Наталья Александрова
заведующая музеем истории СПбГАСУ

«...И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВЕДУ ДРУГА!»

Музей Санкт-Петербургского Государственного архитектурно-строительного университета как неотъемлемая часть старейшего в России профильного вуза прошел все стадии его развития. А начиналось все с «музеума и кабинетов при оном» с систематическими коллекциями, который был в структуре Училища гражданских инженеров (с 1832 г.). Как раз тогда закладывались основы будущего собрания, которое на сегодняшний день вполне соответствует уровню современного музейного учреждения исторического профиля. Развитие учебного музея продолжалось и когда будущий университет стал именоваться «Строительным училищем» (с 1842 г.), и в дальнейшем – после полноценного вхождения в учебную структуру Института гражданских инженеров. Все это время музей располагался в помещениях второго этажа основного институтского здания по Царскосельскому проспекту (ныне Московский пр., 29).
В образовательном процессе, как правило, широко использовались систематические коллекции музея – модели, образцы, механизмы и инструменты физического, минералогического и геодезического кабинетов. При этом хранитель «музеума» не просто отвечал за поддержание имущества в «целости и порядке», но и назначался Министерством внутренних дел (!) по персональному представлению директора учебного заведения.
В дальнейшем эти коллекции стали основой музея инженерной школы, экспонаты которого играли роль учебных пособий, способствовавших более эффективному и наглядному преподаванию. В структуру музея входил и специальный кабинет студенческих работ. В этом подразделении, в частности, принимались, регистрировались, хранились и оценивались графические упражнения будущих архитекторов и строителей, их проекты и рисунки. Затем все перечисленное по описи передавалось в музейный фонд. Творческие работы студентов и преподавателей Института гражданских инженеров публиковались в специальных альбомах. Издание ИГИ существовало с 1904 по 1916 год. «Последующие события и обстоятельства прервали эту традицию. Преодолеть затянувшийся период молчания удалось лишь сегодня, когда, несмотря на разразившийся финансовый и экономический кризис, ректорат нашел возможность поддержать инициативу кафедры истории и теории архитектуры возобновить издание альбомов творческих работ студентов и преподавателей архитектурного факультета нашего вуза».
В начале Великой Отечественной войны, 5 октября 1941 г., пять этажей корпуса, где находился музей, были разрушены фугасной бомбой, а возникший в результате пожар уничтожил практически весь его архивный фонд.
Возродить традицию музейной практики, остававшуюся во многом уникальной для отечественной системы высшего образования, решили несколько десятилетий спустя. Восстановление музея началось с организации выставки, посвященной героизму институтского коллектива в военные годы. Открыть ее решили в день 100летнего юбилея В. И. Ленина, широко и повсеместно отмечавшийся в стране. С тех пор официальной датой основания музея истории ЛИСИ стало считаться 22 апреля 1970 г. Конкретизируя вопрос уже применительно к содержанию и наполнению нынешней экспозиции, напомним, что ее создание было приурочено к другой «круглой дате»: в сентябре 2007 г. наш архитектурно-строительный университет отмечал 175-ю годовщину своего основания. Собственно, с данного момента музей ГАСУ и начал работу в принципиально новом функциональном формате.



Идея состоит в том, чтобы, не претендуя на абсолютно полное освещение всех сторон деятельности одного из самых именитых российских вузов, представить свой университет как Alma mater многих поколений строителей. Отсюда проистекает качественно особый подход к формированию собрания и демонстрации наших экспонатов. В их основе – подлинный фонд документов, фотографий, архитектурных проектов и мемориальных предметов, так или иначе связанных с событиями и персоналиями из истории института. Иначе быть не может, поскольку речь теперь идет о музее «исторического профиля».
Среди выставленного у нас имеются настоящие раритеты – например, факсимиле Василия Антоновича Косякова, который в 1905 г. стал первым демократически избранным директором Института гражданских инженеров, или выпускные альбомы конца XIX в. Эти фолианты в кожаных переплетах с золотым тиснением и эмблемами императорского вуза не только припорошены пылью времени, но и словно бы пропитаны ароматом давно ушедшей эпохи.
В музейном пространстве присутствуют фрагменты двух интерьеров – директорского кабинета и архитектурной мастерской. Эти художественно-смысловые доминанты не являются в чистом виде мемориальными, а реализуют некие собирательные образы. Они сами по себе аттрактивны и, создавая определенную атмосферу в зале, связывают процесс профессиональной подготовки в стенах института с архитектурно-строительным творчеством профессоров и студентов. В результате история учебного заведения начинает разворачиваться на фоне практических достижений его воспитанников.
Весь вектор творчества питерских гражданских инженеров представлен у нас по преимуществу сквозь призму архитектурного проектирования. Маршрут такой экскурсии начинается с показа раритетных проектов из дореволюционного раздела коллекции, которые выставлены в экспозиционном поясе пространства стены за упоминавшимся уже интерьером кабинета директора. Дальнейшее развитие темы продолжается через подачу проектных работ выпускников более поздних лет, охватывая советское время, перестройку и постперестроечный период.
При этом всему сообщен конкретный топографический адрес: представление творчества университетских питомцев ограничивается исключительно рамками Петербурга, градостроительный феномен которого складывался большей частью из произведений мастеров двух архитектурно-строительных школ – Академии художеств и Гражданских инженеров. Споря, соперничая, но и взаимно дополняя друг друга, их выпускники сумели создать город неповторимой красоты.
Наиболее интенсивно Северная столица начинает застраиваться со второй половины XIX в., когда в ее реальное проектирование вовлекаются зодчие самого разного уровня. Впрочем, ведущие позиции в процессе формирования архитектурного облика города продолжают оставаться за выпускниками Академии. Гражданские же инженеры к активной проектной деятельности приступают где-то с конца 1870-х гг., в период заметного подъема промышленного предпринимательства, появления новых строительных материалов и конструкций из металла и железобетона. Примечательно, что тогда по проектам наших авторов создается уже каждое четвертое здание в Петербурге (более 2 тыс. построек!)1.



Школа гражданских инженеров начинает формироваться в 1840-е гг., когда правительством России предпринимается попытка создать учебное заведения по подготовке «ответственных чиновников (по градостроительству, архитектуре и строительству – прим. авт.) в штаты губернских и городских правлений». Подразумевалось обучение будущих главных архитекторов и их помощников (тогда называвшихся «техниками») на местах, которые должны были уметь управлять всеми процессами градостроительного развития, знать законодательство и регламентацию, руководить процессами создания актуальной на тот момент архитектуры. Такая целевая программа подготовки была уникальным явлением в российской и европейской образовательных системах. В дореволюционные строительные уставы даже была введена статья, разрешавшая назначать на упомянутые должности только лиц с особой подготовкой, какую могли дать лишь в ИГИ и частично – в Институте инженеров путей сообщения. Причем специалисты с дипломом нашего учебного заведения были не только архитекторами, что в тогдашнем понимании означало мастеров по отдельным зданиям и ансамблям, но и строителями. Из них получались в первую очередь градостроители, сведущие в широчайшем спектре вопросов – от транспортных, прокладки водопровода и канализации, оптимального зонирования поселения, размещения предприятий, жилья, общественных зданий и сооружений до благоустройства. К тому же, гражданские инженеры обладали безупречными знаниями в сферах градостроительного, архитектурного, строительного, межевого, имущественно-правового, противопожарного и экологического законодательств, а также всей системы существовавшей тогда регламентации. По преимуществу это и отличало их от коллег, например, из Академии, получавших по выпуску специальность «архитектор-художников».2
В числе мемориальных материалов, имеющих отношение к ИГИ, присутствует немало любопытного. Перелистаем, например, страницы истории Общества гражданских инженеров, учрежденного в 1894 г. прежде всего для «товарищеской взаимопомощи гражданским инженерам, работавшим в разных губерниях»3, а также для решения научных, строительных и общественных задач. Оно, в частности, занималось проблематикой инженерно-технического обеспечения процессов возведения зданий, исследованиями по благоустройству городов и противопожарной технике. В 1907-09 гг. Обществом организовываются три международные строительные выставки, а во время голода в Поволжье оно открывает столовые в Саратовской и Самарской губерниях, посылает средства на оказание помощи пострадавшим от неурожая крестьянам. Что особенно важно, эта организация систематически занимается вопросами корпоративной поддержки гражданских инженеров: ходатайствует перед властями об улучшении их положения и быта, реально поддерживает нуждавшихся коллег, подыскивая работы по заявкам с мест, заботясь об их неимущих семьях, дополнительно расходуя капитал на увеличение пособий вдовам и сиротам. С 1900 г. правление Общества занялось вопросами постройки собственного здания, причем в традициях института, оно обязательно должно было сооружаться по проекту гражданского инженера и члена ОГИ. 13 октября 1902 г. такая постройка была празднично открыта на Серпуховской ул., 10. В этом доме в скором времени появились свои научный музей и клуб, вечера в котором пользовались большой популярностью в художественных кругах Петербурга. После Октябрьской революции ОГИ было упразднено, а его здание передано Ленинградскому институту гражданских инженеров под общежитие. Правда, в 1920-е гг. там по прежней традиции продолжает работать театр, который приобретает достаточную популярность в актерской среде и у публики Петрограда.
Дальнейшие события в вузе продолжают отражать события российского масштаба. Уходят в прошлое одетые по форме дореволюционной поры воспитанники элитного императорского института, а солидная профессура сторонится новых студентов, пришедших порой прямо с фронтов гражданской войны, одетых в шинели и совершенно не похожих на своих благополучных предшественников. Те, как свидетельствуют фотографии и документы эпохи, в свою очередь, позволяют вести себя чуть не на равных с маститыми профессорами и академиками, что вполне отвечает этическим правилам нового революционного времени.
Обращает на себя внимание снимок, на котором запечатлены студенты и профессора ЛИГИ – депутаты Ленсовета. В центре на столе расположился проф. П. И. Дмитриев, рядом в свободных позах прямо на полу сидят студенты, среди них в правом углу примостился другой профессор – А. Н. Никольский – да-да, тот самый, автор проектов знаменитого стадиона им. С. М. Кирова и парка на Крестовском острове. Доктор архитектуры, видный педагог, один из крупнейших русских архитекторов первой половины XX в., он был выпускником ИГИ 1912 г. и преподавал в нем начиная с 1915 г. Александру Николаевичу, лидеру ленинградского архитектурного авангарда, удалось увлечь и объединить вокруг нового современного направления прогрессивных преподавателей и студенчество, немало способствуя созданию творческой атмосферы в институте.
Вот еще один не менее любопытный сюжет из жизни вуза конца 1920-х. Как-то в музей прислали фотографию, сопровождавшуюся следующей подписью: «На летном поле у самолета, после передачи его авиачасти, группа студентов, преподавателей и служащих института Гражданских инженеров. Самолет построен на средства студентов, преподавателей и служащих института Гражданских инженеров. Снимок 1927– 1929 г.». Письмо пришло от выпускницы института Екатерины Георгиевны Залазинской. Для периода первых пятилеток само по себе такое событие не является исключительным, и даже наоборот, воспринимается абсолютно в духе времени. Построить аэроплан, танк или другую военную технику на отчисления от зарплат и стипендиий, а затем подарить Родине стало популярной в те годы формой проявления советского патриотизма.
В 1982 г. эта история получила неожиданное продолжение. Пришло еще одно письмо, на этот раз из Нижнего Тагила от заместителя командира в/ч 73795 гв. полковника Гупаленко с просьбой прислать копию фотографии о передаче коллективом института первого самолета Р-1 в 1-ю авиаэскадрилью Ленинградского военного округа. К посланию прилагался текст. Привожу один из его фрагментов, который дает возможность понять смысл события и прочувствовать всю прелесть документа эпохи.



До начала войны было еще далеко, однако время, когда понадобились танки и самолеты, наступило. 14 марта 1942 г. большая часть коллектива института вместе с другими вузами города тремя эшелонами эвакуировалась в г. Ессентуки. Но в связи с оккупацией Ставрополя путь их 6 августа продолжился в Барнаул. Уже на Алтае удалось наладить учебный процесс, и почти год подготовка специалистов осуществлялась там. 18 января 1943 г. была прорвана блокада, а спустя восемь месяцев и один день ЛИСИ одним из первых вузов возобновил свою деятельность в Ленинграде. В фондах музея хранится объявление о приеме абитуриентов на I курс 194344 учебного года, начатый, получается, сразу же по возвращении основной части коллектива из эвакуации. В 1948 г. большая группа преподавателей и студентов, рабочих и служащих института за активное участие в защите города была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Тема войны, как, впрочем, и другие страницы университетской истории, а также мемориальные материалы персоналий имеют свое продолжение «скрытым планом» в ящичках-витринах экспозиционных столов в центре зала. Это традиционный прием художника В. И. Короткова, автора проекта музея. Владимир Иванович закончил архитектурный факультет ЛИСИ в 1958 г. и с тех пор плодотворно работает в области музейно-выставочного дизайна. Это, на наш взгляд, талантливый мастер с очень индивидуальным осмыслением экспозиционных задач. Работая над самой разнообразной тематикой, художник придерживается одной принципиальной позиции, которую сам формулирует так: «Музеями должен заниматься человек, который объединяет в себе и архитектора, и историка, потому что тот, кто создает экспозицию, должен иметь чувство пространства, ощущение времени и эпохи»4. Добавлю, что такой специалист должен быть наделен еще и хорошим вкусом. Все эти качества есть у Владимира Ивановича – основателя и руководителя персональной творческой мастерской, специализирующейся на создании самых разных, но всегда интересных музейных экспозиций и интерьеров.
Что касается музея в СПбГАСУ, одной из последних его работ, то, по комментарию автора, «сначала проект музея был совсем другим. В нем была применена система арок, в которых должны были располагаться экспонаты. Но потом мы отказались от этой идеи и сделали то, что вы можете наблюдать в музее сейчас. Я считаю,что музей непременно должен выглядеть современно. Нужно обрамлять историю в новую форму, чтобы она лучше воспринималась нами. А потому так радостно, когда после просмотра новых экспозиций даже требовательная молодежь пишет положительные и восторженные отзывы: „Как классно! Супер! Обязательно приду еще и приведу друга“»5. Конечно, приходите, и желательно почаще, ведь неплохо знать историю учебного заведения, в котором учишься, а летописью СПбГАСУ можно еще и гордиться.
Помимо экспозиционного пространства музей имеет помещение для хранения фондов, оснащенное современным музейным оборудованием. Основу его музейных собраний составляют документы, фотографии, знамена, газетный фонд и, формирующийся в настоящее время, фонд архитектурных проектов.

Примечания
1. С. П. Заварихин, к. истории и теории арх., статья «Возрождая лучшие традиции» газета СПбГАСУ «За строительные кадры» № 36, май 2009 г.
2. «170. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ред. сост. С. П.Заварихин.
3. С. В. Семенцов, к. арх., статья «Институт гражданских инженеров был главной в России школой архитекторов вплоть до 1930-х гг.» в ж-ле СПбГАСУ «Мастерок» , 1 сент. 2008 г.
4. Устав Общества Гражданских инженеров, СПб, 1904 г.
5. Юлиана Жукова, статья «Музейный художник Владимир Коротков» в ж-ле СПбГАСУ «МастерОК», 1 сент. 2008 г.
Фото Д. Сутырина

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>