ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ирина Радченко


    На финишной прямой

    До полного завершения строительства
    Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга
    остается полтора года

    Вид сверху
    на судопропускное сооружение C-1
    Тема строительства КЗС долгое время находится на слуху не только у профессионалов, но и у большинства петербуржцев. Внимание к Комплексу защитных сооружений нашего города от наводнений остается неизменным на всем продолжении реализации этого беспрецедентного проекта. Это вполне естественно, поскольку речь идет об объекте, которому у нас в России даже сегодня непросто подобрать что-либо соответствующее по масштабам, сопутствующим сложностям и затратам, а также по ожидаемым результатам. В 2008 г., когда стройке исполнялось 30 лет, пробудилась новая волна общественного интереса к Комплексу, по инерции именуемому «дамбой». Тогда же под общей рубрикой у нас была опубликована большая подборка статей о прошлом, настоящем и будущем КЗС. С тех пор там многое изменилось, к тому же до полного завершения работ, по официальным данным, остается не более полутора лет. В этом ключе мы и обсудили ситуацию с генеральным директором Федерального казенного предприятия «Дирекция КЗС Минрегиона России» В. И. Щекачихиным.

    — Владимир Иванович, как обстоят дела на объектах Комплекса и в какой последовательности планируется заканчивать его строительство?

    Строительство
    южной части тоннеля
    — К настоящему времени основные усилия сосредоточены на строительстве южной части тоннеля в составе судопропускного сооружения С1. До конца 2010 г. надлежит сделать его строительную часть, сооружаемую открытым способом, и приступить к засыпке. Автомобильное движение здесь начнется лишь после возведения необходимых надземных сооружений рядом с тоннелем и над ним, запуска в работу систем безопасности, очистных сооружений, системы вентиляции, автоматической системы управления дорожным движением и трансформаторных подстанций — все это переходит на будущий год. Намерение наконец-таки открыть проезд по КАД, замкнув трассу на этом участке, присутствует и у нас, и у «Рос­автодора». Соответственно мы подстраиваемся друг под друга, чтобы «встретиться» в нужном месте и в нужное время.

    Параллельно с этим на С1 сейчас продолжаются испытания затвора и сооружается защитная дамба ДЗ. Также завершаются работы по оборудованию и отладке систем энергоснабжения, связи и управления объектами КЗС. Иначе говоря, в будущем году мы должны закончить все основное, оставив под финал лишь сравнительно небольшие объемы пуско­наладочных операций.

    — Когда мы в прошлый раз рассказывали о работах, планируемых на Комплексе защитных сооружений, никто не предполагал скорого финансового кризиса. Тем не менее, он случился, и наверное, каким-то образом повлиял на прежние планы по вводу объектов: может быть, побудил к корректировке части проектных решений?

    — Экономический спад минувшего года, который в той или иной степени отразился на каждой отрасли, не обошел стороной и нас, но, к счастью, на строительство КЗС существенно не повлиял. Действительно, в самый разгар кризиса возникали обоснованные опасения, что федеральные инвестиции сократятся. Однако положение вскоре нормализовалось, и средства продолжили поступать в полном объеме, запланированном Правительством РФ. Как результат, общая цифра финансирования Комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений с 2007 по 2011 гг. составляет 109,33 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Соответственно и никаких проектных изменений, связанных с кризисом, не произошло.

    — Каков в настоящий момент состав основных участников строительства «дамбы», и как вы оцениваете их работу?

    — Уже к середине 2000-х годов на КЗС сформировался устойчивый и вполне дееспособный подрядный механизм, включающий, в частности, ОАО «Метрострой», ЗАО «Атомстройэкспорт», ООО «До? рожная Строительная Компания», а также консорциум в составе ООО «Мортехника», «Боскалис Б. В.» и «Хохтив АГ». Все эти коллективы трудятся на Комплексе и поныне, заслуживая у нашей дирекции как заказчика в целом самые положительные отзывы.

    — И все-таки любое строительство, а тем более, если оно ведется с таким размахом, по определению не может обойтись без разного рода проблемных ситуаций…

    Вид на судопропускное
    сооружение C-2 
    (затвор в положении
    технического обслуживания)
    — Они неизбежны, и здесь не следует забывать, что мы имеем дело со сложнейшим и уникальным в своем роде комплексом, который вводится в действие поэтапно. Скажем, целый ряд наших объектов уже построен, в том числе водопропускные сооружения, судопропускное сооружение С-2, автодорога по гребню дамб. Однако до полной сдачи КЗС использовать средства на их эксплуа­тацию невозможно. Отсюда вытекают определенные организационные трудности, которые, впрочем, удается свести к минимуму при наличии согласованной последовательности работ и соблюдения утвержденных объемов финансирования. Если вы имеете в виду доработки проектной документации, то она подлежит правке практически всегда. К этому, в принципе, все были готовы, тем более что кардинальную корректировку проект советских времен претерпел лишь однажды, в связи с изменениями СНиПов, технических условий и утверждением Государственным заказчиком новых исходных данных по природным условиям. Так, к примеру, появились иные требования к энергообеспечению (переход с 35 на 110 кВ) и устройству очистных сооружений для ливневых стоков с автодороги. Безусловно, и эти, и иные новые нюансы следовало учесть в проектах объектов КЗС.

    — Известно, что первоначальный архитектурный образ Судопропускных сооружений, предложенный В. М. Фрайфельдом, претерпел на выходе ряд существенных изменений. Чем это было продиктовано и каким в итоге стал внешний вид Морских ворот Петербурга?

    —Действительно, в свое время за внешний облик всех зданий в составе КЗС на субподряде Ленгидропроекта отвечала 13-я мастерская института «ЛЕННИИПРОЕКТ», которой руководил Владимир Максимович. Архитекторами были предложены решения по фасадам водопропускных сооружений, административно-технических построек на Северном и Южном устоях судопропускного сооружения С1, здания Управления КЗС в г. Кронштадте. В конечном итоге из числа названных проектов реализованным оказался лишь первый. Что касается административно-технических объектов на С1, то ими занималась уже персональная мастерская Фрайфельда. Предложенная версия предполагала возведение двух десяти­этажных строений, которые располагались симметрично оси судового хода. Высотные отметки зданий в данном случае превышали 52,9 м, а фасадные стены облицовывались керамогранитом, активно насыщались светопрозрачными витражными конструкциями и другими декоративными элементами. Тем не менее, в процессе прохождения Госэкспертизы к этому решению было предъявлено немало замечаний, которые его разработчики, к великому сожалению, оставили без ответа. Именно поэтому генеральным заказчиком было принято решение о передаче проектирования зданий другой организации.

    Новый проектировщик, ООО «СПб Огнеупорпроект», довел дело до конца, и сейчас строительство обоих (теперь уже 11-этажных) административно-технических зданий идет полным ходом. Цокольный этаж с техническими помещениями и частично 1-й, высотой 4,5 м, в окончательном варианте стали расширенными, тогда как этажи со 2-го по 10-й, высотой 3,6 м каждый, выдерживаются размером 16х16 м в плане и имеют выносные элементы перекрытий остекленных эркеров по четырем сторонам. Архитектура фасадов строится на сочетании глухих участков стен и остекленных плоскостей, при этом оригинальное завершение верхних частей выполнено в виде четырех объемных элементов, одинаково возвышающихся над уровнями основных кровель. В конструкциях наружных стен применена технология вентилируемого фасада, когда лицевая поверхность стен, утепленных минераловатными наполнителями, выполняется из керамогранита. В свою очередь, в качестве основы для стекло­алюминиевых элементов фасадов применяются энергосберегающие однокамерные стеклопакеты. Цокольные же части зданий облицованы натуральными гранитными плитами.

    — Сдача этих объектов — вопрос пусть и недалекого, но все-таки будущего… А вот здание Управления КЗС в Кронштадте, насколько известно, уже фактически построено. Логично спросить, как складывается ситуация применительно к нему?

    — Действительно, там фактически завершен общестроительный цикл. В настоящий момент все подошло к стадии отделочных работ, озеленению, устройству главного пульта управления объектами Комплекса защитных сооружений и монтажу инженерного оборудования самого здания...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА