ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Наталья Анисимова


    проверено временем

    Инновационная методика восстановления и сохранения медной скульптуры
    признана профессионалами

    Изделия из сплавов меди люди научились изготавливать более пяти тысяч лет назад, но надежный и корректный метод их защиты от внешнего воздействия ищут до сих пор. На фоне десятков обкатанных временем способов борьбы с коррозией на памятниках из медных сплавов сегодня ведется успешная работа над совершенно новым — уникальным с точки зрения технологии и адекватным европейским принципам сохранения культурного наследия. Инновация, представленная ее разработчиком на обсуждение в Союз реставраторов Санкт-Петербурга, получила высокую оценку коллег по профессиональному сообществу.

    Точка отсчета

    Эту реставрацию помнят все горожане: в 1999–2001 гг. знаменитых Коней Клодта по очереди демонтировали и увозили с Аничкова моста в мастерские на долгие месяцы. СМИ вели хронику событий, вот только о самом важном — уникальной методике восстановления скульптур, разработанной главным специалистом фирмы-подрядчика «Интарсия» В. Г. Сориным, — даже специализированные издания, включая «АРДИС», информировали с известной долей осторожности. Никто не торопился во всех подробностях и деталях рассказывать о реставрационном ноу-хау, на тот момент не испытанном ни практикой, ни временем.

    Автор методики Владимир Сорин
    на объекте. Фото 2002 г.
    Прошедшие десять лет подтвердили все несомненные плюсы данного метода. Это именно тот случай, когда риск, в принципе чуждый реставрационному процессу, оказался абсолютно оправдан. «К началу реставрации четыре скульптурные группы „Укротители коней“ были покрыты зелеными потеками и пятнами. В контактный микроскоп мы видели, что металл изъязвлен так называемой бронзовой болезнью. Авторская поверхность разрушалась буквально на глазах, — вспоминает Владимир Сорин. — Вообще-то Аничков мост — очень неудачное место для скульптуры из медного сплава: постоянная вибрация, повышенная влажность, автомобильные выхлопы и летящие из-под колес брызги грязной соли... А ведь поваренная соль — это источник ионов хлора, вызывающих наиболее опасный вид коррозии. Словом, памятник здесь испытывает колоссальную нагрузку. К концу девяностых годов три из четырех пустотелых плинт под скульптурой растрескались и прогнулись. Одна из фигур накренилась и начала сползать в сторону реки. Ни один классический способ реставрации в данном случае не подходил, что и показала предыдущая практика. Было очевидно: нужен новый способ борьбы с бронзовой болезнью, точнее — с ее рецидивами».

    Надо сказать, что наш собеседник в то время уже несколько лет занимался поиском способа нанесения защитного слоя на металлические скульптуры. К моменту «спасения коней» разработанные им совместно с коллегами из Политехнического института методика и оборудование проходили заключительные испытания.

    Реставрация по сути консервативна и к новшествам недоверчива. Для оценки нового метода в КГИОП собрали большой реставрационный совет. Эксперты понимали, что без решительных мер памятник международного значения неизбежно разрушится, но и допустить его гибели вследствие реставрационной ошибки не могли. После многих дискуссий «группа Сорина» убедила авторитетную аудиторию в целесообразности рискованного шага, подтверждая свою позицию многочисленными испытательными заключениями. На положительное решение, безусловно, повлияло и то, что ситуация была безвыходной.

    Время доказало верность принятого решения. Кроме тех участков, которые повреждены вандалами, памятник абсолютно сохранен. Бронзовая болезнь больше не развивается.

    Элегантно. На века

    Известно, что патину можно разделить на две категории: благородную и дикую. Благородная патина состоит из двух слоев. Внутренний слой — это куприт (закись меди), единственная естественная защита от окислительных процессов. Наружный слой — это окись и соли меди. Соотношение закиси, окиси и солей в разных благородных патинах может варьироваться, но общим остается главное: такая патина растет в атмосфере примерно до 80 мкм, а затем скорость роста уменьшается. Доступ атмосферы к поверхности блокируется. Совсем по-другому ведет себя дикая патина, имеющая рыхлую структуру и адсорбирующая влагу. Самая коварная среди диких патин, растущая циклически или с ускорением и способная «изъесть» памятник до дыр, — это так называемая бронзовая болезнь.

    «При советской власти памятники регулярно промывали раствором азотной кислоты, то есть лишали их благородной патины, а затем покрывали искусственной сульфидной патиной темного цвета и натирали воском, чтобы все сияло новизной, — замечает Владимир Григорьевич. — Сегодня реставрационная доктрина, слава Богу, поменялась, и историческая достоверность приобрела первостепенное значение. В этом направлении и работает новый метод: он возвращает скульптуре, предварительно излеченной от бронзовой болезни, защитный слой куприта — первый слой благородной патины, причем с усиленными защитными свойствами».

    В специально разработанный плазмотрон поступает ультрадисперсный медный порошок. Раскаленные до плазменного состояния частицы, вылетая с огромной скоростью из сопла, моментально вплавляются в поверхность меди, преобразуясь в точке прикосновения в закись и окись меди, соотношение которых можно регулировать с большой точностью, и это позволяет подбирать нужный цвет защитного слоя. Состав же его остается неизменным на многие годы.

    Один из эпизодов
    реставрационных работ
    на Аничковом мосту
    Высокоточный и вариативный инструмент для плазменного нанесения патины разработан учеными В. С. Клубникиным и Б. А. Юшиным, автором самой реставрационной методики является В. Г. Сорин, а патентодержателем изобретений — компания-подрядчик. Решение этой чисто утилитарной задачи поражает элегантностью и функциональностью. «При помощи нашего плазмотрона можно регулировать пористость защитного слоя», — продолжает Сорин. — Конечно, минимальное количество пор, с технической точки зрения, является наилучшим результатом, но в реставрации свои задачи. Все дело — в форме пор и их предназначении«. В микроскопические «бутылочные» отверстия, расположенные узкими горлышками наружу, вводится ингибитор коррозии бензотриазол, растворенный в спирте. Это вещество хорошо известно в реставрации: к сожалению, под воздействием солнечного света оно разрушается, поэтому на открытой поверхности дольше полутора лет не держится. Другое дело — в тени, которую обеспечивает бутылочная форма отверстий.

    Полученную пористую поверхность реставраторы называют пьющей. Спиртовой раствор бензотриазола, нанесенный на нее кистью, моментально впитывается, оставляя поверхность совершенно сухой. Эффект продолжается, пока «бутылочки» не наполнятся. Спирт из них вскоре испаряется, а бензотриазол в виде кристаллов остается внутри. Его концентрация на единицу площади в 100 тыс. раз (!) превышает концентрацию при обычной поверхностной обработке.

    Ежедневный конденсат воды, а также осадки немного растворяют и постепенно вымывают ценный порошок из пор, так что происходит постоянная обработка поверхности. Этот процесс продолжается более 50 лет. Таково испытательное заключение ВНИИ «Нефтехим». (В ходе испытаний в камерах искусственного климата создается агрессивная среда, суточное воздействие которой соответствует годовому в реальных условиях). Таким образом, уникальность новой защиты не подвергается сомнению...

    Полностью статью читайте в номере 3[46]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА