ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Ольга Писаренко


    «ТЯЖЕЛЫЙ И БЕСЦЕННЫЙ ГРУЗ»

    Опыт реставрации интерьерной живописи
    в петербургских традициях

    Традиции петербургской школы интерьерной реставрации нарабатывались долгими десятилетиями в процессе тщательного изучения творческого наследия великолепных мастеров прошлого. В наше время многое из такого уникального опыта и знаний лежит «тяжелым и бесценным грузом» на плечах опытных специалистов, и все это подчас некому воспринять. Здесь, похоже, кроется одна из серьезных проблем отрасли и возникает реальная угроза разрыва преемственности поколений. Реставраторы постарше не устают сетовать на нежелание, а зачастую и отсутствие возможности у выпускников профильных вузов и училищ долгими годами постигать азы профессии в качестве подмастерьев. Последних тоже можно понять: другие их сверстники «берут от жизни все» с первых лет карьеры. В реставрации такие скорости невозможны, и что же тогда остается? Остается надеяться на отдельных личностей, искать, опекать и взращивать тех, для кого профессия не средство устроиться в жизни, а цель, к которой стремятся, несмотря на обстоятельства.

    «Студия Газиянц и Ко» создавалась известным петербургским мастером Арменом Суреновичем Газиянцем на базе реставрационной фирмы «Карэ» именно для «взращивания» молодых специалистов. За три года существования такого «творческого инкубатора» здесь прошли практику трое студентов Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица и двое учащихся Санкт-Петербургского реставрационного профессионального лицея.

    А. Газиянц:
    — Принимать практикантов — очень ответственное и серьезное дело. Главное, ребята должны почувствовать доверие к себе, иначе у них не возникнет желания остаться не только в этой мастерской, но и, возможно, вообще в профессии. С другой стороны, мы работаем на памятниках архитектуры, имея дело с произведениями прославленных авторов, а значит, ошибки здесь недопустимы. Молодые реставраторы трудятся бок о бок с профессио­налами, к которым они могут в любой момент обратиться за помощью и советом. Тем не менее, это самостоятельная работа, дающая возможность «прикоснуться к памятнику своими руками». Для настоящего реставратора такой момент является определяющим, поскольку почувствовав сопричастность к богатейшему культурному наследию, уйти из этой профессии уже очень трудно. Поэтому, несмотря на экономические и идеологические особенности нашего времени, кто-то все же приходит и остается, перенимая наш опыт и нарабатывая свой.

    Фрагмент декора
    в помещениях Главного штаба
    в процессе реставрации
    Первым объектом «Газиянц и Ко» стала приемная в доме купца Елисеева на Биржевой линии. Работы там при относительно небольшом объеме были довольно разнообразны. Здесь нашлось дело для реставраторов лепки, живописи, искусственного и натурального камня, малярной и штукатурной отделки. В 2009 г. студия приступила к работе в трех помещениях Главного штаба. После расчисток и укреплений там предстояло отреставрировать и частично восстановить два живописных плафона. Здешние интерьеры — работа известного художника XIX в. Джованни Батиста Скотти, который, помимо них, занимался внутренним убранством Таврического, Елагина, Михайловского и Зимнего дворцов...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА