ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Николай Крушельницкий
    Елена Копач


    МИКРОРАЙОН «ЖЕРНОВКА»:
    в традициях петербургских ансамблей

    К октябрю прошлого года кризис уже успел подвергнуть основательным испытаниям рыночные основы существования отечественного проектно-строительного комплекса. Вопреки этому, выбирая тему для ХVII международного фестиваля «Зодчество-2009», организаторы остановились на формуле «Индекс устойчивости». Соответственно вся его деловая часть, равно как и сам творческий смотр, были сосредоточены на поисках маршрутов стабильного и, по возможности, поступательного развития архитектурной практики. Невзирая на экономические реалии текущего момента и остроту конкуренции, Северная столица осталась верной себе: в ряде номинаций наши авторы вновь обошли многих своих коллег. Между тем, в числе присужденных петербуржцам высших конкурсных наград одна принципиально отличалась от остальных. Имеется в виду диплом I степени «За реализацию социально значимого архитектурного (градостроительного) проекта в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Специальное жюри, в состав которого вошли представители Минрегионразвития РФ и СА России, отметило таким образом строительную компанию «ДМ» как разработчика решения и генерального подрядчика на строительстве жилого комплекса «Жерновка».

    ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

    Неудивительно, что искомый «индекс» российское архитектурное сообщество сумело обнаружить именно на данном примере. Во-первых, проект подразумевал полностью современную застройку территории в районе «Ржевка­-Пороховые», которая до недавних пор считалась самой что ни есть депрессивной. Во-вторых, результат его воплощения предстает наглядной иллюстрацией того, как точность градостроительного «попадания» в сочетании с выразительностью архитектурного языка и выверенной функциональной нагрузкой могут способствовать полному преображению места. В-третьих, очевидно, что и строительная реализация, и эксплуатационная схема, и стратегия территориального развития квартала явно способствуют его потребительской привлекательности. Наконец, все это в совокупности дает основания оптимистично оценивать перспективу нацпроекта «Доступное жилье», согласно которому уже в текущем году ввод «квадратных метров» в целом по стране должен вырасти до 80 млн.

    — Мы сохранили за этим уголком Петербурга историческое название, — рассказывает генеральный директор ООО «Строительная компания ДМ» А. А. Петров. — Вместе с тем, меньше чем за год отношение людей к Жерновке кардинально поменялось — она больше не воспринимается как одна из необжитых городских окраин.

    Новый квартал сегодня вовсю живет своей жизнью. Ей, быть может, и присущ некий чуть особый «жерновский» ритм, но партия эта звучит совершенно по-петербургски. Искусствоведы и архитектурные критики любят при случае подчеркнуть традиционно ансамблевый характер застройки нашего города, а также поругать современных проектировщиков, когда тем по каким-либо причинам не удается творить в таком ключе. Авторы жилого комплекса на Ржевке могут этого не остерегаться. Им в полной мере удалась композиция не только целостная по внутренним образам и связям, но еще и на удивление органичная в своем ландшафтно-средовом окружении. Во всяком случае, таково общее впечатление, возникающее от панорамы квартала. С ее обзора, собственно, и начинается экскурсия по Жерновке, которую проводит для нас лично Анатолий Александрович.

    «тонкая грань»

    Компания «ДМ» стала лауреатом «Зодчества» за постройку «малоэтажного комплекса». Новый квартал можно назвать таковым, хотя, если буквально следовать нынешним градостроительным установлениям, существует риск допустить некоторую неточность. Действительно, в вертикальном силуэте Жерновки преобладают дома в пять этажей, но местами он «возбуждается» более высокими зданиями. Эти акценты или доминанты возникают отнюдь не по прихоти архитектора и даже не в пресловутой борьбе застройщика за полезный выход «квадратного метража». Они логичны и уместны, задают определенную ритмику общей картине, оживляют свежий рукотворный пейзаж, делая его ярче и рельефнее.

    Колористика фасадов, решенных на контрасте и сочетании белых, красных и розоватых тонов кирпичной отделки, удачно подчеркивается зеленым цветом кровель и переплетов мансардных уровней. Она словно бы играет в дуэте с окружающей природой, отражаясь в светопрозрачных конструкциях остекления балконов. Чем пристальнее вглядываешься в «наружность» этих домов, тем больше позитива сообщается настроению. И все-таки никакого ощущения искусственной вычурности, присущей новомодным коттеджным поселкам, не возникает. Впрочем, и на фоне дачных участков, расположенных по соседству, за рекой, новый квартал смотрится отнюдь не чужеродно.

    — Прямо здесь Петербург плавно переходит в пригороды, — продолжает руководитель компании. — Похоже, нашим архитекторам удалось почувствовать и образно обозначить эту тонкую грань. Жерновка остается окраиной, обладая всеми чертами ярко выраженного городского массива с присущим ему высоким уровнем комфорта проживания. Среди ее дополнительных «плюсов» — удаленность от суеты мегаполиса, тишина, свежий воздух и прочие прелести загородной жизни. Впрочем, отсюда до центра города маршруткой можно добраться за двадцать минут, и до КАД близко, и до аэропорта немногим дальше. Вообще, потенциал жилищного использования такого рода «пятен» под Петербургом достаточно велик, а освоен пока что очень слабо.

    В отношении инфраструктурных удобств А. А. Петров ничуть не преувеличивает. Насыщенность комплекса объектами «соцкультбыта» — тема отдельная. Что же до внутреннего благоустройства территории, то с ним, как мы могли наблюдать, все в полном порядке и в состоянии перманентного совершенствования. Широкие асфальтированные проезды уже сейчас отделены от пешеходных дорожек газонами, высажены цветы, детские площадки оснащены современным игровым оборудованием. Вдоль р. Лубья протянулась благоустроенная рекреационная зона с балюстрадой, фонарями уличного освещения и прочими атрибутами настоящей набережной.

    — Обратите внимание, вдоль берега мы вместе с жителями посадили каштаны, — показывает на молодые деревца наш собеседник. — Ландшафтное проектирование на данном участке шло непросто, но интересно, — вступает в разговор ГАП Р. Г. Назарова. — Мы попытались сохранить индивидуальные особенности местности — спуск к реке, естественный перепад высот, которые удалось внедрить в канву общего архитектурного замысла. Много споров было по поводу использования участка земли, расположенного ближе к мосту через Лубью. Идею, как, впрочем, и практически все остальное, подсказал Анатолий Александрович. На этой площадке, по его мнению, разумнее всего было бы расположить торгово-развлекательный комп­лекс, что и реализовалось затем в проекте четырех­этажного здания.

    квинтэссенция идеи

    Работа над концепцией Жерновки начиналась, когда здесь, исходя из положений Генерального плана развития Санкт-Петербурга, дозволялось строить дома не более 5 этажей с учетом мансарды. Поздние изменения разрешительной граддокументации предоставили застройщику несколько больше «высотной» свободы. Проектировщики, в свою очередь, воспользовались этим, но не стали злоупотреблять.

    — Мы живем в городе со своим уникальным набором архитектурных правил. Поэтому в Жерновке участникам нашего авторского коллектива хотелось создать не что-то, а именно композицию — из тех, что в лучшие времена были свойственны Петербургу, — рассказывает о своем видении проектной задачи Раиса Галямовна. — Как раз потому в своем квартале мы использовали единые объемно-планировочные алгоритмы, стремились четко «прорисовать» перспективу и ось застройки. Выбор довольно яркого облицовочного кирпича для отделки наружных стен стал данью еще одной питерской традиции. Почему, например, фасады домов в городе часто окрашивались под терракоту или слоновую кость? Это всегда компенсировало капризы и мрачность питерского климата. Зеленая гамма крыш тоже обладает своей философией, символизируя рост, жизнеспособность и оптимизм, побуждая живущих под ними людей стремиться к вершинам и процветать. Вообще, в каждом своем проекте я люблю игру цвета, и ничто не заставит меня рисовать что-то безликое.

    Важную роль в зрительном восприятии ансамбля играет заданный авторами архитектурный ритм. Повторяющаяся линия вентиляционных шахт и цветовые волны удачно вплетены в чуть «ломаные» очертания фасадов. Кстати, такие эксперименты с формой позволили увеличить количество квартир на каждой площадке до шести-восьми. Это заметно удешевило стоимость строительства, правда, усложнило процесс проектирования.

    — Образ нашего комплекса не является исключительно продуктом творческой мысли архитекторов «ДМ» и ее строительного воплощения, — продолжает Анатолий Александрович. — В процесс на определенной стадии вовлекается и население Жерновки. Например, первоначально задумывалось прозрачное остекление балконов. Однако не все захотели жить «как на витрине», а многие стали использовать жалюзи, причем далеко не однотипные. Тогда, посоветовавшись с архитектором, мы предложили универсальное решение — стекла, тонированные для каждого корпуса в свой индивидуальный оттенок. В результате здания стали смотреться еще эффектнее, даже в ненастную погоду...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА