ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Екатерина Кивелева


    ПЕРВЫЙ ИЗ РОССИЙСКИХ «ЭРМИТАЖЕЙ»

    Одна из «имперских забав»
    вновь удивляет туристов

    Петергоф воспринимается в первую очередь как цельный архитектурный ансамбль. Его дворцы, парки, фонтаны соединяются в единый образ торжественно-величественного памятника Петру I и его эпохе. И все же у каждого здешнего здания своя история, а значит — присущие лишь ему атмосфера и настроение. Взгляните на петергофский Эрмитаж, первый в России. Он, словно хрустальная шкатулка, наполненная воздухом и светом, стоит на берегу Финского залива. Эта нарядная двухэтажная постройка полностью оправдывает свое предназначение — быть местом уединения. Как раз здесь императорская семья и ее ближайшее окружение собирались для тихого или увеселительного времяпрепровождения.

    Павильон «Эрмитаж»
    В наши дни Эрмитаж — неотъемлемая часть государственного музея-заповедника «Петергоф». В феврале 2010 г. в этом павильоне завершился основной этап реставрационных работ, которые осуществлялись силами ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские». Вот уже более десяти лет эта компания под руководством почетного строителя России Галины Александровны Агалиной занимается возрождением исторических объектов «русского Версаля». На счету коллектива — залы Большого Петергофского дворца и его удивительная домовая церковь св. апостолов Пет­ра и Павла, Ольгин павильон в Колонистском парке, музеи «Императорский телеграф» и «Особая кладовая», а также целый ряд других памятников всемирно известного комплекса.

    Пожалуй, без обращения к истории строительства Эрмитажа будет невозможно понять суть и всю сложность его реставрации. Сооружался объект по проекту Иоганна Бронштейна с 1721 по 1725 гг., причем главной «изюминкой» будущей постройки должен был стать подъемный стол. Примечательно, что эта императорская забава, впервые появившаяся именно в петергофском Эрмитаже, вскоре прижилась во многих других дворцах и резиденциях царской семьи.

    Подъемный стол в интерьерах «Эрмитажа»
    в рабочем состоянии
    Изначально в павильоне было задействовано три подъемных механизма: подъемный мостик, по которому гости подходили к дворцу, подъемное кресло на две персоны, доставлявшее гостей на второй этаж прямо к трапезе, и собственно стол. Кстати, на восстановлении последнего мастера ЗАО «ППРМ» и сосредоточили свои основные усилия, реализуя уникальный реставрационный проект, подготовленный ОАО «СПб Институт «Ленпроектреставрация».

    Сам стол, рассчитанный на четырнадцать персон, состоял из двух частей — неподвижной основы и подвижной центральной части, которая приводилась в действие с помощью ручной тяги. Во время Отечественной войны столешница и, главное, ее подъемный механизм были уничтожены, сохранилась лишь дубовая основа в перекрытии между первым и вторым этажами. До начала работ выдвигались разные предложения по компенсации утрат, понесенных памятником, — кто-то из специалистов даже высказывался за автоматизацию подъема... Однако в результате многочисленных обсуждений решение было принято в пользу воссоздания исторического механизма, аналогичного его предшественнику из XVIII столетия.

    Реставрацию предварял длительный этап подготовки, начавшийся еще в 1990-х гг. с тща­тельного изучения иконографических и архивных источников. Примерно тогда же успели вскрыть полы, но дальше этого дело не продвинулось. В 2000 г., когда на объект пришли Первые Петергофские реставрационные мастерские, во втором этаже павильона стоял обычный стол, хоть и сервированный подлинной императорской посудой. На самых первых порах мастерам и их коллегам-проектировщикам следовало сообща определиться с точным местом расположения утраченного подъемного стола. Задача стояла вроде бы ясная и несложная, но разобраться с ней быстро не удалось. Уже позже, разбирая архив арх. Е. Казанской, которая участвовалав послевоенном восстановлении музея-запо­ведника, его нынешний главный архитектор А. Леонтьев натолкнулся на три фотографии стола, датированные двадцатыми-тридцатыми годами прошлого века. Только благодаря этим снимкам и удалось понять, как выглядел подъемный механизм, располагавшийся на первом этаже. Дальше уже ничто не мешало заняться реальным воплощением проекта. Впрочем, некоторые последующие этапы этой реставрации тоже не обошлись без специфических трудностей.

    Г. Агалина, генеральный директор ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские»:
    — Для наших реставраторов павильон «Эрмитаж» стал серьезным профессиональным испытанием, учитывая, что подобного опыта в своей практике мы еще не имели. Да, в процессе расчистки перекрытий от плотного слоя штукатурки удалось выяснить, где изначально находились стол и каналы, по которым передвигались подъемные механизмы. Только вот результаты сопоставления обнаруженных отметок и отверстий с сохранившимися графическими материалами оказались несколько неожиданными: совпадений не было практически нигде. Таким образом, столешницу пришлось воссоздавать не по чертежам, а по шаблону, снятому с пола.

    Бригадир столяров С. Н. Измайлович
    поднимает стол ручной лебедкой
    Огромная работа была проделана по восстановлению механических деталей. Например, по аналогии с единственной уцелевшей были воссозданы все лебедки. К тому же в ходе работ проект следовало во многих частностях дорабатывать и корректировать — это нормальное явление для реставрации, но, признаться, всегда отнимает немало времени и сил. Задача заключалась в том, чтобы сделать механизм, обеспечивающий не только подъем, но и надежное закрепление стола. Для этих целей в наших мастерских изготовили дополнительные фиксаторы, предохраняющие конструкцию от внезапного опускания. Отдельно установили специальные скрепы, которые не позволяют сорваться вниз четырнадцати подвижным подставкам под тарелки. Это было особенно важно, поскольку изначально планировалось демонстрировать подъемный механизм вместе с историческим сервизом. Впоследствии, чтобы обеспечить равномерность нагрузки на стол, сотрудниками музея было принято решение о переводе его в режим регулярной эксплуатации, но уже без подлинной посуды.

    Установить механизмы и крепежи удалось не сразу: стол постоянно кренился то в одну, то в другую сторону. Не все было просто и с подгонкой грузов, выступающих основными стопорами (каждый весит по 50 кг и опускается вниз по одному из двух особых каналов). В процессе производства работ выяснилось, что оба канала основательно забиты строительным мусором, потому пришлось, заниматься их очисткой, нередко наугад. В итоге отверстия расширили до нужного диаметра, обеспечив канатам свободное передвижение по каналам. Результатом всех этих усилий стала бесперебойная работа подъемного механизма, и сейчас можно с уверенностью сказать, что стол функционирует значительно лучше, чем в XVIII столетии...

    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА