Олег Лапшин
главный архитектор проекта

ПУЛКОВО СКАЙ:
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Бывает приятно, когда проектный замысел начинает воплощаться в жизнь именно в том виде, как задумано инвестором, заказчиком, девелопером и, разумеется, авторским коллективом. Если же у них и в итоге все получилось, значит, над разработкой и последующей реализацией архитектурной идеи трудилась сплоченная команда единомышленников. В реальной жизни добиться такого результата непросто – слишком много проблем, объективных и субъективных, может возникнуть на этом пути. Примеры и иллюстрации подобного рода можно отыскать в практике любой мастерской, наша – не исключение. Не так давно в деловой зоне «Пулково-3» появилось новое здание. Стоит оно прямо напротив терминала аэропорта «Пулково-2», через который, собственно, и выдвигаются в Северную столицу основные потоки прилетевших к нам зарубежных гостей. В объемах постройки разместился бизнес-центр класса В+ под названием «Пулково Скай» (Pulkovo-Sky)…

Это бренд, а официальное название объекта – «Многофункциональный деловой центр с многоэтажной автостоянкой». Его генпроектировщиком выступила наша «Архитектурная студия М4» под руководством Максима Любимова, ГАПом – автор настоящей статьи. В данном проекте в качестве приоритетного рассматривался, главным образом, градостроительный фактор. Уже само месторасположение участка предполагало организационную, регулирующую функцию будущего здания в этой зоне. Впрочем, на стартовых стадиях разработки никому из нас не было до конца ясно, что же представляет или, вернее, будет представлять из себя окружающая застройка. Исчерпывающего ответа на этот вопрос не могли дать даже в Комитете по градостроительству, поскольку соседние участки были, условно говоря, «разбросаны по временной шкале». К тому моменту освоенными, и то частично, оказались лишь отдельные пятна. Другие же только готовились к застройке по проектам, согласованным в разное время (про некоторые из них и не все-то помнили).
В столь проблемной ситуации главный архитектор СПб (на тот момент А. П. Викторов), как он сам совершенно справедливо выразился, «назначил виноватыми» нас. По его поручению в архиве КГА были собраны все проекты по деловой зоне «Пулково-3» – так называемые «электронные версии», которые положено туда сдавать при получении согласования ГС. Всего отыскать, естественно, не удалось. Тем не менее, информации для выполнения объемной модели всей зоны оказалось более чем достаточно. На ее основе можно было показать, как на самом деле все здесь выглядит в градостроительном ракурсе. Правда, результат визуализации получился не очень… Выходила некая «сборная солянка» произвольно ориентированных объектов, разной высоты и конфигурации – то есть полный хаос. При этом было совершенно непонятно, почему иные участки застраивались одно- или двухэтажными зданиями, тогда как по «авиаторам» проходила высотность до 50 м (соответствующий параметр по нашему объекту был согласован именно таким).

Деловая зона «Пулково-3». Существующая ситуация
на 2008 г.
Деловой центр «Пулково Скай».
Вид со стороны терминала аэропорта «Пулково-2»

Позже стало выясняться, что большинство объектов для этой зоны проектировалось задолго до того, как она совершенно оправданно была объявлена «деловой». Да и слухи о возможной передаче терминала «Пулково-2» для «бизнес-авиации» тоже сыграли свою роль – впоследствии многие владельцы пересмотрели проекты на своих участках. Например, объект на другой стороне Стартовой ул., выходящий на «привокзальную» площадь, будет, скорее всего, максимально высоким, и, наряду с «Пулково Скай», также примет участие в формировании пространства. На картинке общего вида деловой зоны этот участок находится слева от нашего и показан в первоначальном проектном виде. Ну а в то время, исходя из собранной информации, мы посчитали возможным предложить свое видение градостроительных перспектив данной территории. Модель, подготовленная в М4, демонстрировала, как могла бы выглядеть вся деловая зона, если застроить ее с учетом изменившихся высотных ограничений. Таким образом, «пионером» в числе концептуальных попыток организовать пространство «привокзальной» площади, в какой-то мере архитектурно развив тему воздушных ворот Петербурга, оказалась наша разработка.
Между тем, некоторые специфические трудности – например, с шумопоглощением стеклопакетов – возникали как раз из-за близости аэропорта. Здесь стоит отдельно поблагодарить Алексея Калантаева, который в любое время дня и ночи был готов предоставить независимую информацию и проконсультировать по «формуле» конструкции, не говоря уж про квалифицированную помощь в выборе стекла для фасадов. Дело в том, что остекление играет крайне важную роль в создании архитектурного облика данного объекта. И здесь следует несколько подробнее рассказать о самом комплексе.
Итак, в нашем проекте общая площадь зданий делового центра составляет без малого 56 тыс. м2, а автостоянки на 850 мест – свыше 27 тыс. м2. Комплекс состоит из трех 14-этажных корпусов с трехэтажными вставками и отдельно стоящего 5-этажного здания открытой автостоянки. На предпоследнем уровне между корпусами предусмотрены открытые балконы-переходы, выполненные в виде ферм и зрительно объединяющие устремленные вверх объемы. К сожалению, пропорции ферм – это, пожалуй, единственное, что не смогли соблюсти в натуре инвестор и заказчик (совершенно непонятно, в силу каких причин), что очень бросается в глаза. Основные постройки решены у нас почти одинаково – во всех трех случаях мы имеем стеклянные серо-голубые плоскости фасадов с косой эркерной частью, зажатые по бокам «глухими» светлыми объемами. Как нижние три этажа, так и верхний спроектированы «с подрезкой» и выполнены из темного зеркального стекла. На этих плоскостях выделяются колонны, которые словно бы пронизывают весь объем снизу доверху, символизируя надежность и устойчивость.
На фасадах многоярусной автостоянки, скрытой за передовыми объемами, также присутствует стекло. Здесь перед нами стояла задача «разыграть тему» таким образом, чтобы во внешнем облике автостоянки не было явных намеков на ее утилитарную функцию. С другой стороны, инвестор не мог позволить применить дорогостоящие материалы на наружных стенах паркинга (даже ламели в том объеме, как хотелось бы). Потому решили обойтись практически одним только просечным листом. Пришлось, конечно, призадуматься, однако первоначальную идею удалось сохранить, пусть и несколько другими средствами.

Деловой центр «Пулково Скай».
Вид со стороны центра Деловой зоны «Пулково-3».
Здание делового центра в завершающей
фазе строительства. Лето 2009 г.

Скажу честно, «вычурности» абсолютно не хотелось. Наоборот, мы стремились решить объект простыми понятными объемами, делая упор на качество строительства. Такому решению способствовал тот факт, что владельцем участка и инвестором строительства была компания ЕКЕ (Engineering Office Bertel Ekengren Ltd) из Финляндии. Кроме того, рабочее проектирование велось совместно с финскими же партнерами из архитектурного бюро «Vesa Ekholm and Antero Syrjanen Oy» и «Проектно-конструкторского бюро Микко Ваханен». Застройщиком выступала фирма «Трансвэй Северо-Запад», входящая в структуру ЕКЕ, а генподрядчиком – ЗАО «ТОР». В ведении инженерных разделов проекта участвовали несколько специализированных фирм, включая «ФиКоТе». Даже сам Бертель Экенгрен активно участвовал в создании замысла объекта и его архитектуре.
Что касается нашей стороны, то, кроме меня, в числе авторов проекта – арх. Андрей Пастух и ГИП Петр Крит. Им, наверное, более чем остальным приходилось заниматься вопросами урегулирования взаимоотношений специалистов двух стран. Конечно, такая работа складывалась далеко не просто: приходилось то и дело «сводить» между собой финские проектные «устои» и передовые технологии с нашими российскими нормами. Но именно благодаря этому удалось создать интересное современно оборудованное здание. Исключительно позитивную роль во всем процессе сыграл руководитель проекта и строительства с финской стороны Эркки Вяйсянен – отличный инженер-практик и менеджер.
Добавлю, что в «Пулково Скай» внедряется концепция «интеллектуального дома» с системами диспетчеризации и управления зданием (Building Management Systems), каждый отдельный офис имеет свой независимый «климат-контроль». Еще одна новация для нашего города состоит в том, что здесь реализован принцип пожаротушения тонкораспыленной водой высокого давления Hi-FOG на основе оборудования финской компании «Marioff Oy».
Благодаря слаженной работе всех задействованных в проекте, комплекс был построен в рекордно быстрые сроки. Его удалось возвести «под ключ» буквально за два года. Хочется верить, что и эксплуатирующая организация будет достойно следить за таким объектом. Во всяком случае, он заслуживает права выглядеть чище и опрятнее, нежели иные питерские дома уже через год после заселения.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>