ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Алла Серова


    Метрополитен «в футляре»

    Функциональный синтез
    и его новые конструктивные
    алгоритмы в архитектуре

    Проект здания
    торгово-развлекательного комплекса
    на станции метро
    «Международная»
    Осталось подождать каких-то несколько месяцев, и на «сиреневой ветке», в месте пересечения Лиговского проспекта с Обводным каналом, появится долгожданная станция метро «Обводный канал». Судя по всему, это здание должно получиться достаточно уместным и одновременно интересным по сочетанию современных технологических решений с оригинальной объемно-планировочной идеей. Авторы из ООО «Адамант-проект» уверены, что будущее у таких объектов большое. Вторым комплексом подобного типа станет станция «Международная», которую еще раньше начала проектировать эта же команда. Здесь надземный вестибюль метро также совмещается с многоэтажным моллом. Мои собеседники — главный архитектор проектов новых станций Дмитрий Седаков и его коллега Михаил Савенков — считают такое взаимопроникновение функций в едином замкнутом объеме логичным для мегаполиса.

    Д. Седаков:
    — Придется чуть нарушить хронологию событий, начав с рассказа о станции «Международная». Ею мы начали заниматься раньше, однако, как теперь известно, первые пассажиры отправятся оттуда только в 2012 году. Напомню, несколько лет назад холдинг «Адамант» выиграл тендеры на разработку проектов нескольких торговых центров, совмещенных с надземными вестибюлями метрополитена. С тех пор нами были спроектированы, а строителями реализованы две станции: «Звенигородская» и «Волковская». Сегодня осуществляется строительство комплекса над метро «Обводный канал», который планируется сдать уже осенью этого года.

    В отличие от перечисленных объектов станция «Международная» расположится вдалеке от исторического центра Петербурга, в Купчино. Соответственно для ее фасадов более всего могла подходить современная архитектурная лексика. Именно она виделась наиболее уместной в контексте окружающей застройки «спального» района. Сам торговый корпус над метрополитеном у нас решен в виде динамично смещенных прямоугольных объемов. Работая на контрасте стекла и материала, они призваны задать постройке необходимый ритм.

    Во всех прежних случаях — например, на той же Волковской — торговая функция тоже присутствует, но она, по сути, перенесена в пристройку к станционному зданию. Обводный канал, а следом и Международная станут первыми действительно такого рода комплексами, которые совмещены с сооружениями метрополитена, но конструктивно на них не воздействуют. На сегодня одна станция готовится к запуску, а по второй разработана общая архитектурная и конструктивная концепция, ведется разработка чертежей на стадии «Рабочий проект».

    Торговый комплекс,
    совмещенный со станцией 
    «Волковская»
    М. Савенков:
    — Не только на Волковской, но и на Звенигородской вся торговля, пусть частично, но все же опирается на цокольный и первый этажи метро. В следующих проектах метрополитен оказывается в своеобразном «футляре», который конструктивно изолирует вестибюль и торговую «надстройку». Иначе говоря, «соседи сверху» не угрожают «соседям снизу» никакими осадками грунтов и деформациями конструкций. Это крайне важный момент, учитывая, что новые ТРК в составе станций являются многофункциональными, то есть включают не только галереи магазинов, но еще кинозалы, фитнесс-клуб и т. д. Нам пришлось применить достаточно сложный прием: здание комплекса словно бы обходит корпус метрополитена, избавляя его от всех потенциально возможных дополнительных нагрузок. За счет большепролетных конструкций (до 27 м) и рамок строение «садится» на вестибюль вдоль наклонного хода.

    Д. Седаков:
    — Кстати, когда мы начинали проектировать Международную и Обводный канал, о грядущих экономических неурядицах никто и не подозревал. Не стану утверждать, что они настолько уж сильно повредили нашей работе. Разве что заказчик стал ревностнее считать свои расходы и требовать самых тщательных экономических обоснований любого проекта уже на предварительных стадиях. В этом смысле кризис идет только на пользу. Раньше ТРК сначала возводили и лишь потом задумывались о конкретике их наполнения.

    Торговый комплекс,
    совмещенный со станцией 
    «Звенигородская»
    Кроме того, торговые комплексы, совмещенные с обеими будущими станциями метро, станут первыми в городе, где предусмотрена «высотная» парковка. К примеру, на Международной она пройдет на уровне пятого и шестого этажей. Такого опыта у нас еще не было, однако организация крытой стоянки именно там экономически оправдана. Судите сами: заглубленную не дает возможность построить метро; три первых этажа — самая эффективная площадь для размещения торговых рядов, фастфудов и развлекательных заведений; а чуть выше всегда целесообразно расположить фитнес. Поэтому парковка у нас появляется в районе верхних этажей, которые, к тому же, еще и увенчаны «озелененной» кровлей. Если учесть все перечисленные характеристики здания, то получается, что нами в Купчино предпринимается первая в границах Петербурга попытка создать полифункциональный торговый объект, который не уступит западным аналогам. Конечно, сегодня за рубежом предпринимаются и гораздо более интересные решения. С нашей стороны это всего-навсего попытка приблизиться к ним. Увы, по технической оснащенности до мировых стандартов нам пока далеко. Скажем, в Европе строительство целых торговых комплексов под набережными — чуть ли не обычная практика. Для нас же это пока недостижимо.

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА