Игорь Разживин
В ЧЕСТЬ ЮБИЛЕЯ ОТРАСЛИ
Неделя реставрации в Санкт-Петербурге
На пресс-конференции, посвященной Дню реставратора, председатель КГИОП Вера Дементьева напомнила, что этот профессиональный праздник появился в петербургском календаре всего пять лет назад. Примечательно, что Декларация о сохранении культурного наследия была подписана тоже в 2005 г. В этом документе фиксируется стремление тружеников отрасли к наивысшему качеству своих работ и максимально уважительное отношение к памятникам родного Отечества.
— Все прошедшие годы наш праздник обрастает инициативами и идеями, количество и качество которых привело к возникновению целой Недели реставрации... Сегодня эта деятельность — отнюдь не только ремесло высокого художественного уровня, но еще и особая отрасль культуры. Реставраторы, можно сказать, формируют интеллектуально-эстетический климат города. Они решают сложные задачи возвращения памятникам исторического облика, а также приспосабливают их под современные нужды, то есть дают «второе рождение», — отметила глава комитета, напомнив, что именно этим летом отмечается 65-летие знаменитой ленинградско-петербургской школы, воспитавшей несколько поколений талантливых мастеров.
В адрес всех петербуржцев, связанных с сохранением культурного наследия, за семь последних дней июня прозвучало немало хороших слов — от приветствия губернатора Валентины Матвиенко и поздравлений руководителей различных комитетов городского правительства до признания профессиональных достижений наших реставраторов от лица ЮНЕСКО. В отчете «миссии реактивного мониторинга» этой организации содержится много комплиментарных высказываний по поводу сохранности Северной столицы как объекта всемирного наследия.
|
Что касается самой реставрационной недели, то она, как и обещала В. Дементьева, оказалась весьма насыщенной. Куда более привычные чествования и торжества на этот раз предварялись серьезной Научно-практической конференцией «Сохранение объектов культурного наследия как компонент устойчивого развития городской среды на примере Санкт-Петербурга». Она проходила 29 июня в Бронзовом зале Дома архитектора — бывшего особняка Половцева на Большой Морской. Несмотря на приуроченность к праздничной дате, в повестке дня конференции обсуждались не только недавние достижения реставраторов, но и широкий спектр вопросов, затрагивающих всю основную отраслевую проблематику.
Ольга Кормильцева, начальник отдела КГИОП:
— В последние годы результаты труда наших мастеров становятся все более зримыми и весомыми. Благодаря этому петербургская реставрация превратилась в мощную отрасль городского хозяйства. Она активнейшим образом влияет на развитие многих других сфер экономики, и в первую очередь туризма.
Олег Бритов, исполнительный директор ССОиО:
— Недавно, даже когда в городе зарождался Союз реставраторов, эта сфера деятельности еще не успела оформиться в самостоятельную отрасль. Однако сегодня петербургские власти, рынки города, страны и Европы имеют все основания рассматривать ее именно так. Во многом это заслуга профессионального сообщества.
Сергей Тучинский,
гл. специалист КГИОП:
— Учитывая, что петербургская реставрация поворачивается в сторону консервации, без новых материалов нам не обойти. Имеются в виду такие из них, которые повышают долговечность результатов работ. За последние несколько лет значительно продвинулись исследования в области создания минеральных пленок на бронзе, активно ведутся разработки радиолокационных методов исследования памятника, не разрушающих его материал, продолжается модификация технологии фотограмметрии и так далее. Даже нанотехнологии пришли в реставрацию — в виде использования фулеренов для повышения долговечности защитных покрытий мрамора. Началось обсуждение использования красок смешанной силикатно-полимерной природы с нанокомпонентами, поступили на рынок красочные составы с измельченным пигментом, которые обладают самоочищающимися свойствами. Все шире распространяются методики применения лазера для реставрации камня и металла. Однако все новшества в нашей области требуют длительных проверок, порой тянущихся годами. В последнее время реставраторы по понятным причинам торопятся применять новые материалы и методики. Есть как положительные результаты такого риска, так и отрицательные. Похож на тенденцию и тот факт, что в ряде случаев приходится применять инновационные материалы только из-за того, что мы теряем традиционные. Наше производство перестает их выпускать, так как это нерентабельно, зарубежный же опыт далеко не всегда применим. Поэтому проблему организации научного поиска и внедрения надо решать на законодательном уровне.
В рамках конференции прошел круглый стол, где темы, озвученные на пленарном заседании, получили необходимую детализацию. Работа распределилась по четырем секциям: «Объекты культурного наследия в современной городской среде» (предс. Р. Даянов, сопредс. А. Белов), «Практика реализации адресных программ Государственного заказа» (предс. Е. Гринцевич, сопредс. А. Лапин), «Опыт по переходу к саморегулированию» (предс. О. Зацепа, сопредс. Е. Медведева) и «Наукоемкие технологии при проведении научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению объектов культурного наследия» (предс. Н. Шангина, сопредседатели С. Тучинский, Э. Курц (Австрия)). В последний день июня в этом же Бронзовом зале проходила работа еще одной международной конференции: «Архитектура и искусство Италии, Германии и России „тоталитарного“ периода», подготовленной секцией «Реконструкция зданий и приспособление памятников архитектуры» СПб СА с участием журнала «Капитель».
|
В дни открытия и работы
выставки «Культурное наследие:
сохранение — реставрация — реновация»
|
Параллельно в Центральном музее связи имени А. С. Попова проходила IV Международная выставка «Культурное наследие: сохранение — реставрация — реновация», организованная журналом «Реликвия» совместно с СР СПб и при поддержке КГИОП. Открылась она двумя днями раньше, и с успехом выполнила возложенную на нее функцию подробного «иллюстративного приложения» к форуму реставраторов. Представление их профессиональных достижений в таком формате постепенно становится традицией, как заметил директор СПб филиала НИИТАГ Борис Кириков:
— Изначально, когда проект был задуман, этого от него не ждали. Впрочем, все закономерно: в нашем городе-музее под открытым небом не нужно искать экспонаты, они на каждом шагу. Нигде больше не умеют так воссоздавать памятники из руин — война научила... Нигде нет таких реставраторов живописи и произведений искусства. Мы привыкли к реставрации, она — часть жизни петербуржцев, поэтому широкий интерес к теме гарантирован...
Полностью статью читайте в номере 1[45]-2010
К СОДЕРЖАНИЮ