Светлана Седова

ФЛОРЕНЦИЯ. СМОТР-КОНКУРС ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
УСПЕХ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ СПбГАСУ

В конце ноября 2008 г. во Флоренции состоялся очередной Всемирный смотр-конкурс дипломных проектов студентов-архитекторов и дизайнеров. Такое мероприятие ежегодно организуется Фондом Ромуальдо дель Бианко – организацией, которая вносит значительный вклад в развитие и расширение творческих контактов между архитектурными университетами. Сам же смотр обычно выступает площадкой, обеспечивающей наиболее удачную возможность для сравнения уровней подготовки молодых авторов и выявления самых свежих тенденций в современном проектном процессе. В качестве основных целей конкурса рассматриваются обеспечение доступа начинающих зодчих к профессиональной международной оценке их идей, возможности обменяться опытом и методами образования, характерными для различных национальных школ, а также создание условий для полноценных контактов архитектурной молодежи со всего мира.



Последнее творческое состязание собрало студентов более чем из 30 стран, представивших на суд старших коллег свыше 600 дипломных работ. Примечательно, что из года в год репрезентативные показатели этого смотра стабильно растут, что прямо свидетельствует об актуальности идеи, положенной в его основу Фондом Бианко. Причем на этот раз к традиционным участникам конкурсной экспозиции добавилось немало новых – в основном из стран Азии, включая Китай, Корею, Таиланд и Японию. Существенно расширился и круг запланированных в рамках смотра мероприятий, которые теперь уже проходили в пяти разных исторических зданиях центра Флоренции. По­‑ мимо основной части программы, рассчитанной исключительно на конкурсантов, организаторы развернули несколько публичных выставок, ориентированных на широкую публику и гостей города.
Презентационная составляющая, лекции современных европейских архитекторов, работа в творческих группах по темам, круглые столы преподавателей по обсуждению проблем образования, да и непосредственные контакты между молодыми людьми – все это обязательно и, вероятнее всего, только позитивно отразится на будущей профессиональной деятельности участников смотра-конкурса и их учителей.
Особое внимание в этой связи стоит уделить презентациям дипломных работ, учиты­вая, что здесь для их представления использовался самый новейший инструментарий. Во-первых, все проекты были размещены и в течение нескольких месяцев демонстрировались на специальном сайте. Загрузка страничек осуществлялась непосредственно участниками прямо из дома, сразу же после получения аккредитации. В результате образовался уникальный банк данных, доступ к которому в течение года имели студенты всех профильных вузов мира, которые могли обсуждать дипломные разработки, отдавать свои голоса «за» них или «против», используя возможности Internet. Интерактивному международному голосованию отводилась важная роль, а сами работы, получившие наибольшее количество положительных откликов, были особо отме­чены на конкурсе. Во-вторых, в холле кон­фе­ренц-центра стояли плазменные панели, на экранах которых в режиме «нон-стоп» шли визуализации проектов, систематизированных по тематике: дизайн жилых и общественных зданий, городской среды, урбанистика, фэшн. Помимо этой электронной экспозиции, в Палаццо Коппини работала выставка в более традиционном формате, предназначенная для презентации студенческих работ всем интересующимся флорентийцам и многочисленным туристам.
От Северной столицы России в смотре принимали участие студенты-дипломники Архи­тектурно-строительного университета и их преподаватели В. А. Нефедов, А. Н. Вихров, Ф. В. Перов. Петербуржцами было представлено 10 дипломных работ, каждая из которых получила превосходные отзывы. Основными критериями отбора конкурсных материалов были современность и даже некоторая авангардность архитектурных решений, использование современных строительных технологий и актуальность темы. С другой стороны, в Италии особое внимание всегда уделялось и уделяется стилевой составляющей. В этом отношении состоявшийся смотр отнюдь не стал исключением. Несмотря на различия в образовательных методиках и подходах, как раз таки стиль остается тем предметом, который закладывается в основу всех проектов разных архитектурных школ. Внимательный анализ студенческих работ, выставлявшихся во Флоренции, позволяет увидеть, как будут выглядеть дома и города в будущем. Ведь именно здесь представлены творческие искания самых талантливых молодых ребят, на плечи которых ляжет груз ответственности за создание и развитие мировой архитектуры.

Алена Маханова.
Жилой комплекс в Старой деревне.
Мастерская доц. Ф. В. Перова
Денис Соколов.
Адаптивный жилой комплекс. Мастерская проф. Л. П. Лаврова
Максим Харламов.
Центр искусств на базе фондохранилища Эрмитажа
в Старой деревне.
Мастерская доц. Ф. В. Перова

Презентации наших выпускников полностью соответствовали нынешним международным требованиям по формату подачи и дизайну, дополнительно убедив всех остальных в конкурентоспособности системы подготовки специалистов архитектурным факультетом СПбГАСУ. Добавим, что на конкурс были представлены работы по темам, важным для города и, к тому же, требующим глубокого творческого осмысления. Это строительство культурно-досугового комплекса на Обводном канале и торгово-развлекательного – на Лиговском проспекте, конгресс-центр в Шушарах и жилая застройка в Старой деревне, фондохранилище Эрмитажа с выставочным комплексом и ряд других чрезвычайно интересных проектов. Отметим, что на своей «исторической родине», в Петербурге, не все из этих работ удостоились однозначно восторженных оценок. При защите дипломов некоторые (особенно запроектированные для центра города) получали полярные отзывы. Впрочем, это тоже неплохо, ведь молодость по сути своей дерзновенна, и новые авторы должны не столько сочинять проекты в угоду публике, сколько искать непроторенные пути развития архитектуры. В дальнейшей жесткой селекции лишь тот получает право на осуществление собственных идей, кто сможет доказать свою актуальность и высокие профессиональные качества. Поэтому важно, что нынешние средства коммуникации позволяют пока еще непризнанным архитекторам самим выходить на общественное обсуждение работ и быть замеченными. В этом смысле цель, поставленная Фондом Ромуальдо дель Бианко – дать возможность молодежи заявить о себе – была достигнута. Все работы СПбГАСУ были отмечены дипломами смотра-конкурса и Фонда.
Учитывая успех питерских студентов, на заключительном заседании оргкомитета было принято решение провести в 2010 г. аналогичный смотр-конкурс у нас. Зная о величайших историко-культурных богатствах и далеко не исчерпанном архитектурном потенциале нашего города, его можно признать почти идеальным в качестве площадки для такого рода мероприятий. Дополнительным аргументом в пользу выбора Санкт-Петербурга послужил и авторитет архитектурной школы СПбГАСУ.
Следует отметить, что опыт проведения таких смотров может пойти на пользу и самой Северной столице. Высокая открытость как для участников, так и для людей, интересующихся проблемами архитектуры, учет общественного мнения, соревновательность – наверное, этого в какой-то мере все еще не хватает нашей жизни. Много ли свободных архитектурных конкурсов проводится в нашем городе? Есть ли возможность молодежи показать свои способности и победить в них? От ответов на эти вопросы зависит, будет ли Петербург в авангарде развития архитектуры или останется ее провинцией.
Дмитрий Стош.
Конгрессный центр в Шушарах.
Мастерская доц. Ф. В. Перова
Дмитрий Атаманов.
Общественный торгово-развлекательный
центр на Лиговском пр.
Мастерская
доц. Ф. В. Перова
Александра Гетманская.
Центр науки и торговли
на Обводном канале.
Мастерская доц. Ф. В. Перова

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>