ENGLISH VERSION
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ИНФОРМАЦИЯ О ЖУРНАЛЕ ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА НАШИ ПАРТНЕРЫ ТВОРЧЕСТВО ГОСТЕВАЯ ВАКАНСИИ
 


    Галина Семенова
    ст. научный сотрудник ГМЗ «Царское Село»


    ПОСЛЕДНЯЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ

    В композиционной системе Царского Села Александровский дворец всегда имел значение второго центра, развивающего и дополняющего первый – ансамбль Екатерининского дворца. Если смотреть на оба этих здания из точки пересечения осевых аллей Нового сада, вы будете особенно поражены их видами, которые полны очарования и гармонии двух великих архитектурных стилей – барокко и классицизма.

    Дворец строился при Екатерине II и предназначался для великого князя Александра Павловича, внука императрицы. Будущий император с юной супругой Елизаветой Алексеевной провел здесь лето 1796 г. Позднее эта летняя резиденция была самой любимой у Николая I. Здесь же воспитывались и провели юность Александр II и Александр III. Впоследствии дворцу было суждено стать местом появления на свет Николая II, а повзрослев, он проводил в нем исключительно много времени. Историко-культурное значение этого памятника, постоянной резиденци последнего российского императора, тесно связано с закатом и падением монархии, другими крупнейшими событиями этого переломного периода в жизни страны.

    Долгое время после Великой Отечественной войны Александровский дворец оставался недоступным для реставраторов, исследователей и туристов. Процесс передачи объекта из ведения Минобороны в распоряжение ГМЗ «Царское Село» начался по инициативе тогдашнего директора И. П. Саутова и занял более пятнадцати лет. В 1997 г. в помещениях восточного корпуса разместилась первая временная выставка «Воспоминания в Александровском дворце», а осенью прошлого года дворец наконец-то полностью был передан музею-заповеднику.

    Строительство дворца производилось в 1792— 96 гг. по проекту Джакомо Кваренги, высочайше утвержденному императрицей. По ходу работ туда вносились существенные изменения, исходившие как от самой Екатерины II, так и от будущего владельца — великого князя. Стройка шла под наблюдением Кваренги, хотя в управлении ею и принятии архитектурных решений также участвовали зодчие Иван и Петр Нееловы, Егор Соколов. Каменных дел мастера Минчаки, Джиованни, Нероний Руско и Иван Балакшин занимались своим делом, столярные работы поручили Шпонгольцу, штукатурные — Иогану Моклорду вместе с Вилимом и Егором Лаионами. Оформление интерьеров исполнили известные тогда живописцы-декораторы Антонио де ла Джакома и Джакопо Феррари. Меблирование производил другой итальянский художник — Жозеф Мартинелли, состоявший при Эрмитаже.

    Портретный зал. Фото 1935 г.
    12 июня 1796 г. великий князь с супругой и двором переехал в новое жилище, которое сразу же навестила Екатерина II. Свою коронованную бабушку хозяин дворца принимал на террасе Воздушного зала. Там для высоких гостей был накрыт послеобеденный десерт под открытым небом, что совсем не мешало восторгаться удивительным интерьером. Торжественность и нарядность залу придавали темно-серый и белый «арлеанский» мрамор облицовки пола, галерея с десятью парами колонн коринфского ордера, в просветах которых открывался обширный красивый вид. Впоследствии Александр Павлович стал отдавать предпочтение апартаментам в Екатерининском дворце.

    В 1809 г. при передаче здания в ведение Царскосельского дворцового правления под руководством архитектора Л. Руска был выполнен его ремонт с некоторыми переделками. Тогда же художник-монументалист Дж. Б. Скотти расписал четырнадцать помещений и подновил первоначальные работы Джакома. Кавалерские комнаты второго этажа, в свою очередь, украсил живописью Г. Серебряков с командой Гоф-интендантской конторы.

    П. П. Свиньин еще в 1818 г. отмечал, что новый царскосельский дворец императора «должен почесться лучшим произведением Гваринги, особливо по гармонии в пропорциях колоннады со стороны сада». Мастерство зодчего проявилось в строгости и лаконичности использованных форм, изяществе пропорций, тонком соотношении главного и деталей, необыч­ности объемно-пространственной и планировочной композиции, которой не отыщется аналогов в архитектуре Петербурга. Дворец, свободно поставленный на возвышении, открыт для обозрения со всех сторон Александровского парка. С пейзажными ландшафтами здание связано центральной террасой и ее Воздушным залом, полукруглыми крыльцами-террасами, дугообразными пандусами. Фасады отражаются в водах прудов, выкопанных одновременно со строительством дворца. Архитектурно выраженный парадный вход и центральный вестибюль, с петровских времен считавшиеся обязательными, решением Кваренги предусмотрены не были. Почти незаметный главный вход вел через колоннаду в Полукруг­лый зал с мраморной площадки Воздушного. Впоследствии эту «ошибку» попытались устранить, поставив в 1838 г. по сторонам мраморной лестницы две бронзовые статуи работы ск. А. В. Логановского «Юноша, играющий в свайку» и Н. С. Пименова «Юноша, играющий в бабки» (знаменитые «Сваечник» и Бабочник«).

    Малиновая гостиная супруги Николая I Александры Федоровны (быв. Опочивальня Александра I). 1863 г. Репродукция с акварели Л. Премацци
    Парадные апартаменты, занимающие первый этаж, сохранили в целом решение Кваренги. В центре здания проходит анфилада из трех залов: Полукруглого, а также симметрично решенных по его сторонам Мраморного и Порт­ретного. Помещения эти двусветные, имеют сводчатые подвесные потолки, украшены большими люстрами из золоченой бронзы, хрусталя и малинового стекла, а между собой разделены сквозными арочными пролетами с двухколонными портиками. Облик залов производил самое чарующее впечатление из всех интерьеров дворца: «...перспективный вид <...> нежно ласкает взгляд гармонией сиенского золотистого мрамора колонн и пилястр с беломраморными стенами, изяществом простых, но благородно-нарядных форм архитектуры, обилием света, льющегося из огромных тройных и обыкновенных окон, органически спаянных с общим замыслом; в глубине его живописно-красочным пятном вырисовывается массивная красного дерева дверь, разделенная на филенки золоченым сильным профилем каблучка с сердечками, обрамленная наличником того же мрамора и увенчанная строгим, тоже мраморным, сандриком на кронштейнах». На оси кваренгиевской анфилады находятся еще два уникальных помещения. Это Опочивальня Александра I с альковом (позднее Малиновая гостиная, Дворцовая церковь) и Зал с горкой. Далее следуют Собственная императорская библиотека и Угловая гостиная, стены которых также облицованы искусственным мрамором.

    При последующей смене владельцев жилые покои неоднократно подновлялись и частично переделывались, тогда как фасады и часть парадных интерьеров сохранили свой подлинный облик. Наиболее частым изменениям подвергалось внутреннее убранство боковых корпусов, где первоначально размещалась свита либо временно останавливались другие члены императорской фамилии. В западном крыле находились апартаменты Николая I (так называемая «николаевская половина»), в 1826—27 гг. переделанные по проекту архитектора В. П. Стасова, затем — Александра II и Александра III. За вдовствующей императрицей Марией Федоровной часть этих комнат сохранялась вплоть до 1917 г.

    Образ жизни царственных владельцев в значительной степени определял характер изменений дворцовых интерьеров. Дворец, предназначенный для летнего пребывания, первое время не отапливался. Лишь в нескольких помещениях при его строительстве сложили фаянсовые печи. Да и камины в парадных интерьерах имели лишь декоративное значение. Только в 1826 г. жилые комнаты надумали оборудовать духовым отоплением.

    В 1842—43 гг. во дворце, который как раз с того времени по повелению императора стали называть Александровским (в память о предыдущем хозяине), шел большой ремонт. Под руководством К. И. Росси над Большой галереей с хорами, где была библиотека, устроили новое несгораемое перекрытие на железных балках с горшечным заполнением. Образовавшийся второй этаж заняли жилые комнаты для фрейлин. Своды парадных залов, ранее расписанные Джакома, в целях экономии окрасили белой краской, старые печи заменили каминами. Под парадными залами в подвале установили пневматические печи по системе генерал-майора Амосова. В это же время окна впервые оснастили двойными зимними и летними переплетами, настлали двойные полы. В парадной садовой анфиладе неоднократно проводились ремонт и реставрация стен искусственного мрамора.

    Полностью статью читайте в номере 1[44]-2010

    К СОДЕРЖАНИЮ





ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ ЖУРНАЛА