Олег Романов
первый вице-президент СПб Союза архитекторов

ЛЕНИНГРАДСКОМУ АВАНГАРДУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Книга Б. М. Кирикова и М. С. Штиглиц
«Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель» СПб: Коло, 2008
Русский авангард давно признан за рубежом главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ века. Прежде всего, это относится к новаторской архитектуре Москвы 1920–1930 годов, наследие которой глубоко и всесторонне исследовано выдающимся ученым С. О. Хан-Магомедовым и его коллегами. Своеобразный феномен ленинградского авангарда изучен явно недостаточно и заслуживает, безусловно, большей известности. Правда, за последнее время он притягивает повышенное внимание, что нашло отражение в публикациях об архитекторах и общих трудах, среди которых выделяются работы д. арх., проф. Ю. И. Курбатова.

Новая работа авторитетных исследователей Бориса Кирикова и Маргариты Штиглиц стала первым специальным изданием, посвященным ленинградским памятникам этого стиля. В этой монографии-путеводителе они впервые представлены крупным планом. Уже поэтому книге суждено занять ключевое место в историографии важнейшего периода отечественной архитектуры. Высокая ценность данного труда определяется не только новизной темы, но и тщательно продуманным отбором материала, убедительной точностью анализа, обширным и разнообразным иллюстративным рядом. Все это позволило авторам развернуть широкую многоплановую панораму творческих исканий ленинградского авангарда.
Книга открывается «Петербургским прологом». В данный раздел включены 15 зданий и комплексов, в которых наиболее отчетливо воплотились рационалистические тенденциистиля модерн. Новаторские черты сооружений В. П. Апышкова, Н. В. Васильева, Э. Ф. Вирриха, К. К. Шмидта и других зодчих начала ХХ века уже предвещали некоторые приемы конструктивизма.
«Пролог» раскрывает новые грани в наследии петербургского модерна и одновременно придает историческую глубину основной теме. Вместе с тем, авторы совершенно справедливо подчеркивают, что модерн и авангард были разделены мощным неоклассическим движением, господствовавшим в городе с начала 1910-х до середины 1920-х годов. Не угасавшие классицистические традиции сдерживали становление авангарда, а затем, после обязательного возврата к «освоению наследия», ускорили его драматический финал.
В основной части книги собраны 50 памятников, сгруппированных по районам города. Здесь представлены все характерные для того времени типы зданий и отображен сложный спектр разных вариантов и оттенков авангарда. Авторы подробно разбирают типологическую специфику объектов, но главное внимание уделяют анализу композиционного строя и стилевых особенностей.
На страницах издания количественно преобладают жилмассивы, дворцы культуры и школы, которые были социальными приоритетами строительства той поры. Не менее важное место занимают промышленные сооружения. Идеи устройства новой жизни выражены также в создании фабрик-кухонь и домов-коммун, райсоветов и профилакториев...

Продолжение статьи читайте в номере 3-4[43]-2009

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>