Вячеслав ГРОМОВ


ЭСТЕТИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ 


«Создание «Регламента» может только приветствоваться теми фирмами, которые занимаются наружной рекламой в городе, — таково мнение руководителей фирмы «Иван-дизайн». — На данный момент можно говорить о том, что существующие в этой области документы недостаточно четко оговаривают многие важные моменты. Поэтому заказчику часто невозможно объяснить, почему, допустим, в одном районе вывеску приняли, а в другом — нет. Если же различия между рекламой в центре и районах новостроек будут документально закреплены, многих сложностей и недопонимания при согласовании можно будет избежать. С появлением «Регламента» система оценки станет более стабильной, а ограничения и рекомендации будут достаточно обоснованы с дизайнерских позиций и с точки зрения «отцов города», и, следовательно, уже не возникнет вопросов, что «можно», а чего все-таки «нельзя».
Распрощавшись с эпохой плановых пятилеток и осмысливая свое прошлое, мы вернули историческое название нашему городу, многим его улицам, возрождаем разрушенные храмы... Помочь найти ответ на многие вопросы о перспективах развития «Северной столицы» должна предстоящая Международная конференция «Санкт-Петербург в конце XX века. Город и среда». Она затронет разные темы, в том числе и вопросы эстетики городской среды.
С переходом к рыночной экономике индустрия рекламы так рьяно взялась за дело, что Санкт-Петербург постепенно теряет свое лицо. Переизбыток недостаточно организованных деталей архитектуры малых форм, разного рода рекламные объекты, неорганичные для своего месторасположения, могут исказить облик города до неузнаваемости. Состояние городской среды вошло в очевидное противоречие с genius loci Петербурга — неким умозрительным образом, который закрепился в сознании горожан как интеграл различных истоков, стилей и школ градостроения.
Наш город, наиболее европейский из всех городов России, с момента основания всегда находился в культурной взаимосвязи с Западной Европой. Сейчас современные европейские города могут послужить примером сочетания в одном и том же пространстве неких вневременных ценностей, связанных с историей, корнями европейской культуры и разумного, взвешенного, а не калейдоскопически-хаотичного внедрения рекламы (отражающей и коммерческий напор, и информационную динамику сиюминутной жизни). Достигается это проведением определенной политики, установлением приоритетов с учетом специфики различных зон городских территорий и особенностей тех или иных средств их благоустройства.
Грамотная политика в развитии городской среды требует соответствующих нормативных актов. «Регламент создания и размещения средовых информационных объектов в Санкт-Петербурге», разработанный специалистами КГА,— один из первых документов в этой области. Он определяет методику размещения средств визуальных коммуникаций (рекламы, вывесок, указателей и пр.) в городской среде с учетом эстетических и архитектурно-художественных требований. Авторы документа вовсе не ставят заслон рекламе в историческом центре Санкт-Петербурга, не ущемляют прав граждан на получение и распространение информации, а лишь предлагают формы реализации этих прав.
Исторические районы Петербурга невозможно превратить в сугубо музейные зоны — нельзя им запретить жить и дышать. А жизнь предъявляет свои права: витрины магазинов привлекают новыми приемами аранжировки, обновляется световая реклама, исторические здания приспосабливаются под новые нужды. Все эти новшества должны отвечать определенным требованиям. По мнению главного художника Санкт-Петербурга И.Г. Уралова, сегодня уже сформировался ряд фирм, которые продемонстрировали свое умение работать в городской среде. Это — «Завод Строительных Аллюминиевых Конструкций» (торговые и остановочные комплексы, рекламоносители), фирмы «Рекор» и «Стоик» (рекламные установки), «Возрождение» и «Бик» (благоустройство и мощение), «Спика», «Иван-дизайн» и др.
Полноправными экспертами, оценивающими достоинства городской среды, являются не только специалисты, но и просвещенные горожане, способные оценить любые новшества с точки зрения их органичного сочетания с идеальной (умозрительной) моделью своего Петербурга. Изменения городского ландшафта не должны ломать представления об этом эталоне — такова еще одна задача «Регламента».
Конечно, свод правил не дает всех рецептов по гармонизации исторической среды Петербурга. Многие уникальные петербургские архитектурные ансамбли требуют индивидуального подхода и адресного проектирования. Поэтому можно говорить о том, чт,о «Регламент» — совокупность ограничений и рекомендаций, которые должны верно интерпретироваться профессионалами — художниками и дизайнерами при выполнении конкретных проектных задач.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>