ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Александр Соболев


    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — ПРОФЕССИЯ — ПРИЗВАНИЕ

    За два последних десятилетия слово «призвание» утратило былую популярность. Сегодня, когда почти все вокруг, даже в творческих сферах, увлеченно подстраиваются под законы бизнеса, и звучит-то оно несколько высокопарно. Но само явление от этого не исчезло. По-прежнему находятся люди, которые не могут и не хотят заниматься «ничем, кроме…». Правда, далеко не каждому из «услышавших зов» удается достичь профессиональных вершин, уверенно следуя раз и навсегда избранным маршрутом. Те же, кому повезло больше остальных, то есть сумевшие стать истинными мастерами, скромно говорят потом: «как-то так вышло, что всю жизнь занимаюсь делом, которое мне нравится, кое-что понял и чему-то научился…».

    Точной статистики на этот счет не существует — одни наблюдения. И вот получается, что по стечению разных обстоятельств — политических, экономических, демографических и пр., таких персонажей особенно мало среди поколения, выбиравшего жизненную стезю в девяностые годы. Как результат, сейчас почти в любой области, требующей от человека, наряду с врожденными способностями, серьезной подготовки и практических навыков, катастрофически не хватает молодых специалистов. Тем больший интерес представляют редкие исключения из этого почти правила.

    Фрагмент интерьеров гостиной
    в доме купца Елисеева
    на Биржевой линии до реставрации
    В Санкт-Петербургское художественное училище, которому год спустя было присвоено имя Н. К. Рериха, будущий реставратор живописи Ирина Левандовская поступила девятнадцать лет назад. Это учебное заведение, основанное в 1839 г., всегда славилось своей историей, педагогами и выпускниками, а на его рес­таврационное отделение обычно зачисляют по 10 абитуриентов в год. Если же учесть, что до дипломных испытаний из них доходит порядка 5–7 человек, становится ясно: приток свежих кадров такой специализации в систему охраны историко-культурного наследия весьма невелик. В девяносто первом реставраторы живописи зачислялись на курс Ирмы Васильевны Ярыгиной (педагог по реставрации темперной живописи), заслуженного работника культуры России, а педагогом по реставрации масляной живописи была Лариса Витольдовна Фижбин (ныне зав. рест. отделением).

    И. Левандовская:
    — Когда я устраивалась на работу, имя Ярыгиной как педагога звучало очень весомо. Учиться у нее было непросто: на занятиях мы засиживались до позднего вечера, а сама Ирма Васильевна добивалась от своих студентов доведения навыков до совершенства. Тот, кто не выдерживал — уходил. Остальные втягивались и работали часами, забывая о времени. Сегодня мои однокурсники реставрируют картины в Эрмитаже и Русском музее, в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Петергоф». Думаю, что каждому из нашего выпуска крупно повезло пройти очень серьезную базовую школу у талантливых учителей.

    Фрагмент интерьеров гостиной
    в доме купца Елисеева
    после реставрации
    За дипломную работу Ирина Левандовская получила «отлично» с похвалой, а после училища закончила факультет теории изобразительного искусства института им. И. Е. Репина, параллельно работая реставратором по иконам в Соборе Владимирской иконы Божией матери в г. Кронштадте. Последние пять лет она занимается картинами и иконами из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, работает с частными заказчиками. Помимо своей основной специализации, Ирина успешно освоила реставрацию интерьерной росписи под руководством А. С. Газиянца, работая на таких объектах, как Гатчинский дворец, особняк Морозова в Москве на ул. Воздвиженке, церковь Покрова Богородицы в с. Тургиново, здания Сената и Синода и др.

    И. Левандовская:
    — Если произведения на холсте и на стене исполнены в одной технике, то принципы реставрационных работ будут очень близки. Однако свои нюансы все же имеются везде. Самыми существенными казались мне поначалу отличия в масштабе.

    Когда, например, на первом объекте я столкнулась с необходимостью «тянуть» километ­ры прямых линий (филенок), то была весьма удручена этим обстоятельством. Сразу ничего не получалось, а Армен Суренович терпеливо объяснял, под каким углом надо ставить руку. Я же все пеняла на качество краски, пока он не взял ту же кисть и той же краской не провел на моих глазах идеальную прямую, легко и быстро. Вообще наблюдать за работой мастера — это одновременно и учеба, и удовольствие, и впечатление, которое остается в памяти надолго...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА