ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Вадим Спиридонов,
    Владимир Смирнов


    МОЗАИКА.
    ГАРМОНИЯ СТРУКТУРЫ

    Одним из направлений деятельности «Архитектурной мастерской — ТРИ», о которой уже рассказывалось в номерах этого журнала, является проектирование и исполнение мозаичных произведений. Многолетний опыт работы в этом направлении позволяет судить об основных принципах, сути и тенденциях развития данного вида искусства.

    Мозаичные полотна рассматриваются в контексте общих архитектурных решений. Такой подход всегда оправдан, мозаика — коллективное творчество. Содружество архитектора, художника-монументалиста и мозаичистов, объединенных общим пониманием мозаики, позволяет пройти весь путь от замысла до воплощения, раскрывая заданную тему средствами именно этого вида искусства.

    Две последние работы мастерской — в часовне церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове и в комплексе Ганзейского союза в Великом Новгороде — удачный пример включения мозаичных объектов в контекст архитектурной среды и окружающего ландшафта. Это дает повод еще раз задуматься об актуальности мозаики, ее границах и возможностях. Несмотря на различное содержание мозаик (икона — в первом случае, гербы — во втором), их объединяет общее задание: и иконография, и геральдика подчинены определенному канону, строго очерчивающему рамки, в которых возможен творческий поиск. Это обстоятельство, как ни странно, сыграло положительную роль, заставив искать лаконичное решение. Так мы возвращаемся к основам мозаики, ее традиционному изобразительному языку, где отбор выразительных средств уже был произведен.

    Основной признак «мозаичности» — структурное построение формы и пространства. Последовательное применение этого принципа в решении всех пластических и колористических задач делает мозаику убедительной. Структура. Организующее начало. Построение целого из первоэлементов, модулей. Природное, естественное начало. Вероятно, в этом — притягательность мозаики.

    В мозаике техника исполнения, прием обнажены: всегда видно, как это сделано, процесс присутствует в результате, глаз может проследить весь путь построения формы. Это предполагает активное участие зрителя, соучастие. Мозаичное произведение как бы воссоздается в восприятии, мозаика приглашает к диалогу.

    Искусство мозаики — поиск гармонии структуры. Мозаике чужда всякая иллюзорность, имитация. Она монументальна и декоративна изначально, но эти ее свойства раскрываются при одном условии: когда мозаика говорит на своем языке, а не подражает чужому. Возможности мозаики еще далеко не исчерпаны, и потенциал развития, скорее, не в новых технологиях и материалах, а в творческом освоении традиции — только такой путь плодотворен. Не менее важно отношение к этому виду искусства. Мозаика — это серьезно. Присутствие мозаики придает значительность, как залог, вклад в будущее. И опыт убеждает в этом.



    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА