Роман Карак

В ПОИСКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ФОРМЫ


В сентябре были оглашены результаты традиционного смотра-конкурса архитектурных произведений «Архитектон- 2009», при этом лучшим в разделе «Проекты» признали бизнес-центр, представленный архитектурной дизайн-студией АDS Геннадия Челбогашева. Такой выбор жюри понятен: адрес будущего объекта – Пироговская наб., 17 – приходится на исторический центр. То есть, речь идет об одном из мест, отличающихся особой градостроительной важностью для Санкт-Петербурга. Судя по проектным материалам, новое здание, даже сосредоточив на себе большое композиционное внимание, будет удачно вписано в близлежащее архитектурное окружение.

Бизнес-центр имеет множество сильных видовых точек по обеим сторонам Большой Невки. Решенный с тщательным соблюдением высотной линии застройки, он смотрится с противоположной набережной горизонтально спокойным и уравновешенным. Зато вблизи здание получает динамичные острые ракурсы за счет выступов и геометрии объемов. Весьма выигрышно воспринимается и его «ночной» вид, что так немаловажно в условиях длительного преобладания темного времени суток, которым отличаются наши широты.
Согласно авторской концепции, пространственная ассиметричная композиция наделена доминантами в виде нескольких кубов. Они, в свою очередь, уравновешены на геометрии горизонтальных объемов, ступенями нависающих над входом. Лейтмотив кубической формы пронизывает образ насквозь – она непосредственно через интерьер выходит с главного фасада на дворовой. Дополнительные тени, подчеркивающие в условиях северной освещенности объем дома, придают ему необходимые горизонтальные акценты. Такая композиционная идея только усиливается колористическим решением, при котором красные и желтые полосы на фасадах словно бы вонзаются в черные кубы, поднимая их рельеф и выдвигая на передний план. Своей геометрией здание перенимает высотный контур набережной: будучи несколько ниже с северной стороны, оно постепенно вырастает к южной. Одновременно соблюдается цветовая палитра с преобладанием теплых тонов, характерная для застройки набережных Петербурга. Что касается верхних уровней, превышающих условную линию высотности сложившейся застройки, там бизнес-центр имеет серо-синий цвет и сливается с небом.
Впечатляет своей динамикой главный интерьер, который объединяет все здание изнутри, представляя собой прямоугольный атриум в девять этажей высотой, ступенями сужающийся кверху. Это пространство пронизывают выступающие черные кубы из стекла, благодаря чему оно представляет собой единое целое с фасадом. План представляет собой простую, понятную композицию с ясными развязками движения.
Стилевое направление образа сами авторы склонны относить к футуризму – стилю, зародившемуся в нашей стране в 1920-30 гг. Безусловно, в творчестве зодчих того времени ими и были почерпнуты истоки идеи. Однако обратите внимание, насколько уместным в данном случае оказалось современное переосмысление стиля вместе с учетом новых возможностей материалов и технологий. Как результат здание смотрится современно и свежо.
Над созданием образа трудилась компания ADS – небольшой, но очень дружный молодой коллектив во главе с опытным Геннадием Челбогашевым. Этот архитектор имеет в собственной «авторской копилке» далеко не первую награду «Архитектона» и даже Международного фестиваля «Зодчество». Среди его призовых работ стоило бы напомнить о храме на Муринском ручье (Золотой диплом на «Архитектон-2003», Бронзовые на «Архитектон-2008» и «Зодчество-2008»), жилом доме на ул. Черняховского, 13 (Серебряные дипломы «Архитектон-2003» и «Зодчество-2003»), культурно-бытовом центре в п. Сярьги (Золотой диплом «Архитектон-2002») и др....

Продолжение статьи читайте в номере 3-4[43]-2009

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>