ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Екатерина Кивелева


    Сделано на славу –
    сделано на века

    ООО «Мастерская Васильева» завершила
    работы на реставрации Камероновой галереи

    Вот и состоялось важное и многими ожидавшееся событие в жизни Царского Села — его юбилей. Несколько последних лет шла серьезная подготовка к торжествам, которая, наряду со всем прочим, предполагала основательную и по возможности комплексную реставрацию многих объектов музея-заповедника. С момента нашей последней встречи с руководителем строительно-реставрационной фирмы ООО «Мастерская Васильева» минуло каких-то пару месяцев. Вроде бы совсем ничего, но в этот раз Игорь Геннадьевич готов во всей красе продемонстрировать результат работы своих подчиненных, трудившихся на знаменитой Камероновой галерее.

    Похоже, что сжатые сроки — непременный атрибут всех реставраций, приуроченных к той или иной круглой дате на отечественных календарях. Не обошлось без ударных темпов и на восстановлении исторических конструкций данного объекта. Работы эти проводились именно таким образом. Начавшись во второй половине марта прошлого года, они подлежали окончанию в самый канун празднования 300-летия Царского Села. Такие жесткие временные рамки определили жизнь специалистов мастерской на три месяца: чтобы успеть, люди «вкалывали» в две-три смены, по двадцать четыре часа в сутки. Сегодня Парадная лестница и гроты галереи не только предъявлены госэкспертизе и заказчику, но и получили в этих обязательных инстанциях отличные отзывы. Отныне и гости прославленной на весь мир бывшей резиденции Императорского дома Романовых могут в полной мере насладиться великолепным видом камеронова творения в ее царскосельском архитектурно-композиционном единстве с дворцово-парковым окружением.

    Напомним, в прошлом номере большей частью рассказывалось о весьма удручающем состоянии галереи, в котором та пребывала на момент начала работ. Мастера, придя на объект, были вынуждены созерцать огромные известняковые сталактиты и сталагмиты, свисавшие и растущие в гротах, бороться с разрушительными последствиями глубокого проникновения влаги в конструкцию сводов. Теперь картина разительно изменилась. Во всяком случае, гротам возвращен полностью достоверный исторический вид. «Сплошная» реставрация затронула каждую из этих искусственных «пещер», задуманных Чарлзом Камероном — причем и ранее известные, и ту, что была обнаружена уже современным архитектором Автандилом Кавтеладзе в ходе производства работ. Конструкции их сводов сейчас надежно укреплены с помощью веерных нервюр, перехвативших и перераспределивших нагрузки. Везде, где было возможно, специалисты Мастерской Васильева сохранили старую кладку. Ее восполнение новым, но аутентичным материалом производилось лишь в местах наиболее сильных деструкций.

    И все-таки гроты — это нечто «внутри», то есть не слишком бросающееся в глаза при бег­лом осмотре. Это, впрочем, ничуть не преуменьшает важности их восстановления. Другое дело — Парадная лестница, которая к началу реставрации успела прийти к не менее удручающему состоянию. Напрасно скептики сомневались, выйдет ли у современных мастеров все в точности так же, как у их предшественников из XVIII столетия. Благодаря точному следованию всем установкам архитектурно-реставрационного задания, конструктивному взаимодействию с генеральным подрядчиком, компанией «Геоизол», и верности принципам научной реставрации команда Васильева сумела «реанимировать» лестницу в лучшем виде. Безукоснительно, без всякой миллиметровой погрешности повторен профиль ступеней, исторический внешний вид которых сохранился лишь фрагментарно, вокруг каждой стоит своя вставка, все воссозданные элементы выполнены из лещадной плиты — исторически применявшегося материала, добываемого и сегодня на старых путиловских каменоломнях. Кроме того, всюду произведено удаление поздних цементных покрытий, замастичены пилоны, на которых стоят скульптуры Флоры и Геркулеса, выполнена реставрация туфа.

    На площадке производства реставрационных работ мы с фотокорреспондентом оказались, когда мастера, имея впереди вполне приличный запас времени до праздника, приступали к шлифовке каменных элементов лестничной конструкции. Это были уже самые-самые завершающие «штрихи» нескольких месяцев напряженной работы, которую сам И. Г. Васильев оценил по достоинству:
    — Потрудились мы на славу, и в ходе этой реставрации сумели добиться достойного результата: все конструкции надежно укреплены и будут находиться в «работоспособном» состоянии долгие годы. Лестница в целом теперь тоже «чувствует себя» значительно лучше. Мы всегда стремимся к достижению долгосрочного эффекта, так чтобы не было стыдно перед потомками. Надеемся, что благодаря и нашим стараниям этот памятник архитектуры еще не одно столетие будет радовать жителей и гостей Царского Села...



    Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА