ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Галина Мурзакаева


    КЗС: ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ К ПРОЕКТУ

    Вплоть до настоящего времени ОАО «Ленгидропроект» остается одним из крупнейших отечественных институтов, специализирующихся на осуществлении полного комплекса проектно-изыскательских работ по объектам гидроэнергетики, другим гидросооружениям промышленного, регионального и муниципального назначения. По его разработкам только на территории бывшего СССР построено, восстановлено и реконструировано 80 ГЭС (!), включая Саяно-Шушенскую, Красно­ярскую, Зейскую, Воткинскую, Чиркейскую и др. Из общего числа таких проектов в России реализованы 62, плюс 18 — в прежних союз­ных республиках. Кроме того, силами специалистов ленинградского института в разное время были спроектированы 9 крупных гидроэнергетических объектов в дружественных государствах Азии, Африки, Европы и Южной Америки, подготовлены многие предпроектные решения, а также оказан большой объем консультационных услуг для ГЭС Индонезии, Вьетнама, Пакистана, Ирана, Турции, Танзании, Анголы, Нигерии, Бразилии, Чили, Мексики, Югославии, Греции и других стран.

    Уже сама по себе карта мира, обильно украшенная «знаками присутствия» ОАО «Ленгидропроект» за 90 лет деятельности, внушает почтительное уважение к его коллективу. Тем более что и для Северной столицы в списке работ института нашлось достойное место. Речь в данном случае идет об участии коллектива в создании Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. К обсуждению некоторых специфических моментов этой разработки мы вернулись в очередном интервью с главным инженером проекта КЗС С. Н. Кураевым.

    — Сергей Николаевич, в прошлый раз вы не только подробно осветили историю строительства Комплекса, но и остановились на ближайших планах института, связанных с этой темой. Какие из них удалось реализовать за два минувших года?

    С. Кураев:
    — Сам проект «Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений», как и намечалось, нами был закончен в 2008 году. Выполняя его, мы преследовали две цели: во-первых, уточнить стоимость оставшихся работ, а во-вторых, узаконить каждое из внесенных изменений. Последние глобальными не были, тем не менее, их правовое обоснование носило принципиальный характер. В конечном итоге все разделы проекта были проверены, согласованы, и мы получили по нему положительное экспертное заключение.

    Отмечу, что финальный этап нашей работы разворачивался на фоне нескольких крупных аварий на объектах, аналогичных некоторым нашим сооружениям. Наиболее резонансным в числе таких происшествий стал пожар в тоннеле под Ламаншем. Подобные инциденты послужили поводом по-новому оценить надежность ранее запроектированных систем безопасности и частично пересмотреть эти разработки, а также внести определенные корректировки в Проект инженерной инфраструктуры тоннельного отрезка в составе КЗС. На сегодняшний день и эта работа осуществлена в полном объеме.

    — Вероятно, в такой ситуации к вопросу эксплуатационной безопасности объектов «дамбы» пришлось подойти с самым серьезным вниманием и даже привлечь к этому дополнительные силы?

    — Действительно, той же системой противопожарной защиты тоннеля мы, к примеру, занимались совместно со столичными коллегами, которые ведут проектирование тоннелей на МКАД. Сейчас эта разработка вступила в стадию внед­рения. Московский опыт организации безопасного дорожного движения в тоннеле мы учли применительно к таким проектным разделам, как вентиляция, охранная сигнализация, устройство водоотлива, размещение указателей, комплексы видеонаблюдения и диспетчеризации транспортных потоков. В свою очередь нашим зарубежным партнерам из компании Siemens было доверено разработать и протестировать автоматизированную систему управления технологическими процессами КЗС.

    Водопропускное сооружение В2 
    в процессе строительства
    Наряду с этим мы подготовили и, более того, уже утвердили в положенных инстанциях проект безопасности южного котлована судопропускного сооружения С-1, в котором достраивается автодорожный тоннель. Полностью реализована к настоящему моменту и программа мер по повышению надежности плавучего затвора судопропускного сооружения С1. Здесь произведен монтаж металло- и железобетонных конструкций, выполнена установка мехоборудования и сис­тем управления. Кстати, в одном из последних испытаний затвора приняла участие губернатор В. И. Матвиенко вместе с руководителем департамента капитальных вложений Минрегионразвития РФ В. И. Коганом. После того как сооружение С1 было соединено с дамбой Д3, основные строительные объемы на данном объекте можно считать фактически освоенными. Добавлю к этому довольно трудоемкие работы, которые предваряли и сопровождали очистку порогов водопропускных сооружений В1, В2, В3, В4, В5, В6, а также строительство южного участка КАД по КЗС с транспортной развязкой в п. Бронка.

    Примерно так можно обозначить основные позиции, по которым наши специалисты с проектировщиками других институтов в последнее время готовили и представляли на экспертизу проектную документацию с определением сметной стоимости оставшихся работ. Объемы проектно-изыскательских и исследовательских работ на этом этапе составили более 100 млн рублей.

    — Получилась весьма внушительная цифра. Однако это лишний раз доказывает, что на проектной стороне дела при строительстве Комплекса никто не намерен экономить...

    — ...И в особенности на корректировках, необходимость которых продиктована современными требованиями по безопасности. Обратите внимание, что принятые в таком ключе технические решения позволят качественно повысить надежность сооружений. В качестве примера опять же приведу автодорожный тоннель, где теперь планируется установить новую систему вентиляции, провести огнезащиту стен тоннеля под морским каналом на случай автомобильной аварии и выполнить целый ряд дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность работы сооружения.

    — Строительство КЗС на всем его протяжении сопровождали разного рода сложности, в том числе финансовые, организационные. Возможно, лишь последняя «пятилетка» складывается в этом отношении относительно благополучно. Тем не менее, перио­дическое возникновение проблем на стройке такого масштаба — явление неизбежное. Это каким-то образом отражается на вашей работе?

    — Основную часть спорных моментов удается разрешать в оперативном порядке. Хотя случается, что договорные отношения с некоторыми участниками строительства оформляются дос­таточно долго. Такие ситуации существенно осложняют работу ОАО «Ленгидропроект» и наших субподрядных организаций.

    — И все же строительство, как мы наблюдаем, идет, да еще и очень интенсивно. Удается ли при таких темпах выполнения работ минимизировать экологический ущерб Финскому заливу, береговым территориям?

    Мост на судопропускном
    сооружении С2
    — Еще не так давно почти все дискуссии о предполагаемом вреде, который может нанести природе сооружение объектов КЗС, проходили «на повышенных тонах». Сегодня накал страстей вокруг этого заметно снизился, чему имеются очень резонные объяснения. С полной ответственностью могу заявить: наблюдения, которые в течение сорока лет проводили наши сотрудники, постоянно подключая представителей других специализированных институтов и экологических организаций, не выявили ухудшения состояния окружающей среды в районе строительства КЗС. Такого рода исследования проводились по всем направлениям — донные отложения, ледовые явления, химические загрязнения и т. д.

    Начиная с этого года, ФКП «Дирекция КЗС Росстроя» приняла решение о самостоятельном проведении мониторинга и пополнении базы данных по экологическим вопросам. Прежде же ежеквартальный срез аналитической информации с передачей всех полученных материалов в специальный архив Дирекции выполнялся нашим институтом. Так постепенно сформировался банк экологических данных по комплексу защитных сооружений, который в дальнейшем сыграл роль решающего аргумента в разъяснительной работе. Даже решение о завершении строительства КЗС было принято Правительством России во многом благодаря наличию неопровержимых сведений, что никакой угрозы природному окружению оно в себе не несет.

    С другой стороны, за последние годы у петербуржцев заметно поменялась оценка той роли, которую призван играть Комплекс защитных сооружений в жизни города...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА