ГОРОДСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ
БУДУЩЕЕ
МЕТРОПОЛИТЕНА
СЕГОДНЯ
В сентябре 1997 года жители нашего города после шестилетнего перерыва были вновь порадованы пуском в эксплуатацию нового участка метрополитена длиной 6 км 320 м от Сенной площади до Чкаловского проспекта с двумя станциями: "Спортивная" и "Чкаловская". Третья станция ≈ "Адмиралтейская" ≈ пока не открыта для пассажиров из-за отсутствия эскалаторного тоннеля и вестибюля, строительство которого должно быть начато на углу Малой Морской (бывш. ул. Гоголя) и Кирпичного переулка.
Решением губернатора Яковлева В.А. в этом году должны быть сданы в эксплуатацию еще две станции на этой линии: "Крестовский Остров" и "Старая деревня", что позволит жителям района озера Долгое обрести надежную, удобную и скоростную транспортную связь с центром и остальной частью города. Пуск нового участка значительно разгрузит Московско-Петроградскую линию, испытывающую большое перенапряжение в связи с разорванностью соседней Кировско-Выборгской линии на участке между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".
В конце 1997 года начаты строительные работы по восстановлению движения на участке между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества".За период с момента аварии в декабре 1995 года были проведены инженерно-геологические изыскания под новые тоннели, выполнено многовариантное проектирование трасс, осуществлены многочисленные экспертизы предложенных проектов.
В результате был утвержден проект строительства тоннелей на этом участке, с максимально возможным удалением новой трассы от аварийного участка в плане и на меньших отметках в более благоприятных инженерно-геологических условиях ≈ в профиле. Городом был проведен международный конкурс на строительство участка длиной около 900 м в зоне неустойчивых грунтов с применением специализированных проходческих щитов. По его итогам предпочтение было отдано проекту фирм "Impregilo"(Италия) и "NCC" (Швеция). В настоящее время ведется подготовка контрактов на выполнение этими фирмами изыскательских работ для уточнения параметров проходческого щита и на собственно строительные работы. Генеральным подрядчиком ОАО "Метрострой" Петербурга начаты работы на дополнительных строительных площадках и по проходке вспомогательного шахтного ствола. Работы планируется завершить в 2000 году.
Пуск в 1998 году нового участка до станции "Старая деревня" лишь в некоторой степени сократит отставание нового строительства от темпов, предусмотренных генеральной схемой развития метрополитена Петербурга до 2010 года (см. схему на стр.1). Согласно этой схеме к концу данногопериода протяженность путей метро в нашем городе должна увеличиться на 87 км с 50 новыми станциями. К сожалению, из-за недостаточного финансирования практически прекращены работы на Фрунзенском радиусе от Сенной площади до пр. Славы, хотя на этом участке развернуты все строительные площадки, пройдена часть перегонных тоннелей, начато сооружение третьей станции в пересадочном узле Сенной площади и ст."Звенигородская" (пересадочной на ст. "Пушкинская"). Несмотря на финансовые трудности, дирекция строящегося метрополитена выделяет средства для перспективного проектирования.
В 1997 году институтом Ленметрогипротранс было завершено Обоснование инвестиций нового строительства - продления Фрунзенско-Приморской линии на север от ст. "Комендантский проспект" с двумя станциями и депо. В начале 1998 года закончено такое же Обоснование для южного участка новой Красносельско-Калининской линии от пересадочной (второй) станции "Московские ворота" до станции "Петергофское шоссе" длиной 16 км с 10 станциями и депо. На этой новой линии будут две пересадочные станции (см. схему).
В 1997 году выполнен проект строительства эскалаторного тоннеля и второго вестибюля станции "Балтийская" вблизи Варшавского ж.-д. вокзала. Ввод последнего в действие снимет перегрузку с существующего, и Варшавский вокзал войдет в зону обслуживания станции метро "Балтийская".
Среди всех проектируемых и строящихся объектов метрополитена к самым неотложным также нужно отнести
следующие: Сенная площадь уже четырнадцатый (!) год занята строительной площадкой и горными шахтными комплексами. В течение первых 6 лет они служили строительству станции "Садовая", эскалаторного тоннеля, подземного вестибюля и пересадочного узла на станцию "Площадь Мира". Затем этот наземный комплекс использовался для строительства линии до станции "Спортивная". Из-за того, что город не выделил площадку для ствола станции "Адмиралтейская", строительство ее велось также с Сенной площади. С 1992 года, опять-таки с этой же стройплощадки было начато строительство третьей станции пересадочного узла "Сенная площадь" (см. схему). Можно ли освободить, наконец, Сенную площадь? Для этого необходимо, во-первых, ускорить строительство промежуточного вестибюля и нижнего эскалаторного тоннеля станции "Адмиралтейская", во-вторых, решением города разместить вестибюль третьей станции не на площади, а на участке рядом с наземным вестибюлем первой станции, на углу ул. Ефимова. Тогда строительство собственно третьей станции этого уникального пересадочного узла можно будет вести с другой площадки, что позволит освободить Сенную площадь.
Острая необходимость быстрейшего строительства вестибюля и эскалаторного тоннеля ст. "Адмиралтейская" диктуется, в основном, двумя факторами. Первый - безопасность пассажиров на таком длинном перегоне (3 км 650 м) между станциями "Садовая" и "Спортивная" при исключительно сложном профиле на уклонах до 45 м на 1 км пути из-за прохождения тоннеля под Невой. Второй фактор ≈ серьезная перегрузка и, как следствие, затрудненная эксплуатация пересадочного узла "Садовая" - "Сенная площадь" и перегона "Сенная площадь" - "Невский проспект". Перегрузка этого перегона станет еще ощутимее уже в этом году из-за ввода в действие нового участка метро от "Чкаловской" до "Старой деревни".
Окончательное решение проблемы сдерживает необходимость расселения дома по адресу будущего вестибюля ст. "Адмиралтейская" - Кирпичный переулок, дом ╧1/4. В этом доме 59 квартир общей площадью 6600 кв.м., жильцов всего 275 человек. Расселение - это новое жилье, что требует дополнительного финансирования.

ПРЕДПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТИБЮЛЮ СТАНЦИИ МЕТРО
"АДМИРАЛТЕЙСКАЯ"
Выход из создавшегося положения один: город гарантирует будущему инвестору предоставление права строительства и владения надвестибюльными помещениями (3-4 этажа) над станцией "Адмиралтейская" за то, что этот инвестор расселяет жильцов дома за свой счет. Институтом Ленметрогипротранс проработаны различные варианты надвестибюльных этажей. Это может быть и коммерческий банк, и комплекс ресторанов по аналогии со ст. "Маяковская". Возможны и другие варианты (отель "Аэропорт", автостоянка на 100-150 машин, бизнес-центр и т.п.). За инвестором остается полная свобода выбора, с учетом известных чисто технических ограничений. В любом случае общая площадь этих надвестибюльных помещений может составлять до 5000 кв.м. Престижность этого адреса на карте города несомненна.
Будущие большие потоки пассажиров и, в том числе, российские и иностранные туристы (автобусы-экспрессы из всех аэропортов города прибывают практически сюда же), близость центрального телеграфа и Главпочтампта, Центральных касс продажи авиабилетов, а также таких памятников-символов Санкт-Петербурга, как Медный Всадник, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Дворцовая площадь и Эрмитаж делают вышеизложенное предложение экономически выгодным для серьезногоинвестора, который сможет ускорить введение в строй станции метро "Адмиралтейская", что позволит ему в дальнейшем получать стабильную прибыль от своей недвижимости и увековечить свое имя в истории нашего города. Мы надеемся, что статья вызовет широкий отклик во властных и деловых структурах города, а также и среди наших читателей. Все полезные и интересные предложения будут рассмотрены.
Хочется верить, что метрополитен будет развиваться, сохраняя и преумножая свои лучшие традиции, и вскоре новые станции будут радовать нас своей красотой и комфортом.
Будущее метрополитена начинается сегодня, и оно зависит от нас!
Генеральный директор ЛЕНМЕТРОГИПРОТРАНС Кулагин Н.И.
Дополнительная информация