ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Наталья Анисимова


    Скульптура Исаакия
    в ожидании перемен

    Инновационный метод нанесения металла и патины
    разработан компанией-членом Союза реставраторов

    Три наружные монументальные скульптуры Исаакиевского собора будут отреставрированы с применением инновационного способа газодинамического холодного напыления. Новая методика, утвержденная в КГИОП, разработана инженерами-реставраторами С. М. Бондаренко и С. В. Кузнецовым. Внедрением инновации активно занимается компания Союза реставраторов Санкт-Петербурга «Юнона». Над общей задачей практического применения технологии работают также сибирские ученые и специалисты КГИОП С. Г. Тучинский, М. А. Дегтярев.

    Фигуры двух ангелов со светильниками и апостола Павла расположены над южными аттиками и на северном портике собора соответственно. Высота скульптур составляет 5–6 м, а общая площадь реставрации превышает 250 кв. м. Ответственность и объем работ настолько велики, что сомневаться в ее результате ни реставраторы, ни городское правительство не имеют права. Впрочем, период экспериментального применения инновации уже позади, и его итоги впечатляют.

    Впервые методика реставрации скульптуры при помощи газодинамического холодного напыления была опробована в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга. Тогда этим способом очистили и покрыли медью несколько угловых скульптур нижнего яруса Исаакия, а также ангела на Петропавловском соборе. Были работы и на других объектах. До сих пор, согласно исследованиям, все отреставрированные поверхности находятся в отличном состоянии.

    Как рассказал директор ООО «Юнона» И. Л. Соколов, первым этапом методики являются очистка и исследование скульптуры. Это непростой процесс: нужно определить химический состав каждого слоя, покрывающего металл, с целью выяснить, что именно является загрязнением. Скульптуры Исаакиевского собора и многих других памятников XIX столетия были выполнены в смешанной технике, сочетающей выколотку и литье. Выколотные детали из меди, свинца и свинцово-оловянного сплава спаяны между собой. (История умалчивает, почему детали скульптур разные по составу. Как говорят реставраторы, логично предположить, что выколотка из меди сложнее и дороже, чем выколотка из свинца и его сплавов.) Фрагменты, содержащие свинец, были покрыты медью при помощи открытого в то время метода гальванического нанесения металла — гальванопластики.

    — Стоит сказать, что гальваническая пленка меди очень тонка — порядка 10 микрон. Дальнейшее наращивание металла не имеет смысла, т. к. он становится рыхлым, пористым, — говорит Сергей Кузнецов, один из соавторов технологии газодинамического напыления. — Неудивительно, что при очистке фигур Исаакиевского собора мы обнаружили, что меди на соответствующих фрагментах уже нет. Зеленый налет патины, который мы все видим на скульптуре, является продуктом коррозии той самой гальванической меди, точнее, ее остатков. Поэтому скульптуры для дальнейшей реставрации расчищают до металла, обнажают швы и фрагменты, содержащие свинец.

    Второй этап — это собственно омеднение. Тонкодисперсный металлический порошок летит через сопло Лаваля со сверхзвуковой скоростью в потоке разогретого воздуха, под большим давлением. (Для более сложных промышленных задач с целью увеличения скорости потока частиц могут применяться водяной пар, гелий и другие газы). За счет большой кинетической энергии происходит прочное сцепление частиц с обрабатываемым металлом по принципу адгезии.

    Следует подчеркнуть, что слой наносимой на скульптуру меди составляет в среднем 40 мик­рон. Это далеко не предел, однако именно такое соотношение не вредит авторской задумке, то есть не искажает оригинальную поверхность. В некоторых случаях, чтобы восполнить утраты в местах коррозии, целесообразно наносить металл «большей толщины». По словам специалистов, при необходимости «наращивать» медь можно сколько угодно. Причем новая технология выгодно отличается от общеупотребительного гальванического способа тем, что слой нанесенного металла не только толще, но и имеет качественно другую структуру — он не пористый, то есть и сам защищен от разрушения, и скульптуру защищает гораздо надежнее...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА