ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ольга Писаренко


    «СЮДА ВЕРНУТСЯ ЛИПЫ И ФОНТАНЫ…»

    Компания «Профиль» прошла треть «генподрядной дистанции»
    на реставрации Летнего сада

    Фонтан «Пирамида»
    на центральной аллее.
    Несущие конструкции.
    Облицовка дна чаши фонтана
    мрамором
    Летний сад, один из главных символов Северной столицы, многократно воспетый поэтами разных поколений, вот уже второй сезон закрыт на комплексную реконструкцию и реставрацию. В каком образе он предстанет нашим с вами взорам, для большинства остается «тайной за семью печатями». О том, что сделано и еще предстоит сделать, в каком направлении изменится облик памятника садово-паркового искусства петровской эпохи, рассказывает Оксана Марковна Каган, руководитель проекта ООО «Профиль», выполняющего здесь генеральный подряд:

    — Задача, которую поставили перед нашим коллективом город и Государственный Русский музей, обосновали историки и искусствоведы, детализировали архитекторы и разработчики прочих разделов проекта, сформулирована вполне конкретно. Сегодня мы воссоздаем Летний сад времен его расцвета, то есть второй половины XVIII в. Образ любимого места отдыха петербуржцев и наших гостей при этом изменится весьма существенно. Сюда вернутся липы и фонтаны, а также многочисленные царские забавы, которыми он славился изначально. Будучи разбитым как регулярный парк, что соответствовало традициям и вкусам времени, Летний сад довольно скоро утратил первозданный вид. Причиной тому явился комплекс обстоятельств, среди которых и наводнение, и недостаточный опыт ухода за сооружениями подобного рода, и изменчивая мода. Совсем скоро стихийно разросшиеся деревья превратили парк из регулярного в пейзажный, каким тот и оставался до недавнего времени. Теперь же, согласно документации, разработанной институтом «Ленпроектреставрация», здесь предусматривается воссоздание части боскетов и художественно обособленных участков, среди которых «Менажерийный пруд», «Крестовое гульбище», «Французский партер», «Аптекарский огород», «Парадный партер» и др.

    Менажерийный пруд.
    Несущие конструкции.
    Облицовка дна чаши пруда
    клинкерным кирпичом
    На сегодня в Летнем саду существует единственный пруд, Карпиев, что встречает посетителей у входа. Некогда у Невской ограды находился второй, тоже искусственный водоем, посредине которого был насыпан небольшой островок с беседкой, и туда приплывали на лодках. По берегам исчезнувшего пруда располагались птичьи домики, а по его глади плавали лебеди и утки. Вместе с постройками он был окружен ажурной решеткой и заключен в боскет. Потому последний и именовался «Менажерийным прудом», по своей доминанте. Аналогична история возникновения названия следующего боскета — «Крестовое гульбище»: в его планировочной структуре доминировали две перекрещенные арочные конструкции, оплетенные лианами, в центре которых располагался фонтан. Еще один из замкнутых участков получил имя «Французский партер», поскольку поначалу имел в центре соответствующую ему композицию. Однако прямо там уже 155 лет стоит памятник И. А. Крылову, и избавлять парк от бронзовой статуи работы известного скульптора барона фон Клодта было бы действием спорным и неоднозначным. Это первый в Петербурге памятник российскому литератору, не говоря о том, что «дедушка Крылов» является всенародным любимцем. Таким образом, возвратить на историческое место именно первоначальную композицию возможным не представлялось. Проектировщики нашли компромиссное решение: боскет воссоздается и получает изначальное имя, старая доминанта во избежание образной дисгармонии не восстанавливается, при этом роль новой берет на себя скульптурное изображение великого баснописца. Получается своеобразная интрига, над которой не одно поколение станет ломать голову: почему во «французском» боскете «живет» хоть и знаменитый, но россиянин... Впрочем, без любимой забавы садово-паркового искусства петровской эпохи Летний сад не останется, поскольку вдоль Лебяжьей канавки будет воссоздан Парадный партер. Он станет художественно обособленным участком, видным со стороны Невы. Еще один такой участок явится напоминанием о том, что в Летнем саду некогда выращивались овощи — речь идет об Аптекарском огороде. Будет воссоздана его планировка, хотя вместо корнеплодов и душистых кулинарных трав на здешних «грядках» посадят цветы.

    О. Каган:
    — Основную композиционную нагрузку в составе большинства боскетов Летнего сада несли фонтаны. Десять таких доминант мы восстанавливаем, правда, это только половина того, что было. Внешний вид фонтанов, безусловно, будет соответствовать историческому, а вот вся их инженерия делается по современным стандартам и будет гарантировать удобство в эксплуатации. Это немаловажно, поскольку такие гидротехнические сооружения на территории парка из-за несовершенства водоподводящей и водоотводящей систем быстро выходили из строя, затем не использовались и, наконец, погибали.

    Фонтан «Фаворитка».
    Археологические изыскания
    Если оперировать цифрами, то мы воссоздаем примерно 60% Летнего сада периода его расцвета. Это основательная реставрационная нагрузка, к тому же вся концепция балансирует между желанием восстановить как можно больше и стремлением по максимуму сохранить, что есть. Одно постоянно вступает в противоречие с другим, и в силу этого по ходу работ проектные решения могут существенно меняться. Для нас как генподрядчика в такого рода корректировках и состоит основная сложность. Самой частой их причиной становятся находки археологов. Сегодняшний культурный слой Летнего сада в среднем на полметра выше, чем датируемый второй половиной XVIII в. Как правило, открытые исторические конструкции приходится не только фиксировать в отчетах, но консервировать и засыпать, а уже поверх них возводить новые. Таким образом, в нашем случае подразумевается не классическая реставрация, а именно воссоздание парковых сооружений...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА