ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Валерий Исаченко

    ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО…

    Мемориальная доска в Доме архитектора

    От редакции: Может показаться, что слишком далеко отстоят друг от друга военно-историческая тема и вопросы проектирования, но это только на первый взгляд... В облике нашего города навек запечатлены результаты творчества целой генерации зодчих, чьи судьбы оказались опалены сражениями Второй мировой. Мемориальный очерк, подготовленный по просьбе редакции архитектором, художником, знатоком и увлеченным исследователем градостроительной истории Санкт-Петербурга Валерием Григорьевичем Исаченко — скромная дань мирным трудам и солдатскому героизму этих людей.

    Еще в 1970-х гг. Ириний Александрович Евлахов — архитектор-фронтовик и брат известного композитора Ореста Евлахова — с энтузиазмом взялся за работу над фундаментальной монографией, посвященной ленинградским зодчим-вои­нам. Мне посчастливилось быть одним из участников большого авторского коллектива. Однако в ту пору Лениздат проявил демонстративное безразличие к нашей работе, даже не рассмотрев готовые статьи. В ХХI веке такое, замечу, продолжающееся равнодушие уже представляется оскорбительным и безнравственным. Ведь мы живем в городе, 5/6 территории которого созданы трудами этих действительно талантливых рыцарей архитектуры. Многие из поколения двадцатых годов рождения ушли на фронт, еще не успев проявить себя в проектной деятельности. Большинство их не вернулось с войны, но каждый, кому повезло остаться в живых, потом работал и за себя, и за погибших. Наверное, этим тоже можно объяснить быстрое возрождение Ленинграда в первое послевоенное десятилетие.

    Из рассказов ветеранов известно, что практически никто из них не сомневался в исходе войны. Даже первая арка Победы появилась на Волховском фронте еще весной 1943-го. Она была сложена из сосновых бревен по проекту архитектора А. А. Афонченко (1907–75). В честь любимого всеми командира артвзвода, вое­вавшего на «Невском пятачке», затем участвовавшего в штурме Кенигсберга и возглавившего полковую топографическую службу, ее так и называли — «Арка Афонченко». Личный героизм этого человека вспоминали впоследствии одополчане, а уже после войны его проекты для Васильевского острова, Зеленогорска и Красного села обрели общесоюзную известность. Об Александре Александровиче вполне можно написать целую книгу или снять интересную киноленту.

    И Логин Логинович Шретер (1908–88), воевавший в Прибалтике, на Карельском перешейке и Кронштадте, считался в годы службы замечательным артиллеристом. Примечательно, что и главный архитектор Ленобласти, автор множества школьных зданий, Леонид Евгеньевич Асс (1907–80), уйдя на фронт добровольцем, тоже до конца войны сражался в артиллерийских частях. И неужели нет чего-то символического в том, что участник Сталинградской битвы арх. Александр Иванович Алымов (1923–98), став в свое время главным художником Северной столицы, руководил созданием Обелиска Городу-Герою Ленинграду на пл. Восстания (совместно с В. С. Лукьяновым)?

    Четвертому (после Л. А. Ильина и др.) главному архитектору города на Неве, Геннадию Никаноровичу Булдакову (1924–90), а на тот момент еще офицеру-танкисту, едва исполнился 21 год, когда он, награжденный многими орденами и медалями, участвовал в Параде Победы на Красной площади. Как не вспомнить, что под руководством этого героя, скромного и обаятельного человека, был создан не имеющий аналогов в мировой практике Зеленый пояс Славы Ленинграда.

    Отчего-то все они не любили рассказывать о войне и собственных подвигах, предпочитая жить насущными заботами родного города. Именно он, по признаниям архитекторов-фронтовиков, давал каждому из них силы для творческой борьбы, воодушевлял думать и делать все возможное, а порой невозможное, чтобы тот становился прекраснее. Результаты их труда — живой укор нынешним хозяевам Санкт-Петербурга. Пожалуй, лишь сегодня, по прошествии десятилетий, многие начинают понимать, что наши старшие современники оставили потомкам грандиозное и, увы, все еще малоизученное наследие, хотя и не менее ценное, чем созданное классиками ХVIII—ХIХ вв. Из той же плеяды — Евгений Михайлович Полторацкий (1925–2006), человек-легенда, зодчий- новатор и строитель современных жилых районов на юго-западе Ленинграда. Совсем немногие знали, что в военные годы он был участником французского Сопротивления.

    Горжусь многолетней дружбой, которая, несмотря на разницу лет, возникла у нас с Н. А. Зазерским (1907–80). Его ратный путь был удостоен многих наград, включая солдатский Орден Славы. Будучи талантливым архитектором, Николай Алексеевич являлся еще и прекрасным живописцем. А вот его отец, Алексей Иванович (1876–1942), тоже выдающийся зодчий, в свои весьма преклонные годы ушел в народное ополчение, строил оборонительные укрепления. Где его могила — неизвестно, но как раз он стал одним из прототипов героя Владислава Стржельчика в фильме «Блокада» (другим был знаменитый А. С. Никольский).

    Знаменательно и то, что «один из лучших артиллеристов Балтики», по Вс. Вишневскому, а в мирной жизни архитектор Сергей Александрович Пермский (1909–73) после войны отдал всего себя возрождению города и области, восстановлению их памятников, встав ради этого у истоков ВООПИиК. Как видного зодчего-ученого и поныне чтят Николая Федоровича Хомутецкого (1905–73), который в военном прошлом был политруком, отважным воином и любимцем бойцов, запомнился им человечностью и пламенным словом.

    Виктору Федоровичу Белову (1911–68), метеорологу Ленинградского фронта, после войны довелось вести работы, сопоставимые по масштабам с ансамблями Пушкинского Петербурга. Его так и называли «магистральным архитектором» Выборгской стороны. В аналогичном качестве, но уже для Московского района проявил себя столь же одаренный зодчий и художник Борис Николаевич Журавлев (1910–71), доброволец, боец стрелковой части 55-й армии. По заданию командования он под огнем врага выполнил обмеры церкви в Усть-Ижоре, чтобы ее можно было возродить после неизбежного разрушения (!). Раненого разведчика спасла сандружинница, ставшая его женой. Портретом этой удивительной женщины архитектор украсил фронтон одной из первых своих послевоенных построек — 68-го дома на Невском. Друг Журавлева, Давид Семенович Гольдгор (1912–82) считался одним из лучших саперов Ленинградского фронта. Как автор он создал множество выдающихся произведений, но особого внимания среди них заслуживают первые триумфальные арки, временные, сооружавшиеся в городе для встречи победителей.

    Всю войну служил на Тихоокеанском флоте широкообразованный и богато одаренный Ми­хаил Яковлевич Климентов (1906–75), громко заявивший о себе крупными постройками в самом Ленинграде, Кронштадте, Колпино и других пригородах.

    Прекрасна биография и Игоря Михайловича Чайко (1910–93). К местам боевых действий он отбыл с солидным, невзирая на возраст, творческим опытом и уже в составе Балтийского флота. Строил «ложные аэродромы», другие фортификационные сооружения. Ему принадлежит цикл рисунков блокадного города и его жителей. Творческий путь мастера завершился участием в разработке проекта СКК на пр. Гагарина. Неуди­вительно и очень справедливо, что и самого Чайко, и многих его коллег давно уже называют классиками.

    Один из главных создателей «Дороги Жизни» Леонид Юльевич Гальперин (1907–95) посвятил своим боевым друзьям книгу и знаменитый музей в дер. Кокорево. Вспомним, что по его проекту по распоряжению маршала Жукова была сооружена из дерева Арка Победы в Берлине. Количество зданий, построенных под его руководством, не поддается учету — назовем хотя бы комплекс пионерских лагерей «Орленок». Работая над этим проектом, архитектор вспоминал, как еще в сорок первом, находясь на льду Ладоги, мечтал строить для детей.

    Всему Ленинграду, а не только его архитектурной среде, был известен Сергей Иванович Евдокимов (1911–72). Все 900 дней блокады он как военный инженер-связист служил в Ленинграде, строил укрепления в Лужском и других районах области. Непревзойденный художник, человек изумительного обаяния — таким он оставался до последних дней своей недолгой жизни.

    Добровольцем ушел на фронт совсем юный В. А. Сохин (1925–97), мой первый руководитель. Всю войну он прошел солдатом, рисовал портреты однополчан, даже прозвище получил — «блиндажный художник». Виталий Антонович изначально мечтал стать живописцем — сделать иной профессиональный выбор заставила война. Когда вокруг было столько боли и разрушений, у многих возникало непреодолимое желание строить, восстанавливая утраченное и созидая новое. Но даже став архитектором, впоследствии автором одного из символов города — Морского вокзала, Сохин не перестал быть художником. Строго говоря, все они были графиками, живописцами, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства.

    Обычно такие люди считали военные отрезки своих биографии хоть трудным, но неким будничным эпизодом. В полной мере это относится к одному из героев «Невского пятачка» С. М. Верижникову (1914–74). Сам он был очень скуп на рассказы о себе, говорили о Сергее Михайловиче те, кто видел его идущим в атаку и чудом уцелевшим под огнем. Этому архитектору, инженеру и ученому — истинно государственному деятелю — страна обязана созданием первых ДСК.Военные годы В. В. Горбачева (1920–96) вызывают в памяти шолоховскую повесть «Судьба человека». Владимир Васильевич добровольно ушел на фронт с институтской скамьи, будучи раненым, попал в плен, бежал, партизанил, нашел свою часть и с ней дошел до Берлина. Закончив учебу, этот замечательный архитектор строил здания для южных санаториев и пансионатов, а вот его Дворец культуры им. Первой пятилетки снесли, уже в наше время. Удивительной скромности был этот профессионал высочайшего класса и вдобавок вокалист-баритон.

    Строитель здравниц в ленинградской курортной зоне Эмиль Иосифович Ярмолинский (1918–94) прошел путь от «Ораниенбаумского пятачка» до Сталинграда, затем до Варшавы и Берлина. Энергичный, темпераментный, он был душой любого коллектива. Чрезвычайно скромный даже среди скромных, М. Н. Михайлов (1917–77) очень напоминал капитана Тушина из романа «Война и мир». О его совсем непоказном героизме рассказывали фронтовые друзья, но всеобщей любовью современников Михаил Никитич пользовался как высокоталантливый архитектор и художник-график. Григорий Павлович Морозов (1920–92), наоборот, был артистичен. Разно­сторонний зодчий, он также прошел всю вой­ну, храня в памяти образы Ленинграда и надеясь когда-нибудь потом внести в его градостроительный пейзаж свои штрихи. И ему это удалось — Морозов остался в нашей памяти как один из авторов дворцов спорта «Юбилейный» и «Зенит», а также яхт-клуба на Петровском острове.

    Нельзя забыть всегда сосредоточенного Николая Федоровича Бровкина (1916–86). Тяжелое ранение, плен, стихи, написанные в конц­лагере, портреты товарищей по несчастью, и, несмотря ни на что — стойкость и желание выжить. Выжить, чтобы затем всю жизнь создавать памятники героям войны. Он чудом выжил и был освобожден советскими войсками. Он жил архитектурой и служил ей как солдат.

    Совершенно уникальна военная эпопея Николая Михайловича Назарьина (1909–93). Он много успел сделать до войны, а в годы войны опыт, знания и широкий кругозор позволили ему очень ярко проявить себя. Солдат, офицер, минер, военный инженер, пулеметчик, разведчик — и это все о нем! Он придумал пулеметные точки на пнях, оригинальные окопы и траншеи и мн. др. После войны он строил в историческом центре и на бывших окраинах, переставших быть таковыми.

    Александр Дмитриевич Бочаров (1919–2000) — боевой летчик, бомбивший Берлин еще в 1941 году. После войны проектировал для всех регионов страны, да и перечень его построек необъятен — научные комплексы, общественные здания, жилые дома для необъятной зоны Севера и мн. др.

    Дорогами войны прошли Б. Н. Баныкин (1912–76), М. С. Бунин (1899–74), братья Г. А. (1909–98) и П. А. (1908–82) Вайтансы, И. А. Евлахов (1914–94), Д. Х. Еникеев (1911–86), А. В. Жук (1917–2007), В. Д. Кирхоглани (1913–94), Я. Н. Лукин (1909–95), Ф. Ф. Олейник (1902–54), М. М. Плотников (1901–92), В. М. Савков (1907–78), Т. М. Шапиро (1898–1983), С. Б. Сперанский (1914–83), А. И. Прибульский (1913–97)... Это далеко не все славные имена. Многие зодчие работали в блокадном Ленинграде. Имена погибших, да и то далеко не все, высечены на мраморной доске в Доме архитектора. Вечная им слава!

    К СОДЕРЖАНИЮ




ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА