ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Тамара Николаева


    Архитектор Михаил Садовский: наброски к юбилейному портрету

    Любить современную архитектуру непросто, но надо, также как готовиться к ее пониманию. Это особенно очевидно, когда знакомишься с произведениями потомственного петербуржца Михаила Анатольевича Садовского. Утверждать, что этот человек был рожден для зодчества, не будет ни малейшим преувеличением. Оттого-то на всем протяжении своего творческого пути он оставался и остается нужным нашему городу. В феврале 2011 года архитектору исполнится 80 лет.

    Чаще всего художник работает в каком-то одном из двух жанров — или исповедуя, или проповедуя. Садовскому удалось совместить их оба, сохраняя авторское своеобразие и в эпоху формализованного, причем достаточно политизированного периода архитектуры советского периода, и теперь, когда прежние подходы кардинально поменялись. Все его постройки наделены запоминающимися чертами, находятся ли они в историческом центре, такие как Перинные ряды или Дом на наб. Робеспьера,12, (почти литературный герой!) или же существуют в новых районах. М. А. Садовский родился в 1931 году, в жесткие «анкетные» времена. Формальная благонадежность позволила ему сначала окончить среднюю художественную школу при Академии художеств, а затем продолжить образование и в пятьдесят шестом получить диплом архитектора в стенах этого уникального вуза. Его профессор — яркий и одаренный Е. А. Левинсон — обучая будущих зодчих, умел создать наполненное идеями поле свободы. Невысокий, крепко сложенный и щегольски одетый, он приковывал к себе внимание внутренней и внешней элегантностью. Студентам после бесед с Евгением Адольфовичем тут же хотелось воплотить услышанное из уст учителя за чертежной доской... Мало того, каждый из них старался подражать его умению говорить и манере общаться. К пятому курсу большинство выпускников мастерской Левинсона, как правило, проникалось особым интересом к зарубежной архитектуре того времени. Тони Гарнье уже давно проектировал дома с плоскими крышами, Райт впервые применил свободный план... Их новации утверждали себя на Западе десятилетиями, а вот у советской проектной практики этого разбега не было. Ее ведущими направлениями стали градостроительство, типовое жилье и сооружение общественных зданий. Если в период с 1930-х вплоть до второй половины 1950-х гг. наиболее актуальной признавалась задача усвоения классического наследия, то следом за этим в основу обновления архитектуры был положен процесс развития современной техники и серийности индустриального строительства. Не случайно и плодотворный Ле Корбюзье отмечал, что жилой дом — это машина для жилья, стремясь эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения.

    Комплекс производственных зданий
    АО «Электросила»
    на Московском проспекте.
    1972 г. Арх. М. А. Садовский
    Уже самая первая работа молодого архитектора оказалась особенной. Занимаясь подготовкой документации по строительству гидродинамической лаборатории ЦНИИ им. академика Крылова, ему с коллегами из Проектного института № 1 удалось воплотить редкий для своего времени образец монолитного железобетонного купола диаметром 76 м. в «пантеоне», сооруженном для испытания моделей на волне, оригинально решались задачи освещения оконными проемами на всю высоту стен, которые увеличивали воронкообразные потоки верхнего света. Функциональный характер подчеркивала ребристая структура внутренних поверхностей. В том же 1957-ом году он выполняет конкурсный проект станции метро «Чернышевская» и получает по его итогам первую категорию. Спустя еще четыре года М. А. Садовского в группе авторов отмечают поощрительной премией за проект Морского вокзала на Васильевском острове. Оригинальная идея предусматривала консольное покрытие главного зала с предполагаемым использованием актуальных тогда материалов — железобетона и стекла. Михаил Анатольевич и сегодня не скрывает, что на этот образ его вдохновил современный вокзал в Риме. Аналогичный прием консольной конструкции с большим выносом кровли был положен и в основу первого самостоятельного проекта — яхт-клуба на Петровском острове. Хотя в данном случае сам Садовский, всегда умевший оценить мастерство соперника, был искренне рад победе другого архитектора — В. С. Маслова, с эффектной простотой вписавшего свое сооружение в ландшафт. При создании проекта Инженерного корпуса Кировского завода (пр. Стачек, 47) Михаил Анатольевич уже ориентировался на импонирующие ему постройки финского мастера А. Аалто. Здесь принцип ленточной архитектуры оправдал себя в той же мере, как и использованные материалы — лицевой кирпич, дубовые переплеты для окон всех этажей, алюминиевые накладки. Последней значимой для Садовского работой (1970 г.) в институте № 1 стал корпус завода «Электросила» на Рощинской ул. Лаконизм геометрических форм нового цеха по испытанию мощных турбогенераторов подчеркнул кирпич — материал, традиционный для индустриальных объектов Петербурга-Ленинграда. Здание произвело хорошее впечатление на тогдашнего председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина, показавшего его президенту США Р. Никсону, в результате чего почти двадцать человек в 1973 г. заслуженно получили премию Совмина. Два других заводских корпуса, спроектированные в 1968 году, явились образцами решения одной из значительных проблем градостроительства соответствующего периода, относящейся к разработке художественных образов промышленной архитектуры в жилом окружении. Между ним и обликом этой промзоны (Московский пр., 158) явно прочитывается органичное единство, подчеркнутое гармоничной пропорцией размеров промышленных зданий и шириной магистрали. Здания, выросшие по обеим сторонам проспекта, просты и монументальны. Оригинально решен семиэтажный инженерный корпус — его пилоны образуют вертикали стены, а оконные проемы с выдвинутым и заглубленным остеклением разнообразят ее пластику. Для корпусов «Электросилы» Садовский использовал фигурные плиты, проводя немало времени на бетонном заводе и следя за качеством их исполнения. От главного архитектора Ленинграда В. А. Каменского ему удалось добиться согласования увеличения высоты (Московский пр., 139), формируя акцент на одной из главных магистралей. Хороший вкус архитектора помог ему определить нужный масштаб постройки.

    Общеобразовательная школа
    на 825 учащихся (33 класса)
    в квартале №9 г. Пушкина
    Членом Союза архитекторов Михаил Садовский становится уже в тридцать два года. в 1969-м его приглашают на работу в Ленпроект, и там, в течение трех лет, он работает в 6-ой мастерской сначала под руководством В. В. Попова, затем — В. Н. Щербина. в числе прочего этими коллективами создаются достаточно любопытные, хотя и не осуществленные проекты: общественного центра и студенческого городка на Ново-Измайловском проспекте, а также театра Комедии на Московском (под него первоначально выделялся участок, где ныне стоит современное здание Российской национальной библиотеки). Московский проспект предполагалось обогатить интересным зданием с образованием площади. При проектировании круглого в плане объема с цилиндрической сценической коробкой авторами детально учитывались пожелания главного режиссера Н. П. Акимова. Зрительный зал, решенный амфитеатрально, был «окольцован» широким тоннелем, предназначенным для быстрой смены декораций. Жаль только, что после ухода Акимова из жизни разработка ленпроектовских авторов воплотилась лишь на бумаге. Впрочем, желание бросить столь же смелый «архитектурный вызов» возникало и ранее. Оно реализовалось, когда в Москве, рядом с пышно-украшательскими постройками на ВДНХ, появился сильно контрастирующий Павильон автопрома, возведенный по их проекту и завершенный эффектной выносной плитой. Следующие два года архитектор накапливает опыт в мастерской № 1, руководителем которой был В. Ф. Назаров. с 1974 по 1997 гг. Михаил Анатольевич Садовский возглавляет 17-ю мастерскую института, которая в свою очередь специализируется на крайне важной для города теме. в новых кварталах еще с середины 1960-х возводится множество типовых зданий школ и детских дошкольных учреждений каркасно-панельной конструкции. Причем буквально в следующем десятилетии для таких зданий становятся характерными геометризм форм и жесткость планировочного решения. Каждая из подобных построек представляет собой два соединенных корпуса, образуя в плане букву «Н». В четырехэтажных обычно устраиваются классы и кабинеты, а те, что пониже, предназначаются для спортивных залов и столовых. Административные службы располагались в межкорпусной «связке». в детсадах похожая схема служила для разделения старших и младших групп. В восьмидесятые М. А. Садовский предложил использовать метод, согласно которому объемы получают ступенчатое построение с динамической пластикой форм, обеспечивающих разнообразие ракурсов. Акцент вносят вертикали массивных башен вентиляционно-лестничных узлов. Цвет стеновых панелей используется в качестве активного композиционного средства, способствующего усилению художественной выразительности. Функциональная организация садов-яслей, рассчитанных на 280 детей, предусматривала спальни для разных возрастных групп, игровые помещения и комнаты для занятий. К первым осуществленным опытам такого рода относятся постройки на Морской наб., 41, корп. 2, и ул. Кораблестроителей, 37, корп. 2. Расположенные по обе стороны улицы, они наглядно представляют возможности «линейного» и «компактного» формирования объемов — вытянутого в одном случае, либо состоящего из трех соединенных блоков в другом. Здания облицованы глазурованной плиткой, что позволяло ввести любую цветовую палитру, тогда как утолщенные керамзито-бетонные панели (пришлось приложить немалые усилия, чтобы отстоять их размер) значительно утеплили объекты. Один из лучших построенных детских садов Ленинграда находится на Новгородской ул., 21. Краснокирпичный, с белыми деталями, он соединяет в одном объеме двух- и трехэтажные части. Сложная конфигурация, развитая композиция и смена масштабов в элементах напоминают особняк островных ландшафтов. Архитектура полносборных школ и детских садов в новых районах Ленинграда в 1986 г. была отмечена Госпремией РСФСР. На следующий год Михаил Анатольевич участвовал в конкурсе под названием «Повышение качества архитектуры общественных зданий в крупнопанельных конструкциях». Примечательно, что первую премию из трех десятков представленных проектов школьного здания получил коллектив его мастерской. Школы нового типа на 1176 учащихся внедряли в учебную практику кабинетную систему занятий. Основные варианты их компоновки относятся к упоминавшемуся «линейному» или «компактному» виду. Последний предполагал образование внутреннего двора, который мог служить общешкольной рекреацией. Новые нормы обучения диктовали иные приемы проектирования. Первая панельная компактная школа была построена в Невском районе на ул. Белышева, 6 (1980 г.). Примером же линейной может служить здание на ул. Добровольцев, 60, корп. 2 (1982 г.). План этого здания решен в виде «бабочки», в то же время актовый и спортивный залы утоплены и освещаются верхне-боковым светом. Рациональная схема планировки была рассчитана на долгие годы и экономически оправдала себя. Зодчий предвидел, что такое решение сохранит актуальность и в будущем. Фасады школьных зданий решены с использованием мелкоразмерной стеклянной или керамической плитки, каменной крошки, что также позволяет варьировать цвет, уничтожая черты безликого макетирования, присущего архитектуре панельных зданий. Здесь колористически выделяются оконные откосы и междуэтажные тяги, штраба отделяет одно цветовое поле от другого. Особенно эффектно это смотрится в кирпичных постройках школ (ул. Танкиста Хрустицкого, 31, Маршала Казакова, 30, Савушкина, 61 и 111, корп. 2, Демьяна Бедного, 6, корп. 2). Некоторым своеобразием от всего этого должен был отличаться проект школы с учебной обсерваторией на Пулковском шоссе. По стечению обстоятельств, согласован он был в день путча 1991 г., и дальше, к сожалению, не получил осуществления из-за отсутствия средств. Новаторство во внешнем облике и планировочных решениях характерно для экспериментальной панельной школы с бассейном на Выборгском шоссе, 7, корп. 2 (1991 г.). Сейчас там разместилась гимназия, имеющая актовый зал с амфитеатральным расположением мест. Интересно, что в оформлении ее фасадов автор использовал закругленные угловые панели, впервые примененные им при строительстве АТС на ул. Есенина. в 1992 г. На 1-ом Международном смотре творческих достижений стран СНГ эта работа Михаила Анатольевича была отмечена дипломом. Награду того же достоинства, но уже за Дом на набережной Робеспьера получил его проект на фестивале «Зодчество-98». Здание органично существует в сложившейся исторической застройке, сочетая эстетику, комфорт и удобства. Темный гранитный низ и оштукатуренный охристый кирпичный верх, белые горизонтали окон участвуют в гармоничном сочетании эркерных, арочных и прямоугольных элементов. Безупречное чувство меры отвечает принципу зодчего — контроль и самоограничение. Он уважительно отмечает, что идея выделения центра здания со стороны Невы принадлежала Н. И. Апостолу...

    Полностью статью читайте в номере 4[47]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА