М. БЛИНКИНА


Три роли света 


«Сведи к необходимости Всю жизнь, и человек сравняется с животным», — устами знавшего толк в роскоши и нищете короля Лира сказал Шекспир. В те времена спектакли длились часа по четыре, нередко прерывались из-за дождя и заканчивались поздним вечером, когда теплый свет свечей на сцене вторил холодному мерцанию открытого звездного неба над головами зрителей. В театре, как и в жизни, свет всегда был насущной необходимостью и, одновременно, прекраснейшей роскошью — так же, как человеческий глаз, орган жизненно важный, служит для нас неоспоримой приметой красоты. И раз уж мы усвоили, что весь мир — театр, стоит вспомнить продолжение этой знаменитой фразы: «в нем каждый не одну играет роль».


Ведь это всецело относится к освещению, способному очаровать загадочной заманчивостью или создать обстановку, безупречно подходящую для работы, перенести в мир грез или помочь успеху в торговле. Поэтому сегодня мы посетим три абсолютно разных объекта, которые объединяет только одно — стремление к совершенному освещению прекрасных вещей. Стремление, воплотившееся в жизнь благодаря грамотной и тонкой работе фирмы «Модуль».


Эрмитаж для большинства петербуржцев — это великолепные интерьеры и шедевры мирового искусства. На самом деле наш музей славится не только своим непревзойденным собранием, но и интенсивной научной деятельностью. Здесь реставраторы поверяют гармонию творческих озарений алгеброй строгих знаний. Здесь возрождаются произведения искусства и рождаются новые технологии. А чтобы восстановить и сохранить предметы, дошедшие до нас сквозь тьму веков, нужен особый свет, лишенный декоративности, но тщательно продуманный и правильно организованный. Со свойственным россиянам мужеством сотрудники лаборатории монументальной живописи многие годы использовали самодельную осветительную систему. Она, конечно, была далека от совершенства, но все мы привыкли за неимением гербовой писать на простой. Тем не менее, обратившись в фирму
«Модуль» за заменой осветительной системы, работники Эрмитажа не хотели менять шило на мыло и предъявили довольно строгие, хотя и обоснованные, требования. Они вытекают из необычного трудового процесса: согласно уникальной «эрмитажной» технологии обнаруженные при раскопках фрагменты настенной росписи переносят на марлю, в таком виде транспортируют, а затем реставрируют, разместив на огромном лабораторном столе. Его плоскость, естественно, должна освещаться ярко и совершенно равномерно. Кроме того, столетия пролежавшие в земле краски чувствительны к повышенной температуре и необходимо интенсивное освещение без нагрева. И, наконец, чтобы не ошибиться в подборе цветов, нужен предельно естественный спектр света. Раньше подобного эффекта пытались добиться, добавляя к отечественным лампам дневного света несколько подкрашеных лампочек накаливания. Теперь здесь рассчитана и установлена потолочная система из современных люминесцентных ламп, наиболее экономичных, работающих как свечки, а не как печки и лишенных раздражающего глаз мигания. Так что помимо чисто практических задач удалось сделать напряженную работу менее вредной для реставраторов. Впрочем, они так сконцентрированы на древней живописи, что привыкли не щадить свое зрение. Ну что ж — совершенство в освещении редкого и сложного труда заключается не во внешнем эффекте, а в гармоничной целесообразности.
Если в лаборатории освещение играет роль трудолюбивой, но незаметной золушки, то в развлекательном заведении оно превращается в принцессу. Боулинг-холл гостиницы «Прибалтийская» считается одним из лучших в нашем городе во многом благодаря своему необычному интерьеру, погружающему посетителя в романтический мир современной фантастики. Азартная борьба света и тьмы прекрасно соответствует азартному духу этой старинной и модной игры. Сложность светового решения зала и примыкающего к нему бара заключается в том, чтобы создать обстановку, полную контрастов, но не режущую глаз. А интенсивная цветовая гамма помещения требует впечатляющего и гармоничного по цвету освещения, причем главным героем интерьера является пространство, и источники света должны придать ему разнообразие и сказочную таинственность. Окончательный вариант — плод совместных усилий дизайнера и работников фирмы «Модуль» — построен на применении скрытых светильников, мягко подсвечивающих структурные плоскости, в сочетании с декоративными, которые создают занимательную игру световых пятен. Светящиеся изнутри благодаря люминесцентным лампам стены и применение ультрафиолетовых ламп с их космическим холодным светом сотворили атмосферу, напоминающую увлекательную компьютерную игру, полную неожиданностей и безобидных опасностей. Роль акцента играют интересно сгруппированные деревянные светильники в форме кегли, в которые вмонтированы неяркие 20-ваттные галогенки. Они особенно выигрышно смотрятся в баре, где разноцветные пятнышки света отражаются в оригинальном золотом потолке. Чтобы переходы от света к тьме не были грубыми, при подборе светильников широко использовались лампы со стеклышками и со специальным напылением, рассеивающим свет. Кстати сказать, плавно перетекающий свет обладает удивительной способностью связывать предметы, и поэтому при всей разноцветности боулинг-холл воспринимается как единое целое. Разумеется, подобный имидж противоречит классическому представлению о том, что ничто не должно отвлекать посетителей от игры. Зато он удивляет и привлекает, а также надолго запоминается. А опыт учит нас, что игра сама по себе обладает свойством засасывать, несмотря ни на что...
И, наконец, место, где свету предписана компромиссная роль ненавязчивого спутника шикарной одежды, — бутик «Карун». Его директор считает, что в магазине, торгующем товаром высокого класса, освещение предрешает коммерческий успех. Оно должно откровенно демонстрировать покупателю предлагаемый ассортимент, как бы подчеркивая, что продукция такого уровня не боится самого пристального рассматривания. С другой стороны, сами светильники не должны конкурировать с тем, что выставлено для продажи, поэтому современный функционализм тут придется как нельзя более кстати. Вместе с дизайнером были выбраны простые, но элегантные прожектора, которые закрепили на токовую шину по трое. Изящества распределения света в «Модуле» добились путем чередования в одной группе разных ламп: две лампочки с рефлектором, отражающим световой поток, соседствуют с единственной галогеновой. Благодаря этому в итоге получилось удачное сочетание рассеянного и точечного света, общей подсветки и легкого акцента. Потолочная система, естественно, позволяет менять направление потока, адаптируя освещение к текущим задачам. Продавцам возможность выделить таким образом наиболее актуальный товар пришлась по вкусу, а покупатели, которые вряд ли отдельно отмечают способ организации освещения, тем не менее, ценят в изысканных магазинах общее ощущение комфорта и завершенность внешнего облика.
Сегодня во многих сферах жизни совершается переход от радости по поводу самого факта существования к достижению высокого уровня, который немыслим без качественного и разнообразного освещения. В фирме «Модуль» умеют создавать совершенное освещение шаг за шагом, от компьютерного расчета освещенности до монтажа, и, сотрудничая с ней, вы сможете показать себя с лучшей стороны и в самом выигрышном свете.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>