочным проемом лоджии) также градуирована членениями золотого сечения. В частности, арочный проем отстоит от линии перепада фасадных поверхностей на расстояние, равное 2260 мм. Сам проем (по ширине) составляет 1830 мм, что соответствует росту мужчины высотой 6 футов. Расстояние от проема до угла здания равно 1400 мм. Поскольку модульная мера М = 1130 мм, то 2260 мм = 2 М; 1830 мм = 1130 мм +700 мм, где 700 мм = 0,618 М, поэтому 1830 мм = 1,618 М; 1400 мм=700 мм x 2 = 0,618 М x 2 = 1,236 М. Ширина узкого арочного окна задана 390 мм, высота - 1400 мм. Размер 390 мм = 1/4 (1130 мм +430 мм = 1560 мм). В свою очередь, 430 мм = 1130 мм - 700 мм = М-0,618 М = 0,382 М, поэтому 1560 мм = 1,332 М. В интерьерах высота дверных
проемов составляет 700 мм x 3 = 2100 мм = 3М x 0,618.
Учитывая, что основной фронтон здания является акцентировочной деталью кровли - по зрительному восприятию, - уклоны его кровли и карниза также подчинены отношению 0,441 : 0,559. Это вызывает ощущение устойчивости и органично соединяет форму фронтона с главным фасадом сооружения. Я пользовался базовыми размерами Модулора Корбюзье в связи с тем, что величина 1130 мм - мне удалось это выяснить - является космологическим параметром, от которого зависят многие природные процессы, что, видимо, и предопределяет среднестатистические размеры роста и пропорции человеческого тела.
Шмелев И.П