.
ПРОЕКТНЫЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Лиссабон
ДАЕТ ИДЕЮ ПЕТЕРБУРГУ
Эта небольшая история о том, как узнать петербургские новости, съездив в Лиссабон, и о возможных последствиях этих событий. На последней Конференции Международной Ассоциации развития городской среды (INTA) наша петербургская делегация оказалась единственным представителем России. Специалисты, чей род занятий так или иначе связан с этой средой, не случайно собрались в сентябре 1997 года в Лиссабоне ≈ в мае 1998 года этот город станет столицей "ЭКСПО-98", последней в этом столетии. Увиденное и услышанное там объединилось в неожиданную идею.
"ЭКСПО-98" ≈ новый город для нового тысячелетия. Событие первое.
Россиянин хорошо знает Париж, даже если ни разу в нем не был. Посетив Лиссабон, он открывает новый мир, даже если читал о Португалии. Увидев будущую ЭКСПО, он не сразу сможет связать происходящее с маленьким государством, величиной с Ленинградскую область. Девяти миллионам португальцев, четверть из которых живет в столице, оказалась под силу крупнейшая стройка на континенте. Ее масштаб поразителен для страны, столетиями остававшейся европейской провинцией. Традиционные дружелюбие и романтичность португальцев хорошо дополнили совраменные смелость и предприимчивость.
На площади 330 га, протянувшихся на 5 кмвдоль реки Тежу, реализуется проект "Экспо Урбе", давший название новому культурному и деловому центру Лиссабона. До недавних пор место это было самым захламленным в городе: старые нефтеперегонные установки, грязные причалы и ветхие склады... "Экспо Урбе" - это сбалансированное сочетание жилой застройки площадью около 1,2 млн. кв. м. для 25 000 жителей, 450 000 кв. м. офисов и 153 000 кв. м. торговых площадей. Все это даст 17 000 рабочих мест на время проведения выставки и 18 000 после ее завершения.
Проект разработан португальцами с участием специалистов со всего мира. На основе интенсивных маркетинговых исследований удалось привлечь одних только негосударственныхинвестиций на сумму свыше 900 млн. долларов. При этом уже в период реализации проекта с 1995 по 1996 год до 40% строящихся площадей было распродано, а полученные доходы на 30% превзошли ожидаемые.
Подавляющая часть главных павильонов выставки останутся постоянными элементами побережья Тежу: крупнейший в Европе Океанариум, разработанный американцами (стоимость - 65 млн. долларов), будет ежегодно принимать до 1,5 млн. гостей; торговый центр "Васко да Гама" (60 000 м2 за 168 млн. долларов) станет главным гипермаркетом Лиссабона, которому останутся также гостиницы, бизнес-центры, университетский корпус, культурно-спортивный комплекс, театр, госпиталь на 200 коек, 3 школы, медицинский колледж и многое-многое другое┘
В результате реконструкции городской и региональной транспортных сетей под крышей пересадочной "Восточной станции" сошлись магистрали поездов, новой линии метро, автобусов и такси, в том числе челночных маршрутов до аэропорта. Уникальный мост "Васко да Гама" длиной 17 км к открытию выставки свяжет южный берег реки Тежу с территорией "Экспо Урбе", и в черте города появятся 2 моста. Реализуемая последние 5-6 лет программа "Экспо Урбе" поистине стала катализатором роста потребительских расходов (3,5 %). Страна лидирует в Европе, а по темпам экономического роста среди всех европейских столиц Лиссабон сейчас занимает третье место. Трудно представить, что в 1991 году инфляция в Португалии составляла 13 %┘ Пять веков назад жажда открытий привела португальские каравеллы к берегам нового мира, перевернув представления людей о мире и океанах. С тем же чувством эта страна делает теперь шаг к новой жизни. Мечта становится реальностью┘
Окно в Европу с закрытой форточкой.
Событие второе.
Что мешает представить подобное в Петербурге - скромность или бедность?┘ А может, неуверенность или нежелание считать? Толчком для этих размышлений стал услышанный на конференции доклад. Директор проектной фирмы "Союзпроектверфь" говорил о концепции реструктуризации судостроительной промышленности Петербугра. Сугубо профессиональная на первый взгляд тема в действительности касалась всех петербуржцев и вызвала интерес делегатов из 40 стран.
Петербург - судостроительный центр Росcии c 47 предприятиями отрасли. Три крупнейших гиганта - ГП "Адмиралтейские верфи", АО "Балтийский завод" и АО "Северная верфь" - сейчас подобны могучим, но дряхлеющим китам. Наполовину загруженные, они еще сохраняют позиции на мировых рынках, но конкурировать за счет низкой оплаты труда все сложнее. Мировые лидеры судостроения, вкладывая огромные средства в переоснащение своих заводов, уже опережают Россию по уровню организации, технологической оснащенности, трудоемкости и срокам строительства. И есть ради чего стараться: в начале XXI века предстоит замена 70% мирового торгового флота, так как сроки эксплуатации кораблей превысят предельно допустимые 20-25 лет. Чем это грозит трем питерским китам? В ближайшие 10 лет они рискуют стать полностью неконкурентноспособными; останутся не у дел 16 000 их работников, а заодно и более 50 000 человек, занятых на смежных производствах.
Попытка догнать конкурентов, реконструируя три завода, по оценке специалистов обойдется в 1,5-2 млрд. долларов капиталовложений. Радикальное решение этой проблемы, позволяющее стать лидером в гонке, предложил в 1997 году "ЦНИИ Технологии судостроения" в виде создания в Санкт-Петербурге единого универсального комплекса сборки крупнотоннажных судов - "Компакт-верфи". Эта суперверфь, основанная на технологиях XXI века, займет 50 га в районе Турухтанных островов (Северная верфь), а по мощности металлообработки в 100000 тонн заменит 3 ныне действующих завода. Реструктуризация как создание некоего конгломерата науки и производства будет обеспечивать выживаемость предприятий за счет высоких технологий. Только их использование в 2,5-3 раза снизит трудоемкость и время постройки судов на "Компакт-верфи".
Для реализации подобного проекта потребуется 650 млн. долларов, которые окупятся, по прогнозам специалистов, за 5-7 лет. При этом в устье Невы освобождаются 130 га (!) земли, занятых сейчас "Балтийским заводом" и "Адмиралтейскими верфями". Эта площадь может вырасти до 205 га при выносе и остальных неблагополучных производств. Ни один из генеральных планов развития города такого не мог даже предположить.
Доклад был подготовлен блестяще. Для возникновения идеи проведения "ЭКСПО" на освобождаемых землях оставалось только съездить в Лиссабон.
Новое открытие в старых традициях.
Событие предстоящее.
Всемирные выставки, ставшие приметой полутора столетий, с удивительным постоянством привлекают миллионы людей: оживляется туризм, растет коммерция, возникает поле для экспериментов, реализуются крупные градостроительные проекты. Выгода организаторов "ЭКСПО" состоит прежде всего в возможности за короткие сроки обустроить не самые комфортабельные участки городов и попутно с немалым выигрышем решить массу отложенных на будущее проблем. Если самая первая всемирная выставка (Лондон, 1851 г.) принесла устроителям прибыль в сумме 173 000 фунтов стерлингов, то крупнейшая в XIX веке Чикагская выставка при затратах в 7,777 млн. долларов принесла прибыль 20,25 млн. долларов.
Опыт последних 40 лет подтверждает: объекты "ЭКСПО" крайне привлекательны для инвестиций. Состояние экономического бума, сопровождающее каждую выставку, способствует быстрейшей оборачиваемости вложенных средств. Затраты на организацию "ЭКСПО" окупаются чаще всего до их открытия, а полгода работы приносят немалую прибыль, попутно обеспечивая тысячи рабочих мест.
Организация крупных выставок исторически традиционна для Петербурга: здесь прошла первая Промышленная выставка в России (1829 г.), за ней еще две (1841, 1845 гг.). Первая всероссийская Торгово-промышленная выставка (1849 г.) также прошла в Петербурге. Последней со всероссийским статусом была Мануфактурная выставка 1870 года. Знаменитая Нижегородская выставка1896 года состоялась значительно позже.
Опыт "ЭКСПО-98" применительно к Петербургу требует особого внимания. Приморские города в устьях крупных рек, при всем различии географических и климатических особенностей, имеют много общего. Участок предполагаемого строительства в Петербурге, практически совпадая по характеру и исходному состоянию с территорией "Экспо Урбе", по своим размерам (130 га) является оптимальным и сопоставимым с предыдущими выставками. Новый мост через Неву, подобно мосту Васко да Гама через Тежу, становится композиционными центрами застройки и снимает транспортную нагрузку с центральных мостов и улиц. Такая развязка нужна городу в буквальном смысле как воздух.
Стартовое состояние экономики к моменту появления идеи "ЭКСПО", при всех особенностях ситуации в Португалии и России, имеют немало общего. Лиссабон сумел распорядиться своими возможностями. У Петербурга тоже появляется шанс.
Трофимов С.А.