ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Дмитрий Ильин


    Правительственная премия —
    авторам реконструкции
    и реставрации Михайловского сада

    Комплекс Государственного Русского
    музея «Михайловский сад —
    Михайловский замок»
    История этой ежегодной награды представителям творческой интеллигенции за выдающийся вклад в развитие петербургской культуры восходит к инициативе А. Собчака учредить «Премию мэра в области литературы, искусства и архитектуры». Такое решение было принято в 1994 г., а спустя ровно год она уже называлась «Премией Правительства Санкт-Петербурга». На протяжении шестнадцати предыдущих лет вручение награды обязательно приурочивалось ко Дню города, и только в 2010-м церемония проходила в Царском Селе в дни празднования его юбилея. С особым смыслом подобрали не только время, но и место проведения церемонии. Ее назначили в павильоне «Вечерний зал», который в числе прочих памятников Екатерининского парка был включен в программу подготовки к празднованию 300-летия. Ближе к назначенному времени на месте событий стали собираться основные виновники торжества вместе с родными, друзьями и коллегами. Под классический репертуар струнного квартета они прогуливались перед обновленным шедевром Луиджи Руска. Не заставили ждать себя и вскоре подъехали председатель Комитета по культуре Антон Губанков, вице-губернатор Алла Манилова, другие чиновники Правительства СПб. Минута в минуту в Вечерний зал прибыла Валентина Матвиенко — глава города лично вручает эти премии, что является обязательным условием торжественного ритуала.

    Губернатор заранее поздравила всех новых обладателей заслуженных наград, отметив неоце­нимое значение их вклада в сохранение за Петербургом имиджа культурной столицы. Кроме того, В. Матвиенко сообщила, что в текущем году традиционная музыкальная номинация получила разделение на композиторскую и исполнительскую, а также учреждена еще одна — «За достижения в области музейного дела». Последнее обстоятельство является примечательным для нашего журнала, поскольку прямо перекликается с тематикой раздела «Охрана историко-культурного наследия».

    Немногим старше и зодческая номинация, особенно важная для нас. Тем не менее она воспринимается архитектурным сообществом как один из знаков высшего признания профессиональных заслуг. Соискателей на эту премию выдвигает Союз архитекторов Санкт-Петербурга. В этом году ее лауреатом в составе авторского коллектива стал член нашего редакционного совета, директор Санкт-Петербургского Института Архитектуры Олег Сергеевич Романов.

    После краткого спича губернатора ведущие стали представлять лауреатские работы и персоналии их авторов, сопровождая это демонстрацией презентационных видеороликов.Героев дня поочередно вызывали для вручения почетных знаков и роскошных букетов, звучали приветственные и ответные речи.

    Постфактум мы встретились с О. С. Романовым, который возглавлял работу над темой Михайловского сада. Соответственно и беседовали мы с ним уже не как с вице-пре­зи­дентом санкт-петербургского отделения Со­ю­за архитекторов, а как с недавним лауреатом.

    О. Романов:
    — Процесс шел интересно, хотя в силу разных причин растянулся на долгие годы. Все первые задумки, и даже начальные эта­пы их реализации приходятся на период подготовки к 300-летию Петербурга. То есть работа, законченная в минувшем году, началась уже в 2003-м и изначально подразумевала не столько реставрацию, сколько серьезную реконструкцию существующего сада и ландшафтной составляющей Михайловского замка. Охранная тема в масштабах нашего проекта, по моим прикидкам, не превышает сорока процентов. И все-таки «новоделы», без которых этот ландшафтный комплекс не сумел бы вписаться в изменившуюся градостроительную среду, получились вполне историчными. В ряде случаев это полное воссоздание, в некоторых других — развитие невоплощенных замыслов наших предшественников.

    — Как родилась сама идея?

    — Проект «Великий Русский музей» вынашивался давно, а с переходом под эгиду ГРМ Михайловского замка и Мраморного дворца, который случился отчасти и с нашей подачи, он начал мало-помалу обретать реальные черты. Здесь хотелось не столько добиться единой ведомственной подчиненности, сколько создать из этих зданий вкупе со Строгановским дворцом единую экспозиционную площадку. Она сегодня таковой и воспринимается, превратившись в уникальный архитектурный музей, повествующий о творческих поисках Растрелли, Росси, Ринальди… Реконструкция Михайловского сада в таком контексте становилась очень логичной.

    — В какой очередности выполнялись работы и насколько это совпадало с вашим проектным видением?

    — Все, за исключением каких-то частностей, производилось в четкой последовательности, предусмотренной документацией. Да и различные подрядные организации в целом адекватно реагировали на процедуры авторского надзора. Что касается непосредственно этапов, то начиналось все с прокладки каналов, продолжилось устройством пруда, дренажных систем и т. п. Лишь после этого в Михайловском саду установили первые бюсты. Это стало началом превращения ландшафтного комплекса в дополнительный экспозиционный зал под открытым небом, где можно будет полюбоваться копиями бронзовых скульптур XIX в. из фондов Русского музея. Впоследствии шли доделки по периметру Инженерного замка с дендрологией по проекту Росси. На финальной стадии был отреставрирован мостик Росси и возведен хозблок по оси Западной аллеи. В итоге сформировалась завершенная композиция в том виде, какой ее мы себе представляли. Однако «продолжение следует», и в перспективе планируется продлить каналы, соединив их с прудом и поставив еще два разводных моста. Сроки реализации загадывать пока не будем. Скорее всего, это станет возможным по завершении реконструкции и реставрации Летнего сада.

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА