ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Мария Троицкая


    ПАСТОРАЛЬНЫЙ ШЕДЕВР ПЕТЕРГОФА

    восстановлен мастерами компаний
    «Пикалов и сын» И «ПИК»

    Должно было пройти более полувека, прежде чем Фермерский дворец вновь распахнул свои двери перед гостями музея-заповедника «Петергоф». С 19 июня этот федеральный объект историко-культурного наследия с очень непростой судьбой был официально включен в экскурсионные маршруты. Незадолго до открытия с результатами его реставрации ознакомилось городское руководство, а на следующий день сюда пригласили всех, кто в разные годы был причастен к возрождению памятника.

    Как-то очень тепло отозвался об этой встрече инженер службы технадзора, осуществлявший его на первом этапе реставрации, Н. А. Иванов:
    — Открытие дворца — это просто праздник. Идешь и сравниваешь: что было, и что стало — молодцы ребята, просто молодцы! У меня такая позиция: даже если ты хоть"мизинчик" приложил к реставрационному делу, значит, не зря жизнь прожил, оставил людям что-то красивое.

    В тон этому немолодому уже человеку, занятому в отрасли более двадцати лет и сейчас работающему в институте «Ленпроектреставрация», высказался его коллега, архитектор А. Г. Леонтьев:
    — Сегодня нам есть чем гордиться. Это, по­верьте, как ребенок, который растет, а ты вроде и не замечаешь, что он успел повзрослеть. Тут вам и слезы, и восторг... Смотришь на фотографию историческую и потом на сегодняшний дворец — такое чувство, что с ним за это время будто бы и ничего не происходило.

    Фермерский дворец — один из уникальных памятников Петергофа — был построен в 1831 г. по проекту А. А. Менеласа на территории Собственной Ее Императорского величества Александры Федоровны даче «Александрия». Сначала это был просто павильон с фермой, напоминавший английские сельские постройки, с крышей, окрашенной под цвет соломы, с навесом и колоннами, обвитыми берестой и зелеными гирляндами. По желанию Николая I на 2-м этаже восточного флигеля впоследствии создаются комнаты для проживания его сына и наследника престола Александра. Южная часть здания отводится служителям, тогда как в западной помещается собственно ферма, куда из графства Йоркшир специально выписывают восемь коров и двух быков. В доме, помимо всего прочего, устраиваются комнаты для смотрительницы, пастуха, а также кухня, кладовые и ледник.

    Незадолго до женитьбы великого князя на принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софье-Марии Гессен-Дармштадтской по проекту А. И. Штакеншнейдера к восточному флигелю были пристороены двухэтажные жилые покои с мансардой. Все последующие реконструкции, вызванные необходимостью удовлетворить потребности растущей семьи Александра Николаевича, органично вписываются в композицию здания, не нарушая общий неоготический дух. В результате павильон превращается в обширный двухэтажный дворец и начинает играть роль летней загородной резиденции семьи наследника, взошедшего в 1855 г. на российский престол. Здесь протекает любимая всеми его обитателями сельская жизнь, где к утреннему столу неизменно подаются свежие продукты с собственной фермы. Как и родители, новый император не стремился к роскоши, избегая шумных и многолюдных собраний. Именно Фермерский дворец стал для Александра II местом, которое позволяло уединиться, отдохнуть. Его можно было обставить по собственному вкусу, и там предаться любимому собиранию предметов искусства. Тем временем участок вокруг здания был обустроен по проекту Э. Л. Гана. Архитектор распланировал на востоке веранду — обширную площадку с пышными цветниками, ограниченную с трех сторон перголой из двух рядов колонн бременского песчаника. На центральной оси сада бил фонтан, бассейн которого украшала бронзовая статуя «Ночь», отлитая по слепку с мраморного оригинала французского скульптора Ж. Поле.

    Кабинет Александра II 
    после реставрации
    Между тем, с этим дворцом связаны некоторые значительные события государственной жизни и династийной хроники. В самом конце 1850-х гг. прямо в нем проходили совещания по подготовке крестьянской реформы. Позднее во дворце проживали великий князь Александр Михайлович с супругой Ксенией Александровной, и здесь у них родилась дочь Ирина, будущая княжна Юсупова. Семья Николая II провела на ферме два лета — 1896-го и 1897-го гг. Их вторая дочь, великая княжна Татьяна, появилась на свет тоже здесь.

    После 1917 г. Фермерский, как и многие дворцы Петергофа, стал музеем, просуществовав в таком качестве пятнадцать лет. Потом здесь размещался дом отдыха, а в годы войны фашисты использовали его под свой штаб с бункером. В дальнейшем, вплоть до 1975 г., в здании располагалось общежитие, а потом и оно выехало. Четверть века дворец не эксплуатировался и не отапливался, понес сущест­венные утраты, поэтому его дальнейшая судьба требовала неотложного реставрационного вмешательства. Тем более что имелись уже конкретные планы насчет возвращения ему музейной функции. Соответственно и работу такую можно было поручить только проверенным творческим коллективам.

    Кабинет Марии Александровны
    после реставрации
    К комплексному реставрационному ремонту объекта подрядчики приступили семь лет назад. Однако начало формированию концептуальной основы будущих работ было положено гораздо раньше. После того как памятник включили в состав музейного комплекса «Петергоф», то есть в конце семидесятых — начале восьмидесятых, его обмерами и исследованиями занимались архитекторы О. В. Шамраева, Е. С. Гриневич и А. Е. Гунич из объединения «Реставратор». Этим людям еще посчастливилось увидеть и зафиксировать многое из того, что, увы, не сохранилось к 2003-му году. На протяжении двух десятков лет объект пребывал на консервации и за это время понес дополнительные утраты, хотя в войну практически не пострадал. Не нанес ему ощутимого ущерба и последующий период, когда здесь долгие годы располагалось общежитие Петродворцового часового завода. Другое дело восьмидесятые — примерно к их середине здание пребывало уже в удручающем состоянии.

    Следующий этап подготовки объекта к восстановлению будет правильнее датировать началом очередного столетия. Специалисты из разных мастерских института «Ленпроект­реставрация» были собраны в самостоятельную группу, которая под руководством К. А. Кочергина занялась подготовкой новой редакции предпроектных решений по Фермерскому дворцу...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА