.
ИНДИЯ Есть такие архитектурные памятники, облик которых символизирует город или даже страну, как, например, Эйфелева башня или Египетские пирамиды. Подобным образом Тадж-Махал связан с Индией. Этот сказочный по красоте мавзолей расположен около города Агра на берегу реки Ямуны. Он был сооружен при шахе Джахане в память его горячо любимой жены, прожившей с ним 17 лет и подарившей ему 14 детей. Столь величественному и поэтичному мавзолею, построенному в память любимой, пожалуй, нет аналогов в мировой архитектуре. Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по1653 год. Над сооружением здания работало более 20 000 человек, набранных не только по всей Индии, но даже и в Центральной Азии. Главным архитектором был Иса Кхан, прибывший из иранского города Шираза, а замечательные европейские мастера богато украсили фасад здания. |
|
Заметив, что я рассматриваю решетку,
один из привратников бесшумно подошел ко мне и начал объяснять план внутреннего
устройства Тадж-Махала. Каменные надгробия не были настоящими гробницами;
гробницы же, в которых покоятся тела , находятся в склепе под полом. Средняя
часть мавзолея, где мы стояли, расположена под большим центральным сводом;
она отделена от внешних стен широким коридором, который шел между четырьмя
угловыми нишами; каждая ниша находилась под одним из малых куполов.
"Здесь никогда нет света, -
сказал провожатый, поднимая руку. - Свет входиттолько сквозь ограду боковых
галерей. Послушай, господин!"
Он сделал несколько шагов назад
и, подняв голову, медленно и громко прокричал: "Аллах!"
Голос заполнил все огромное
пространство свода у нас над головами; и когда он медленно-медленно стал
затихать, внезапно от всех четырех боковых куполово тразилось ясное и мощное
эхо: "Аллах!"
Ему немедленно ответили арки
галереи, но не сразу, а по очереди: голоса раздавались один за другим с
каждой стороны, как бы перекликаясь друг с другом: "Аллах! Аллах! Аллах!
Аллах!"
А затем, подобно тысячеголосому
хору или органу, зазвучал и сам большой свод; все потонуло в его торжественном
глубоком басе: "Аллах!"
После этого опять ответили боковые
галереи и купола, но уже тише; еще раз прозвучал голос большого свода,
не так громко, и внутренние арки тихо, почти шепотом, повторили его голос.
Эхо умолкло. Но и в наступившем
молчании казалось, что какая-то далекая-далекая нота все еще продолжает
звучать.
Я стоял, прислушиваясь; с обостренным
чувством радости я понял, что это замечательное эхо было заранее рассчитанной
частью плана художников, которые дали Тадж-Махалу голос и велели ему вечно
повторять Имя Бога.
Я медленно следовал за проводником,
а он с поднятым фонарем показывал мне орнаменты на стенах: фиолетовые,
розовые, синие, желтые, ярко-красные цветы смешивались с гирляндами зеленых
каменных цветов, одни из которых имели размер листа, другие были чуть больше;
каменные цветы казались живыми и неподвластными времени; затем следовали
стены, целиком покрытые белыми мраморными цветами,
далее - резные двери и окна,
все из белого мрамора.
Чем дольше я смотрел и слушал,
тем яснее и радостнее понимал я замысел художников, которые выразили бесконечное
богатство, разнообразие и красоту души, или вечной жизни, по сравнению
с мелкой и незначительной земной жизнью...
Тадж-Махал - место паломничества
и прогулок горожан. Здесь встречаются влюбленные; вы видите детей с большими
темными глазами, спокойных и тихих, как все индийские дети; здесь проходят
глубокие старики и калеки, женщины с маленькими детьми, нищие, факиры...
Перед вами появляются все лица,
все типы мусульманской Индии.
Глядя на них, я испытывал странное
чувство: мне казалось, что и это было частью плана строителей Тадж-Махала,
частьюих мистического замысла соприкосновения души с целым миром, с целой
жизнью, которая со всех сторон непрерывно вливается в эту душу.
ДВОРЕЦ ВЕТРОВ
|
Сооружение крепости было начато императором Акбаром в 1565 году и закончилось
только при правлении его внука шаха Джахана. Использовавшаяся поначалу
только в военных целях, крепость постепенно становилась дворцом: за высокими
крепостными стенами длиной 2,5 км и шириной 10 м скрываются изумительные
по своей красоте сады, террасы, залы и колоннады. Стройные колонны арок,
находящиеся во дворе крепости, поддерживают каменный навес. Это своего
рода "город в городе", в центре которого расположена прекрасная мраморная
мечеть, благодаря своим идеальным пропорциям и изяществу названная Моти
Масжид (Жемчужная мусульманка). Все строения крепости, исполняя практические
функции, являются истинными произведениями искусства, столь гармоничны
и совершенны их пропорции, столь утончен и изыскан их облик.
Сочетание мусульманской и индо-магометанской культур дает восхитительный эффект, а природный индийский вкус проявляется в пейзажности построек: дворец окружен пышными садами, а побочные строения всегда гармонируют с основными. Сказочное великолепие построек Дворца в Агре говорит об изощренной фантазии, оригинальности и истинно свободном искусстве. |