ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Светлана Седова


    Исторический портрет петербурга

    До 27 февраля будущего года в парадных залах особняка Румянцева (Английская наб., 44) будет работать выставка «Старый Петербург. Столица и окрестности». Она открылась в октябре и объединила более 160 произведений живописи и оригинальной графики XVIII — середины XIX вв. из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга: виды центральной части, Царского Села, Павловска, Петергофа, Гатчины, Парголова, Черной речки, Каменного, Елагина, Крестовского островов, созданные лучшими русскими художниками и иностранными мастерами, жившими в России. Наряду с городскими пейзажами в экспозиции представлены бытовые и жанровые сцены, виды интерьеров петербургских и загородных дворцов, особняков, общественных зданий, которые расскажут о повседневной жизни столицы Российской империи на протяжении полутора веков: от эпохи Петра Великого до периода правления Николая I.

    Д. Ламони.
    Набережная Невы у Летнего сада
    Самое раннее по времени создания (1723) из экспонирующихся на выставке произведений — рисунок архитектора Николо Микетти «Колоннада „Кривые галереи“ у шлюза в Петергофе» — очень точно передает дух петровского времени. Восторженное отношение к новой строящейся столице, стремление показать ее блеск и мощь отличает работы художников второй половины XVIII в. Мишеля Дамам-Демартре, Карла Кнаппе, Доменико Ламони, Иллариона Мошкова, Гавриила Сергеева, Жана Траверса. Они сумели запечатлеть простор и ширь городских площадей, проспектов, размах грандиозных строек, великолепие императорских резиденций в Петербурге и пригородах. Особую ценность среди этих произведений представляют пейзажи, выполненные в 1780–1800 гг. архитектором и замечательным рисовальщиком Джиакомо Кваренги.

    Город первой половины XIX в. представлен в экспозиции полотнами прославленных петербургских пейзажистов Федора Алексеева, Ивана Айвазовского, Максима Воробьева, Алексея Максимова, Бенджамена Патерсена, акварелями и карандашными рисунками Пьетро Гонзага, Луиджи Премацци, Василия Садовникова, братьев Григория и Никанора Чернецовых, Иосифа Шарлеманя и др.

    Атмосферу, царившую в Петербурге времен императоров Александра I и Николая I, передают акварели и гравюры с изображением военных парадов, торжественных церемоний, народных празднеств. В этом разделе выставки особый интерес представляют работы Огюста Монферрана «Выгрузка колонны для Исаакиевского собора» (1824), Максима Воробьева «Дворцовая площадь в день открытия Александровской колонны 30 августа 1834 года» (ок. 1834) и Василия Садовникова «Открытие памятника Николаю I на Мариинской площади» (1859). Городские гулянья изображены на гравюрах неизвестных художников «Ледяные горы на Неве у Петровской (Сенатской) площади» (1810-е), «Катальные горы на Крестовском острове» (1810-е — начало 1820-х) и живописное полотно предположительно кисти Ивана Крамского «У балаганов» (1860-е).

    Демонстрирующиеся на выставке произведения не только знакомят с творчеством великих мастеров, судьба которых была связана с нашим городом, но и проводят определенные параллели между его историческим и современным обликом.



    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА