Генеральный план
градостроительной реконструкции
пл. Победы

Елена Гуляева
Кирилл Поленов

«ЮЖНЫЕ ВОРОТА ПЕТЕРБУРГА»:
ВЕРСИЯ АРХИТЕКТОРОВ
«АДАМАНТ-ПРОЕКТ»
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЦИПИАЛЬНО СОГЛАСИЛСЯ С КОНЦЕПЦИЕЙ
РЕКОНСТРУКЦИИ И НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ
Место, где сегодня находится площадь Победы, исторически именовалось «Сред­ней Рогаткой». Здесь, прямо на дорожной развилке, некогда стоял верстовой столб, указывающий направления – на Москву, Царское село, в Петергоф и Варшаву. Город рос и развивался, петербургская агломерация ширилась и особенно активно в южном направлении. В градостроительном облике формирующегося здесь ансамбля находили отражение важнейшие исторические события. В 1945 г. на Средней Рогатке воздвигли триумфальную арку в честь воинов-победителей, а спустя еще 17 лет она официально получила нынешнее название. Дальнейшая планировка и застройка площади Победы, задумывавшейся как парадный портал города-героя, велась под руководством известного тогда архитектора С. Б. Сперанского. В начале 1970-х гг. здесь были возведены 22-этажные дома-башни, соединенные с девятиэтажками Московского проспекта. В день 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне на площади состоялось торжественное открытие наземной части мемориального комплекса – величественные сооружения из монолитного железобетона стали своего рода пропилеями при въезде в Ленинград с южного направления. В 1981 г. на западной стороне площади была построена гостиница «Пулковская», а еще позже с востока выросло очень похожее на нее здание научного института. Оба строения, строгие и лаконичные по планировке и оформлению фасадов, явились на тот период прекрасным обрамлением монументу. Однако все течет и изменяется. Сравнительно недавно архитектурная мысль Санкт-Петербурга стала проникаться идеей очередного изменения образа площади, причем непременно в сторону объемно-пространственного увеличения всего объема.
Примечательно, что поводом для начала работы над концепцией такого переустройства послужила девелоперская инициатива. Компания «Крис», которая сегодня оформляет в собственность здание «Электронстандарта», решила пойти несколько дальше, нежели «точечная» реконструкция одного объекта. Дело дошло до планов расширения площади как таковой с серьезной функциональной реконструкцией ее объектов. Проектную сторону вопроса доверили архитекторам ООО «Адамант-проект», входящего в одноименную группу компаний. В прошлом мы подробно рассказывали о некоторых наиболее известных работах этой опытной команды выходцев из Ленпроекта, которые, помимо собственных разработок, сегодня также ведут авторский надзор за всеми строящимися объектами своего холдинга. Встретившись с главным архитектором «Адамант-проекта» Игорем Седаковым, мы вновь убедились, что этот творческий коллектив всякий раз стремится применять новые стилистические решения и подходы, достойные Петербурга.
И. Седаков:
– Вкратце условие нашей проектной задачи мож­ но изложить следующим образом. Первое: воз­ник­ла необходимость увеличения площадей двух зданий, фланкирующих пл. Победы. Это институт «Элек тронстандарт» и гостиница «Park Inn». Таким образом, базовый замысел состоит в их реконструкции со строительством дополнительных корпусов, которые будут расположены за фронтонами названных построек. Второе: мы исхо­дим из того, что площадь Победы – это действительно южные ворота Петербурга и комплекс, представляющий собой выдающийся образец советской архитектуры, сложившийся в 70-80 годы прошлого века. Он при всех грядущих градостроительных пе­ ременах должен сохранить свои торжественно-монументальные черты. Поэтому за консультацией мы отнюдь не случайно обратились к одному из авторов застройки площади, президенту СА СПб В. В. Попову. С его благословения и по совету недавнего главного архитектора А. П. Викторова мы подготовили к первому градсовету проработки нескольких вариантов, в которых, признаюсь, преобладала архитектура, скорее, футуристическая. Внимательно вняв всем услышанным замечаниям, наш авторский коллектив уже на следующем заседании, которое состоялось спустя два месяца, представил доработанный вариант своей концепции. На этот раз мы несколько упростили форму обоих зданий, сделали их габариты практически одинаковыми, в том числе по высоте (предельная отметка института – 40 м, гостиницы – 43 м). Плюс пришлось привести к образному единству объемно-пространственное решение этих объектов. Чтобы члены совета могли нагляднее представить, о каких конкретно новациях в застройке площади идет речь, мой доклад сопровождался видеовизуализацией движения по обеим сторонам реконструированной площади, в дневное и ночное время, с заменой стекла на лицевых фасадах полупрозрачным.



Во второй раз все сложилось заметно удачнее. Владимир Попов, например, заметил, что соотношение между высотными домами вполне уравновешенно, а создание второго плана лишь обогащает ансамбль площади, придавая ей зримый импульс пространственного развития. Ему как рецензенту проекта в этой связи очень уместной показалась предположенная авторами ночная и вечерняя подсветка. Еще один член градсовета, Михаил Мамошин, заметил, что будущая перспектива площади, становясь торжественнее, в то же время некоторым образом сглаживает прежние ошибки в ее застройке. Суждения большинства ведущих питерских зодчих свелись к позитивной оценке: новая архитектура, выраженная в многоступенчатой композиции, придаст объем всему ансамблю. Она не только не испортит образ, а наоборот, дополнит его актуальными чертами. Черту под дебатами, как обычно, подвел Александр Викторов. Он отметил, что конкретизированный проект реконструкции площади полностью сохраняет характер предшествующей архитектуры: «Да, застройка ее становится сложнее, но значит, и интереснее. Здесь нет никакого особого конфликта с ее прежним умышленно-строгим характером. Этим только подчеркиваются интересные достоинства новых архитектурных компонент».
И. Седаков:
– Наверное, несколько повторюсь, но крайне важным на всех стадиях этой работы было уловить ту основную тональность, в которой складывался и должен формироваться дальше весь комплекс площади Победы. Вторгаться в подобного рода ансамбли неизбежно приходится, но делать это надлежит очень осторожно. В то же время, работать контекстуально вовсе не значит копировать предшественников. В нашем случае изобразить на площади нечто подобное зданиям 20-30-летней давности, с теми же материалами на фасадах было бы не совсем правильно, выглядело бы это претенциозно и тяжеловато. Но, опять же, чтобы не спорить с прежним авторским решением, мы применили стекло. Так кулисы новых строений не стали забивать существующую архитектуру, а наоборот, обрамили ее кристаллами фасадных стекол с легким оттенком бронзы, оттенили монумент в центре площади.
Как пояснил Игорь Борисович, с функциональным наполнением всех объектов новой и реконструируемой застройки вопросы в основном решены. Более того, в подземном пространстве площади спроектирован целый блок с паркингами и иными инфраструктурными объектами. Под высотным парапетом будут расположены инженерные коммуникации комплекса. Что касается темы Московского проспекта, как отметил наш собеседник, у нее вскоре может появиться продолжение. В числе перспективных разработок ООО «Адамант-проект» присутствует, к примеру, бизнес-центр на ул. Черниговской неподалеку от Московских ворот. Сейчас, кстати, на участке прямо напротив него строится здание арх. Рафаэля Даянова, решенное в конструктивистском стиле и аналогичное по своей офисной функции.
И. Седаков:
– Еще одним востребованным для города направлением в нашей деятельности стало проектирование торгово-транспортных терминалов рядом со станциями метро. Первая разработка такого рода будет реализована у «Волковской», которую метростроевцы совсем скоро планируют ввести в строй. Структура терминала подчинена решению основной задачи: рациональному распределению пассажиропотоков между остановками пассажирского автотранспорта, будущей железнодорожной платформой и надземным вестибюлем. Здание терминала будет не только примыкать к последнему, но и образует с ним единый архитектурный комплекс. Территория объекта с юга ограничивается железной дорогой, с запада и севера – Бухарестской и Касимовской улицами соответственно, а на востоке – автобусным кольцом. В составе комплекса предусматривается устройство парковки на 62 машиноместа. Торговую зону планируется конструктивно отделить от вестибюля метро. Они будут примыкать друг к другу на уровне второго, третьего и четвертого этажей; на первом же предполагается размещение различных помещений общественного назначения. В архитектуре фасадов терминала на Волковской будет использовано сочетание «теплого» и «холодного» остекления.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>