ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ирина Андреева


    Архитектура и инжиниринг:
    в поисках гармонии

    ПРОЕКТЫ ООО «АСТАЛЬ». ВЗГЛЯД НА КОНСТРУКЦИЮ
    КАК ЭСТЕТИЧЕСКИ ОСМЫСЛЕННУЮ ЧАСТЬ ФАСАДА И ИНТЕРЬЕРА

    Фирма «АСТАЛЬ» специализируется на проектировании строительных конструкций и фундаментов зданий всевозможного функционального назначения, а также предварительно напряженных вантовых стальных конструкций. Здесь уверены, что потенциал современной архитектуры в значительной мере предопределяется конструктивными решениями и обращением их в осмысленную часть эффектного фасада и интерьера. На практике этот идеологический постулат подразумевает высшую степень «откровенности» того творческого диалога между разработчиками общего архитектурного замысла и инженерных разделов, который выстраивается в поисках гармонии формы и конструкции здания. Собственно, и новый европейский подход к комплексному проектированию заключается в симбиозе и взаимопроникновении архитектурных и чисто конструктивных решений. АСТАЛЬ стремится следовать в этом русле, хотя и с некоторой поправкой своего курса на уместность и экономическую целесообразность в условиях отечественного инвестиционно-строительного рынка.

    Главный конструктор ООО «АСТАЛЬ» к. т. н. Антон Смирнов пришел в эту сферу из архитектуры. Это уже само по себе любопытно и отчасти объясняет, почему эстетическая сторона дела и нашим собеседником, и возглавляемой им командой принимается не в качестве какого-то обременения, навязанного архитектором, а как его неотъемлемая составляющая.

    — Можно предположить, что так сложилось не сразу и не вдруг?

    — Действительно, на первых порах мы работали на субподрядных началах с архитекторами разных поколений, включая как самых опытных, признанных мастеров, так и наших ровесников — совсем еще молодых, начинающих авторов. С течением времени круг партнеров бюро четко определился, вобрав в себя в основном представителей новой генерации авторов, которые также уверены, что архитектура и конструкция неразделимы, а декораторство в современной урбанистической среде ложно противоречит идеям современной архитектуры.

    Центр дизайна «Аура».
    Конструкции ООО «АСТАЛЬ»
    Бесспорно, если речь идет о реставрации, то там следует применять технику и технологии, которые соответствуют времени постройки объекта. О средовых характеристиках не стоит забывать, но когда с нуля строится абсолютно современное здание, это не терпит малейшего обмана, и здесь не должно быть никакого расслоения на внешнее и внутреннее. В противном случае вы рискуете не получить ничего, кроме дисгармонии формы и конструкции, экстерьера и интерьера. Наш самый крупный объект — торгово-выставочный комплекс «Аура» в Лахте — лучше всего, как ни странно, выглядел, когда все конструкции были смонтированы, но еще не закрыты фасадами. Именно в этот момент получились самые выразительные фотокадры. Для формообразования в архитектуре вообще, а не только нашего времени, всегда были интересны примеры, когда конструкция не просто присутствует в здании как его неотделимая часть или скелет, но одновременно просвечивает, читается, работает на силуэт.

    — По инерции принято считать, что всяческие открытые ажурные переплеты из стали выглядят хоть и красиво, но уместны разве что в индустриальной, ну и с относительно недавних пор в общественной либо деловой архитектуре...

    — Обнаженные металлические конструкции могут смотреться весьма агрессивно и мало вписываются в расхожее представление о комфортном быте. Хотя попытки сломать этот стереотип предпринимались не раз: тот же американец Филипп Джонсон полвека назад или Вернер Зобек, уже в наши дни, экспериментировали с возведением жилых домов из чистых металлоконструкций. Правда, до сих пор эти опыты носили характер частных проектов, выполненных известными авторами для себя. Однако не стоит исключать, что один из векторов развития жилищного строительства рано или поздно будет сориентирован в этом направлении.

    Жилой дом со встроенными помещениями
    и подземной автостоянкой
    (Суворовский пр., 63)
    Применительно к жилью такая тема перспективна, интересна, но достаточно нова. Приведу в качестве иллюстрации дом на Суворовском пр., не так давно построенный по проекту мастерской «Б2». В этом случае нам предложили «одеть» в наружные металлоконструкции фактически готовое здание. На тот период архитектор Феликс Буянов контурно обозначил, какие детали он хотел бы видеть в качестве дополнения своих фасадов. Мы попытались дополнить образ жилого дома легкими парящими малыми формами. Процесс шел не сам по себе, а в том самом творческом диалоге: нужные импульсы задавал архитектор, мы тем временем старались привнести во все определенный технологичный дизайн. «Свежий взгляд» никогда и ничему не вредит, иногда даже лучше бывает прийти в какой-то проект на финальном этапе, чтобы с новыми силами принести строящемуся объекту законченность.

    — Если уж мы завели речь об одном стереотипе, не лишним будет вспомнить и о другом. С советских времен считалось, что конструкции необходимо закрывать. Каково ваше мнение на этот счет?

    — В наши дни это давно уже не актуально. Во-первых, свою роль стали играть соображения экономической эффективности строительства: когда у вас получается чистая конструкция, которая вдобавок еще и самодостаточна как архитектурный элемент, здание обходится дешевле, дает меньшую нагрузку на фундамент и т. д. Но это лишь материальные преимущества. Во-вторых, прозрачное здание обретает куда более цельный облик, работает как живая реклама своей функции и отражает современную философию демократии и открытости, социального контроля. Думаю, для европейской общественной архитектуры последнее важнее. Искусственный разрыв между конструктивной и декоративной составляющими в архитектуре наметился еще в древнем Риме, когда использовался синтаксис греческой классики, но были привнесены пилястры, полуколонны и другие чисто декоративные элементы. В эпоху барокко, историзма и эклектики этот разрыв поощрялся и усиливался, и лишь архитектура авангарда 20-х годов вновь слила конструкцию и экстерьер воедино.

    Впрочем, если чуть глубже заглянуть в историю архитектуры, то применение чистой конструкции восходит к греческому классицизму эпохи Фидия и Перикла — вспомните самые ранние архаические храмы, колонны которых изготавливались из цельного ствола дерева, а система архитравных и карнизных балок — из отесанного бруса. Стремление гармонично выразить тектонику прохождения усилий и напряжений минимальными изобразительными средствами характерно для многих зодчих прошлого. Конечно, в нынешних глобальных проектах невозможно сосредоточить все нити управления в одних авторских руках, но это объективное разделение труда не должно приводить к цеховой разобщенности. Успех достигается только там, где архитектор и конструктор ни в коем случае не конфликтуют, а напротив, плодотворно взаимодействуют. По лаконичной чистоте пропорций и выражения тектоники через простую стоечно-балочную конструкцию многие современные здания, такие как здание Carre d’Arte Фостера рядом с Храмом в Ниме или Вилла Савой Ле Корбюзье, можно рассматривать как пуристские интерпретации архаической классики, искусно исполненной на новой материально-технической базе и принципиально ином витке развития цивилизации.

    — Как вас будет правильнее позиционировать?

    — На рынке проектирования на сегодняшний день присутствует немало организаций, обеспечивающих надежные решения по строительным конструкциям. У нас, в принципе, такие же предложения, но со специфической оговоркой: важным аспектом деятельности АСТАЛЬ является эстетическое осмысление подобного рода задач, когда проектные акценты смещаются в сторону дизайна строительных конструкций. Будучи ограничены довольно традиционными материалами — металл, железобетон, дерево, стекло — мы, тем не менее, всегда пытаемся «вытянуть» эстетику конструкции из легкости, прорисовки узлов, усилить визуальную составляющую красивым плавным силуэтом. Иначе говоря, наше бюро рассматривает себя где-то в слиянии понятий «конструкция» и «архитектурный дизайн». Немецкий конструктор Вернер Зобек, конструкции которого есть по всему миру, ввел понятие «архиниринг», вложив в него свое представление о гармоничном сплаве архитектуры и инжиниринга, возведенном в ранг нового вида искусства. Нам интересна как раз эта сторона проектирования...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА