ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Андрей Ильин


    архитектор афошин:
    «результатом удовлетворены»

    Aвторы квартала «Жемчужная премьера»
    из института «ЛЕННИИПРОЕКТ» награждены золотым дипломом
    на петербургском смотре архитектурных произведений года

    Многое ожидается в Санкт-Петербурге от проекта «Балтийская жемчужина». Наряду с жилыми пространствами различной структуры и этажности, сюда должны войти кварталы общественного назначения: офисы, гостиницы, развлекательные центры. Еще на церемонии закладки первого камня в фундамент будущего строительства губернатор города В. Матвиенко пообещала, что со временем этот комплекс станет новой архитектурной достопримечательностью Северной столицы. Сегодня процессу положено реальное начало: квартал 38.1 «Жемчужная премьера» стал не только первой реализацией в составе крупнейшего инвестиционного проекта, но и обладателем Золотого диплома на смотре-конкурсе «Архитектон-2010» в разделе «Постройки».

    До начала строительного освоения территории по ней протекала река Сосновка. Чтобы приступить к комплексной застройке участка, ее русло пришлось перенести. Так здесь появилась пешеходная набережная с подпорной стеной и ограждающими металлическими перилами. Она уже сама по себе является неким новым, но точным архитектурным образом, пусть это всего лишь один штрих к «портрету» нового квартала. О многих других деталях работы над будущим образом нам удалось узнать из беседы с руководителем авторского коллектива, выполнившего эту проектную разработку, почетным архитектором РФ, начальником пятой мастерской ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» Николаем Антониновичем Афошиным:

    — Насколько мне известно, на сегодняшний день в жилом квартале «Жемчужная премьера» реализовано порядка половины квартир. Согласитесь, если учитывать общее падение спроса на рынке недвижимости, это очень приличный показатель. Конечно, как город, так и китайские девелоперы рассчитывали на более высокие объемы продаж, но определенные коррективы в их изначальные планы внес кризис. В настоящий момент темпы самого строительства и его проектной подготовки несколько снизились. Рано или поздно положение стабилизируется и будет улучшаться, пусть даже прогнозы по срокам, когда конкретно это начнет происходить, пока еще очень противоречивы. В такой ситуации остается не терять оптимизма ни застройщикам, ни тем, кто несет авторскую ответственность за принятие архитектурных решений — то есть сотрудникам нашего института.

    — Тем более что «Балтийская жемчужина» по-прежнему входит в число стратегически приоритетных строек Санкт-Петербурга. Еще около двух лет назад, проводя выездное заседание городского правительства непосредственно на этой площадке, Валентина Матвиенко отметила колоссальный объем, высокий уровень организации работ, и профессионализм компаний, которые их реализуют. Губернатор подчеркнула необходимость обязательно использовать этот опыт при освоении других территорий и главную задачу — наращивать темпы. Дальше процитирую дословно: «Подобная комплексная застройка с общей инфраструктурой и единой архитектурной концепцией под силу только крупным корпорациям, способным обеспечить значительные финансовые вложения на первом этапе. С таким инвестором мы можем быть уверены в успехе проекта». Отсюда вопросы: как коллективу вашей мастерской работалось с китайцами, отличаются ли их подходы и требования к построению проектного процесса от тех, которые исповедуют российские коллеги?

    — Все наше сотрудничество с самого начала стало выстраиваться на принципах полного взаимопонимания. Мы со своей стороны старались основательно вникнуть в специфику задачи, поставленной зарубежной компанией. Ее представители, в то же время, стремились учесть особенности архитектурного проектирования и строительной деятельности, которые присущи России в целом и Петербургу в частности. При этом китайские застройщики никогда не «отмахивались» от наших идей, каждая из них внимательно изучалась, оттачивалась в ходе обязательных дискуссий и только затем получала право на воплощение. Хотим мы того или нет, но создание любого проекта, независимо от масштабности и сроков реализации, подразумевает поиск разумных компромиссов. Это ничуть не преуменьшает творческой нагрузки на автора, а напротив, делает его работу более интересной, содержательной и ориентированной на оптимальный конечный результат.

    Что же касается отличий от сложившейся у нас в стране практики взаимодействия проектировщика с заказчиком, то я бы назвал их радикальными. Во-первых, сроки на выполнение всех стадий разработки отводились очень сжатые, постоянно и жестко контролировались. «Раскачиваться» было практически некогда, поэтому, чтобы своевременно и качественно выдавать проектный продукт, нашим архитекторам, конструкторам и инженерам нередко приходилось засиживаться в институте допоздна, а то и приезжать сюда в выходные. Только непосредственно соприкоснувшись с подобной моделью построения бизнеса, начинаешь по-настоящему понимать, откуда в современном Китае берутся достижения в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в градостроительстве. Они кажутся совершенно невероятными не только на наш российский взгляд, но также по западноевропейским и американским меркам. В этой стране мне довелось побывать трижды, первый раз в качестве туриста, а затем с деловыми командировками, и я никогда не уставал поражаться все новым и новым архитектурным красотам Шанхая, олимпийского Пекина, строительному размаху, с которым развиваются эти мегаполисы...

    — ...И совсем не случайно многие из выдающихся зодчих XXI столетия считают для себя честью поработать в КНР. Не вижу ничего предосудительного и в том, что горожане задолго до рождения окрестили квартал 38.1 «китайским» (слышал даже, как между собой в мастерской вы и сами его называете таким образом). И все же, главное состоит, на мой взгляд, в том, что здесь при относительно небольшой площади застройки удалось реализовать очень многое из последних достижений архитектурной и инженерной мысли, рационально организовать систему внутренних и внешних коммуникаций, достигнуть пропорциональности, визуального и функционального единства. В итоге сформировался завершенный ансамбль, образ которого при всей его новизне получился весьма уместным и совершенно петербургским. Почти никогда архитекторы не обходятся без претензий к строительному исполнению своего замысла. Неужели в случае с «Жемчужной премьерой» имеет место то самое редкое исключение?

    — Сама стройка тоже была подчинена четкому ритму и велась ускоренными темпами, которые, между тем, не должны были навредить результату. В условиях постоянного дефицита времени, разумеется, возникали проблемы, но не глобальные, а в основном такие, которые можно было урегулировать в рабочем порядке. Управление проектом осуществлялось по хорошо отлаженной схеме, тогда как система авторского надзора, налаженная за десятилетия в ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», очень адекватно в нее вписалась. Никто никого не подгонял, однако подрядные организации, как китайская, так и российская, стремились соблюсти не только сроки строительства, но и все качественные параметры, заложенные в нашей разработке. По всему чувствовалось: на объектах комплекса заняты профессионалы достойной квалификации, которым можно доверять самые сложные задачи. С другой стороны, не наблюдалось привычного для современного строительства намерения где-то сэкономить на материалах, где-то отклониться от технологий в ущерб архитектурному решению. В этом плане авторский коллектив может быть полностью удовлетворен полученным результатом...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА