.
ШЕДЕВРЫ
Мировой Архитектуры
ИНДИЯ
Есть такие архитектурные памятники, облик которых символизирует город или даже страну, как, например, Эйфелева башня или Египетские пирамиды. Подобным образом Тадж-Махал связан с Индией. Этот сказочный по красоте мавзолей расположен около города Агра на берегу реки Ямуны. Он был сооружен при шахе Джахане в память его горячо любимой жены, прожившей с ним 17 лет и подарившей ему 14 детей. Столь величественному и поэтичному мавзолею, построенному в память любимой, пожалуй, нет аналогов в мировой архитектуре.
Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по1653 год. Над сооружением здания работало более 20 000 человек, набранных не только по всей Индии, но даже и в Центральной Азии. Главным архитектором был Иса Кхан, прибывший из иранского города Шираза, а замечательные европейские мастера богато украсили фасад здания.
ТАДЖ МАХАЛ
Шах планировал продолжить строительство, мечтая возвести по другую сторону реки двойник белоснежногоТадж-Махала - Мумтаз Махал из черного мрамора, который стал бы его собственным надгробным памятником. Но Джахан был свергнут своим сыном и остаток жизни провел в одиночестве, заключенный в форте Агра, глядя в тоске на быстротекущую реку.
Мавзолеи всегда строились в живописном месте загородом, рядом с водной гладью. Тадж-Махал не нарушает этой традиции - его величественный фасад отражается вводе. Дворец выглядит по-разному в различное время суток, в зависимости от освещения. Волшебное зрелище - Тадж-Махал, залитый лучами восходящего солнца, когда он становится розовым и воздушным. Словно кружево, высвечивается арабская вязь - текст Корана, нанесенный над высокими Красными воротами из известняка. Богатство орнамента - еще одна отличительная черта индо-магометанской архитектуры, в которой проскальзывает и византийское влияние. Тадж Махал принадлежит к самому распространенному виду построек в Индии - надгробным царским памятникам. Размеры зданий индо-магометанского стиля иногда столь значительны, что главные купола их могут соперничать с самыми колоссальными зданиями мира.
Нескончаемым потоком идут люди полюбоваться красотой этого всемирно известного памятника, являющего собой воистину незабываемое зрелище!

Заметив, что я рассматриваю решетку, один из привратников бесшумно подошел ко мне и начал объяснять план внутреннего устройства Тадж-Махала. Каменные надгробия не были настоящими гробницами; гробницы же, в которых покоятся тела , находятся в склепе под полом. Средняя часть мавзолея, где мы стояли, расположена под большим центральным сводом; она отделена от внешних стен широким коридором, который шел между четырьмя угловыми нишами; каждая ниша находилась под одним из малых куполов.
"Здесь никогда нет света, - сказал провожатый, поднимая руку. - Свет входиттолько сквозь ограду боковых галерей. Послушай, господин!"
Он сделал несколько шагов назад и, подняв голову, медленно и громко прокричал: "Аллах!"
Голос заполнил все огромное пространство свода у нас над головами; и когда он медленно-медленно стал затихать, внезапно от всех четырех боковых куполово тразилось ясное и мощное эхо: "Аллах!"
Ему немедленно ответили арки галереи, но не сразу, а по очереди: голоса раздавались один за другим с каждой стороны, как бы перекликаясь друг с другом: "Аллах! Аллах! Аллах! Аллах!"
А затем, подобно тысячеголосому хору или органу, зазвучал и сам большой свод; все потонуло в его торжественном глубоком басе: "Аллах!"
После этого опять ответили боковые галереи и купола, но уже тише; еще раз прозвучал голос большого свода, не так громко, и внутренние арки тихо, почти шепотом, повторили его голос.
Эхо умолкло. Но и в наступившем молчании казалось, что какая-то далекая-далекая нота все еще продолжает звучать.
Я стоял, прислушиваясь; с обостренным чувством радости я понял, что это замечательное эхо было заранее рассчитанной частью плана художников, которые дали Тадж-Махалу голос и велели ему вечно повторять Имя Бога.
Я медленно следовал за проводником, а он с поднятым фонарем показывал мне орнаменты на стенах: фиолетовые, розовые, синие, желтые, ярко-красные цветы смешивались с гирляндами зеленых каменных цветов, одни из которых имели размер листа, другие были чуть больше; каменные цветы казались живыми и неподвластными времени; затем следовали стены, целиком покрытые белыми мраморными цветами,
далее - резные двери и окна, все из белого мрамора.
Чем дольше я смотрел и слушал, тем яснее и радостнее понимал я замысел художников, которые выразили бесконечное богатство, разнообразие и красоту души, или вечной жизни, по сравнению с мелкой и незначительной земной жизнью...
Тадж-Махал - место паломничества и прогулок горожан. Здесь встречаются влюбленные; вы видите детей с большими темными глазами, спокойных и тихих, как все индийские дети; здесь проходят глубокие старики и калеки, женщины с маленькими детьми, нищие, факиры...
Перед вами появляются все лица, все типы мусульманской Индии.
Глядя на них, я испытывал странное чувство: мне казалось, что и это было частью плана строителей Тадж-Махала, частьюих мистического замысла соприкосновения души с целым миром, с целой жизнью, которая со всех сторон непрерывно вливается в эту душу.

П.Д.Успенский
"В поисках чудесного", 1914 г.

ДВОРЕЦ ВЕТРОВ
Хава Махал (Дворец Ветров) был создан при Махарадже Саваж Пратар Сингхе в 1799 году в Джайпуре - главном городе штата Раджстан. Хотя сейчас рядом с дворцом находится многолюдная улица, он выглядит все так же величественно. Его окна, словно глаза древней культуры, смотрят на бесконечную суету, впрочем, характерную для любого современного города. Вряд ли об этом мечтал архитектор, создавший Хава Махал как место для уединенияи отдыха от изнурительной жары местного климата. За исключением летних муссонов в июле-августе, в течение которых выпадают практически все осадки за год, дождей здесь почти не бывает. Поэтому архитектором была создана внутри дворца уникальная и поныне вентиляция. Благодаря хитроумной системе труб, внутри дворца круглый год постоянно поддерживалась комфортная для человека температура. Сеть труб, расположенных вдоль стен внутри дворца, создавала естественную тягу, благодаря которой потоки свежего воздуха овевали поочередно все помещения. Таким образом, во дворце в любое время года не переставал дуть легкий, освежающий ветерок, вызванный к жизни силой человеческой мысли. Вот почему удивительное сооружение называется Дворец Ветров. Наслаждаться прохладой дворца могли, естественно, только Махараджаи его двор.Даже на фотографии, помещенной здесь, на первый взгляд кажется, что Хава Махал состоит только из фасада, словно вырезанного из розового картона поволе чьей-то прихотливой фантазии. Бесконечно повторяющиеся на каждом этаже ряды изящных, словно кружевных, окон из известняка
придают всему дворцу необыкновенно гармоничный вид. Если приглядеться внимательно, то можно заметить над окнами отверстия, служащие для вентиляции. Бросающаяся в глаза декоративность всей постройки, хитросплетение геометрических линий говорит о явном влиянии мавританского стиля, столь распространенного в Индии. Кажется, что этот дворец мог бы послужить великолепной декорацией к сказкам Шахерезады.


ФОРТ АГРА
Сооружение крепости было начато императором Акбаром в 1565 году и закончилось только при правлении его внука шаха Джахана. Использовавшаяся поначалу только в военных целях, крепость постепенно становилась дворцом: за высокими крепостными стенами длиной 2,5 км и шириной 10 м скрываются изумительные по своей красоте сады, террасы, залы и колоннады. Стройные колонны арок, находящиеся во дворе крепости, поддерживают каменный навес. Это своего рода "город в городе", в центре которого расположена прекрасная мраморная мечеть, благодаря своим идеальным пропорциям и изяществу названная Моти Масжид (Жемчужная мусульманка). Все строения крепости, исполняя практические функции, являются истинными произведениями искусства, столь гармоничны и совершенны их пропорции, столь утончен и изыскан их облик.
Сочетание мусульманской и индо-магометанской культур дает восхитительный эффект, а природный индийский вкус проявляется в пейзажности построек: дворец окружен пышными садами, а побочные строения всегда гармонируют с основными. Сказочное великолепие построек Дворца в Агре говорит об изощренной фантазии, оригинальности и истинно свободном искусстве.


ДВОРЕЦ МАГАРАДЖИ В МАЙСОРЕ АМБА ВИЛАС

Один из самых больших и красивых дворцов махараджи в городе Майсоре сфотографирован во время вечерней иллюминации. Это феерическое зрелище, когда одновременно вспыхивают 97 000 лампочек, высвечивая абрис громадного здания, можно увидеть только по выходным. Одновременно с главным зданием светильниками высвечиваются южные и северные ворота, а также многочисленные храмы, расположенные за величественной решеткой дворца. Светящийся силуэт выглядит воистину фантастично на ночном небосклоне города!
Дворец, выстроенный в индо-мавританском стиле, сгорелв 1897 году и был отстроен заново в 1912 году. На еговосстановление ушло 4,2 миллионов рупий,≈ баснословная по тем временам сумма.
Ныне дворец открыт для посещения. Внутри дворца Вашему взору предстает искрящийся калейдоскоп из разноцветных стекол и зеркал. Повсюду здесь царит восточная, воистину сказочная роскошь. Причудливый орнамент резных массивных дверей продолжается в фантастических узорах мозаичных полов. Анфиладу богато украшенных залов венчает собой колонный зал Дурбар. Дворец украшает коллекция картин с историческими сюжетами из жизни города.
Нельзя не восхититься внутренним убранством этого дворца, где во всем видна любовь к неге и избыточной роскоши. Ласкают взор и красота потолков изрезного красного дерева, и сверкающее серебро дверей, и белоснежные мраморные полы┘ За высокими стенами дворца расположены изысканные, богато украшенные резьбой по камню храмы, а также резиденция последнего махараджи, живущего там и поныне.
Виноградова И.Л.
Фото Венцеслав Симеонов