Андрей Ильин

У ТРЕХ ЖИВОПИСНЫХ ХРАМОВ


Работа над скульптурой Андрея Первозванного близка к завершающей фазе

Есть немало исторических свидетельств, что в своих путешествиях первый из числа призванных Спасителем апостолов дошел до мест, где позже возникли древние Киев и Новгород, благословив наши земли. К Андрею Первозванному у нас всегда относились особо – после крещения в Киевской Руси его стали почитать охранителем национальной государственности, позднее, уже с петровских времен, он принял на себя миссию покровителя императорского военно-морского флота.

Инициатива установить в Петербурге скульптуру апостола принадлежала ректору Университета гражданской авиации Георгию Кржановскому, который таким образом пожелал оставить память о себе и своих предках, захороненных у Чесменского храма. Предложение заинтересовало известных художников: ректора Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры Альберта Чаркина и его давнего соратника Владимира Оленева. Из нескольких эскизов, сделанных примерно за пять лет до этого, авторы отобрали один, который, кстати, экспонировался на выставке в честь Андреевского флага, и на свой страх и риск принялись лепить статую в размере. Работа в глине, согласование с художественным советом города, благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира… Уже после проработки в гипсе, когда подступила стадия отливки монумента в бронзе, произошло непредвиденное. Ушел из жизни Владимир Оленев.


Слева – А. С. Чаркин, справа – В. Оленев

А. Чаркин: Это был самоучка, самородок, умевший весьма тонко чувствовать натуру. Нам довелось вместе работать над памятником Петру I на Московском вокзале. Теперь наш общий замысел – скульптуру Андрея Первозванного – мне придется завершать в одиночку.
Успех весьма значимой именно для нашего города художественной идеи в немалой степени будет зависеть и от финансовой стороны вопроса. Обозначенная в одном из местных телевизионных сюжетов сумма в десять тысяч долларов, по мнению самого Чаркина, не очень точна. Завершение работ над скульптурой обойдется как минимум раза в три дороже. Только килограмм литья в бронзе стоит примерно $50. Монтаж, сварка также потребуют больших вложений. Автор, тем не менее, рассчитывает на поддержку общественной организации «Помощь» и контроль со стороны Общественного совета Петербурга, членом которого является.
Воспользовавшись возможностью побеседовать с Альбертом Серафимовичем не только об этой конкретной работе, но и на темы, возникающие в соприкосновении архитектуры и монументального изобразительного искусства, мы начали с вопроса насчет его представления о роли скульптуры в формировании современного облика Петербурга.
Насколько, на Ваш взгляд, работа нынешних монументалистов и авторов малых форм отвечает градостроительной концепции Петербурга?

Памятник Андрею
Первозванному в мастерской

А. Чаркин: Если эта концепция появится и окончательно оформится, в том случае и можно будет об этом предметно говорить. Насколько я знаю, она сейчас находится в стадии разработки у главного архитектора и главного художника города. Сейчас как никогда много идет разговоров о скульптуре в городе. Появляются в основном ругательные и ужасно ругательные статьи. Но это уже на совести авторов этих публикаций.
Действительно, современному художнику не так просто вписаться в имеющуюся архитектурную атмосферу Петербурга и те принципы отношения к скульптуре, которые в нем складывались на протяжении многих лет. Тем не менее, это обязательно будет происходить – каждое время даст свои результаты, взгляды на городскую скульптуру и имена. «Законсервировать» город и превратить в некий музей, конечно, нереально и в принципе неверно. Другое дело, сохраняя в нем все ценное, следует весьма внимательно и осторожно вводить в городскую среду новые произведения скульптуры и изобразительного искусства вообще. Причем делать это надлежит на высоком профессиональном и ответственном уровне.


Как возник и почему именно так в Вашей работе воплотился образ св. Андрея?
А. Чаркин:
Естественно, этому предшествовало изучение темы, что это за явление, кто этот человек и в какое время он появился в миру. Кроме того, существует традиционный иконописный образ Андрея Первозванного. Опираясь на совокупность всех этих представлений и собственное восприятие личности святого, я увидел его облик именно таким, какой и постарался реализовать в скульптуре
Вообще, на протяжении всей истории искусств мирские художники (не иконописцы) трактовали канонические образы индивидуально и всегда по-своему, хотя непременно с характерными для конкретного героя аксессуарами, атрибутами, внешностью. Но, повторюсь, все эти произведения создавались под влиянием, в первую очередь, авторского ощущения личности своего героя. Так и для меня Андрей Первозванный – это «пришедший», «идущий» и «несущий крест», освящающий землю, которая простирается перед ним.


Насколько, с технической точки зрения, осуществим этот авторский замысел?
А. Чаркин:
В данной работе нет ничего такого, что отходило бы от традиционных представлений о монументальной скульптуре, и в этом аспекте к ее воплощению нет никаких препятствий. Если же будут решены другие, в частности, финансовые вопросы, и это все-таки свершится, то статуя будет отливаться на заводе «Монумент-скульптура», где трудятся лучшие в России, да и в Европе, профессионалы
по бронзовому литью. Поскольку размер ее довольно велик (около пяти метров в высоту), будет производиться литье не «по воску», а «по земле», наиболее характерное для бронзовых монументов. У меня в этом отношении нет ни малейших сомнений, что работа будет сделана наилучшим образом.


Почему избрана именно эта точка установки статуи?
А. Чаркин:
Думаю, что там, в Московском районе, у воды, близ трех небольших церквей, Андрею Первозванному было бы особенно уютно в нашем городе. Окончательно официального решения по поводу самого места еще нет, хотя с Ураловым оно уже более или менее согласовано, и там даже заложен фундамент.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>