ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Андрей Ильин


    РЕАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

    По оценкам разработчиков проекта,
    возрожденным Летним садом петербуржцы смогут любоваться
    уже через полтора года

    В статье «Между прошлым и будущим» (АРДИС, № 3[27]–2005) один из авторов проекта комплексной реставрации Летнего сада — ГАП Николай Иванов — подробно рассказывал нашим читателям о концептуальных идеях, положенных в его основу. Пять лет назад до практического воплощения этой разработки было далеко. Ни город вместе с Государственным Русским музеем, в ведении которого находится этот великолепный памятник национального ландшафтно-паркового искусства XVIII в., ни даже Минкультуры РФ на тот момент не успели созреть до финансирования и организации производства столь масштабных работ. Потому и рассматривать все иначе как «благие намерения» не приходилось.

    Есть смысл напомнить, что конкурс Госстроя РФ на проект реставрации Летнего сада состоялся еще в 2002 г. Согласно его результатам вести тему было поручено институту «Ленпроектреставрация». В дальнейшем именно он совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» готовил варианты концепции и выполнял все последующие стадии разработки. А вот уже как таковой реставрационный процесс стартовал в начале прошлой осени и с этих самых пор, как констатирует Н. П. Иванов, все стремительнее набирает обороты.

    Ошибочно полагать, будто бы, дожидаясь своего часа, тома давно согласованной и утвержденной проектной документации на протяжении нескольких лет попросту «вылеживались» на институтских полках. Действительно, весь этот период существовала полная ясность по принципиальным моментам, касающимся, например, временных границ, в приближении к которым предстояло возродить облик сада, или списка основных исторических объектов, подлежащих реставрации и воссозданию. Однако детализация и уточнение некоторых разделов — их своего рода «шлифовка» — вещь необходимая. Авторский коллектив не упускал ни малейшей возможности критически посмотреть на уже выработанные решения и внести новые уточнения.

    Проектная 3D-визуализация
    Птичника
    Корректировкам за это время подверглось многое. Архитекторам некогда «почивать на лаврах» и сейчас, когда в Летнем саду все вроде бы идет своим чередом, и даже предельно жесткие сроки, которые отведены на генеральный подряд, не вызывают опасений. Другая специфическая особенность состоит в большой архео­логической нагрузке, причем раскопки ведутся одновременно с производством работ. Впрочем, наверное, для проектировщиков это совсем не плохо, поскольку дает возможность проверить гипотезы, соотнести прежние выводы с результатами свежих изысканий. По ходу дела в РД приходится вносить определенные изменения, иной раз весьма кардинальные. То есть и сейчас делается все, чтобы образ возрожденного Летнего сада получился и исторически достоверным, и уместным в градостроительном контексте современного Петербурга. Вопрос, когда это произойдет, показался очень логичным в нашей беседе с Николаем Петровичем Ивановым:
    — Проектом предусматривается вос­создать ряд объектов, исторически суще­ствовавших на территории сада, с консерваци­ей археологических находок, обнаруженных при раскопках, реконструкцией инженерной и хозяйственной инфра­структуры, лечени­ем существующего зеленого массива, а также посадкой новых деревьев и кустарников. Все основные реставрационно-восстановительные и благоустроительные задачи ориентировочно должны быть решены к концу 2011 г. Таким образом, мы сейчас уверенно движемся к реализации нашего проекта. Произ­водственный график, где по годам распределены объемы и очередность исполнения работ, составлен достаточно грамотно. Финансирование, несмотря на все экономические сложности текущего момента, стабильно. Поэтому мы надеемся, что насчет завершения данной реставрации можно дать самый оптимистичный прогноз.

    Как это обычно бывает, на первых порах шла взаимная «приработка» проектировщиков и членов научно-экспертного совета музея, а затем уже налаживался их контакт со специалистами строительных организаций. К счастью, этап этот надолго не затянулся, и сегодня все, кто здесь задействован, научились понимать друг друга буквально с полуслова. С генподрядной компанией «Профиль» у нас, авторов проекта, не возникает сколько-нибудь существенных разногласий. Люди там собраны работоспособные и компетентные, к тому же прекрасно понимающие, что значит для всех этот уникальный памятник. Трудятся они очень увлеченно, внимательно учитывая каждое наше замечание и просьбу. В свою очередь, мы также стремимся не подвести строителей, предоставлять им проектные материалы в полном объеме, а главное, без задержек. Скорее наоборот, уже сами реставраторы, соблюдая непреложное профессиональное правило «не навреди», продвигаются вперед крайне осторожно, что нас и заказчика в целом удовлетворяет. Никто не заинтересован, с одной стороны, выдавать «сырые» решения, с другой — рисковать качеством результата.

    Вы абсолютно правы, заметив, что творческий процесс изучения Летнего сада идет перманентно, не прерываясь фактически ни на день. Меньше чем за год, то есть со дня, когда подразделения ООО «Профиль» и его субпод­рядчиков «зашли» на объект, здесь было сделано множест­во любопытных и важных открытий. Большинство из них находит отражение в рабочей версии проекта, и это естественно, ведь могут чуть меняться отметки, появляться более достоверные сведения по историческим планировкам парковых композиций, приемам озеленения, применявшимся материалам и т. д. Вся эта работа продолжается в тесном сотрудничестве с музейщиками и сотрудниками КГИОП, которые не просто контролируют процесс, а, по существу, выступают нашими соавторами.

    — Не могли бы вы привести что-то из примеров «новой редакции» проектных решений?

    Проектная 3D-визуализация
    Царицыной площадки
    — Возьмите, например, воссоздаваемые фонтаны, которых по проекту девять. Ровно столько их и появится в отреставрированном Летнем саду, однако местоположение некоторых несколько меняется. Например, в эскизном проекте все четыре фонтана Главной аллеи размещались строго по оси каждой из ее основных площадок. До начала работ можно было лишь осторожно предполагать, что зодчие петровского времени все-таки позволяли себе немного «поэкспериментировать» с привязкой таких объектов к планировке парка. Сам же факт небольшого смещения фонтанов относительно геометрических центров площадок удалось доказать только теперь.

    Археологические работы на территории осуществляются под руководством П. Г. Сорокина и ведутся, на наш взгляд, в правильной последовательности и методически грамотно, с подробными фиксациями, в том числе фотографическими, а также с систематизацией обнаруженных предметов в специальном каталоге. В общем, все делается как надо. Стоит признать, что раскопки 1960—80-е гг. носили, в основном, разведочный характер, обычно выполнялись для сопровождения работ по прокладке инженерных сетей и грешили некомплектностью отчетных материалов. К тому же, тогда требования к археологии были гораздо ниже, чем в наши дни. Однако теперь в нашем распоряжении появляется куда более точная информация о культурном слое Летнего сада.

    Археологические шурфы на местах
    выполнения реставрационных работ
    в Летнем саду
    Исключительно ценной находкой стал фонтан в Красном саду. Его раньше никто не копал, и теперь, обнаружив это сооружение, мы сумели определить не только точное место и размеры фонтана, но и привязку Малой оранжереи. Ее предполагается воссоздать в точном соответствии с замыслом арх. И.-Ф. Бланка. Правда, подрядчики, которые в конце XVIII столетия разбирали постройку, отнеслись к своей задаче слишком уж рьяно. Если по другим объектам попадались фрагменты кладки, то здесь не осталось ничего даже от фундаментов, предположительно деревянных. О том, где и как оранжерея располагалась, оставалось судить лишь по косвенным находкам — это основания двух отопительных печей, абсолютно точно садившихся в план 1747 г., и, может быть, еще завалы старого кирпича, да осколки керамических садовых ваз. Фонтан же помог уточниться с осью, на которой они вместе с этим зданием располагались. Интересно, что и с ним самим мы в проекте «промахнулись» всего на каких-то 30 см, но и эта символическая погрешность в данный момент устранена...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА