Андрей Ильин

УДАЧА – НАГРАДА ЗА СМЕЛОСТЬ?

Ровно два года назад, подводя итоги очередного архитектурного сезона, наш журнал отважился на эксперимент. Тогда в рамках единой публикации мы впервые попробовали обозреть результаты и петербургского смотра-конкурса «Архитектон», и национального фестиваля «Зодчество» («Ожидаемый успех», №4[32]-2006). Объять необъятное всегда заманчиво, но одновременно и непросто. Поэтому информативная часть статьи почти ограничилась перечнем лауреатов и дипломантов, а иллюстративная – тоже весьма лаконичной подборкой (где наиболее показательных проектных картинок, где фотографий завершенных объектов). Вышел своего рода анонс, учитывая, что в последующих номерах нам время от времени довелось возвращаться к некоторым из работ, отмеченных жюри. Подобающие поводы к тому возникали и продолжают появляться до сегодняшнего дня, а это важно и интересно, поскольку подразумевает как минимум непосредственное общение с авторами и их заказчиками. Как правило, такой материал получается куда предметнее, позволяя раскрыть предысторию и понять суть конкретного замысла.

Аналогичная ситуация получилась, например, с проектом жилого дома «Иматра» на Малом проспекте Петроградской стороны, который в своей номинации на «Архитектоне-2006» удостоился Серебряного диплома. Авторский коллектив мастерской Олега Романова (О. С. Романов, И. Н. Деменов, А. В. Аки­мова) в известной мере рисковал, выставив на суд именно эту работу. Отношение к теме новой архитектуры в историческом центре у нас в Петербурге особо щепетильное, если не сказать «консервативное». Любые попытки поспорить с окружающей застройкой заведомо обречены на неприятие, граничащее с осуждением. В то же время вряд ли кто-то из нынешних архитекторов жаждет тиражировать в своих проектах исключительно приемы одно-, двух-, а то и трехвековой давности. Чаще всего это и экономически нерационально, и не слишком заманчиво потребительски, а при ближайшем рассмотрении может выглядеть как неуклюжий плагиат. В нашем городе поиск компромисса между средовыми условиями и современными объемно-планировочными решениями обычно оказывается на порядок сложнее, нежели где-либо еще.
О. Романов:
– В данном случае была предпринята попытка соблюсти определенный баланс между тем и другим. В стилевом отношении мы постарались сохранить преемственность петербургской организации фасадного строя улицы. Это, в частности, сказалось на уровне карнизов и цоколе будущего дома. Учитывая рядовое положение здания, его силуэт представлялось возможным решить как нейтральный с симметричным фасадом, композиционный строй, членения, тяги и пропорции которого выстроились в ритме окружающего ансамбля. Однако параллельно стояла задача сформировать архитектурную скульптуру достаточно современной городской постройки. Акцентами ее образа, по нашему видению, призваны были служить эркеры в формообразующей трактовке «падающей воды». Так и появились в проекте две наклонных стеклянных плоскости, художественно отражающие различное состояние окружающей среды – неба, архитектурного окружения… Сами эркеры, пластика которых построена на игре остекленных поверхностей, словно бы вырастают из фасадных заглублений и обрамляются тональной отделкой, спускающейся к цоколю, отделанному гранитным камнем. Кроме того, чтобы дом соответствовал требованиям инсоляции, два его верхних этажа заглублены относительно плоскости фасада по Малому пр., благодаря чему там появились просторные террасы.


Почему-то именно романовские эркеры изломанной формы вызвали легкое недоумение у некоторых коллег. «Смело, любопытно, но как-то не совсем привычно…», – осторожничали одни, а кто-то вообще обозвал дом «пьяным». Возможно, на тот момент (что иной раз случается с новыми идеями) эркеры и шокировали. Но один вопрос – бумажное исполнение, совершенно другой – воплощение, так сказать, «в натуре». Уже минувшей осенью, по мере того как дом стал приобретать завершенный вид, скептики постепенно поняли, что же на самом деле хотел сказать Олег Романов. К примеру, предложенные автором остекленные плоскости перестали казаться надуманным изыском. Они пришлись удивительно к месту, придав всему звучанию ансамбля некий важный обертон – тот самый, которого будто бы все время и не хватало.
Придется сделать во времени еще один необходимый шаг назад: когда проект «Иматра» еще только предварительно обсуждался среди номинируемых на «Архитектон», жюри в числе прочих достоинств работы отметило его умелую «посадку» и удачную вертикальную планировку. С этой стороной дела авторам удалось разобраться, максимально увязав здание с существующим рельефом. Также довольно точно были учтены отметки проезжей части улицы, а также все конструктивные требования, предъявляемые к объектам такого рода. Возведение жилого здания на площадке, расположенной в границах объединенной охранной зоны города, на период начала проектирования регулировалось режимом зоны застройки второй категории.
Всего-то пару лет назад этот участок Петроградки, сравнительно небольшой – площадью чуть менее 700 кв. м, был щедро заполнен каменными и металлическими строениями (все – сплошь нежилые и не представлявшие особой ценности). Признаем, в исторической застройке Петербурга пока еще присутствует немало подобных фрагментарных вкраплений, которые, появившись в разные годы и в силу разных обстоятельств, никак не могут исчезнуть с городской карты. Это и серьезно вредит имиджу города-ансамбля, и заметно снижает «капэдэ» использования его территории, поистине «драгоценной», когда речь идет о центральных районах. В случае с кварталом № 3144 подобное положение вещей тоже воспринималось как абсолютный нонсенс, и долго мириться с ним не сумели бы ни власти, ни бизнес, ни рядовые петербуржцы, вынужденные изо дня в день созерцать столь унылую картину. Сдвинется или нет тема архитектурной санации применительно к данному пятну, а также насколько быстро и грамотно удастся впоследствии решать все вопросы проектирования, согласований и непосредственно стройки, зависело от многих составляющих. Впрочем, на первом месте, как чаще всего бывает, стояла девелоперская инициатива, которая на сей раз исходила от ЗАО «СтройИнжиниринг». Эта компания и взялась возвести в юго-восточной части квартала, с двух сторон ограниченного Малым пр. П. С., а еще с одной – Пионерской ул., новый жилой дом со встроенной автостоянкой и высотой в восемь этажей, включая технический и мансардный. Стоявшие здесь металлические времянки и не самые достойные в архитектурном отношении каменные постройки были снесены либо перемещены в более подобающие места, и работа началась…
Из компаний, действующих в составе петербургского инвестиционно-строительного комплекса, эту следовало бы отнести к числу достаточно известных и наиболее активных. Специализация ЗАО «СтройИнжиниринг» по многим параметрам эксклюзивна, что позволяет ему довольно уверенно ощущать себя на рынке недвижимости. Дом «Иматра», завершающий этап строительства которого совпал по времени с «вселенским финансовым кризисом», убедительная иллюстрация, как можно и должно работать в условиях нарастающих экономических проблем. Немаловажная деталь: с перерывом в три месяца в 2007 г. генеральный директор этого предприятия, кандидат технических наук Руслан Сагитович Чипчиков был удостоен двух высоких профессиональных наград, став кавалером петербургского знака «Строительная слава», а позднее и «Почетным строителем России».
Р. Чипчиков:
– Что касается проекта «Иматра», то к нему мы подошли с той долей профессиональной ответственности, которая становится обязательной при всяком строительном вмешательстве в охранные зоны Петербурга. Слишком сложна и уязвима наша городская ткань, сформировавшаяся за три века. Нарушить ее легко, а вот устранение разного рода градостроительных ошибок (что особенно показывают события последнего времени) сопряжено с неимоверным трудом, большими затратами времени и денег. Поэтому с подобающей разборчивостью в нашей дирекции отнеслись к определению разработчика, и дальше старались действовать соответствующим образом, выстраивая конструктивный диалог с архитекторами. Не обходилось и без споров – это обычное дело в творческом процессе. Важнее другое: заказчик с проектировщиком обязательно найдут взаимопонимание, если и тому, и другому изначально ясна принципиальная суть задачи. То есть, сначала – вся конкретика, а поиск образов и наиболее приемлемых алгоритмов происходит уже на последующих этапах сотрудничества. Таким примерно образом складывалось партнерство ЗАО «СтройИнжиниринг» с Санкт-Петербургским институтом архитектуры и персональной мастерской Олега Романова, результатами которого мы в целом довольны. Да и горожане теперь тоже имеют свою возможность их оценить, оказавшись в этом уголке Петроградской стороны.



В ОТВЕТЕ ЗА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

В наступившем 2009-ом году ЗАО «СтройИнжиниринг» отмечает десятилетие деятельности в составе строительного комплекса Санкт-Петербурга. С самых первых шагов на рынке недвижимости компания заявила о себе эксклюзивными предложениями по оказанию инжиниринговых услуг, возведению жилых домов и многоэтажных паркингов с обособленными боксами. Такая работа начала осуществляться одновременно с поиском и разработкой участков, подготовкой всей необходимой документации и последующей непосредственной эксплуатацией объектов. Со временем в число партнеров СтройИнжиниринга вошли ЗАO «Строительный трест», ОАО «Баррикада», ООО «Исма», «Пинстрой», «Строительное предприятие №14», «Конекс», ОАО «Проектсервис», Санкт-Петербургский институт архитектуры, персональная мастерская Олега Романова, студия Амадеус, а также другие известные операторы инвестиционно-строительного и проект­ного сегментов петербургского рынка.

Девиз «Мы в ответе за качество Вашей жизни», которым определяется вектор приложения усилий предприятия, не какие-то громкие слова или некий, пусть и удачный, pr-ход. Выступая фактическим инициатором ряда важных в градостроительном отношении проектов, ЗАО «СтройИнжиниринг» проводит маркетинговые исследования, формулирует инвестиционное обоснование и занимается разработками экономически эффективных моделей бизнеса применительно к своим объектам, осуществляет руководство процессами инженерного, архитектурного и строительного проектирования.
Тема многоуровневых паркингов, которой активно занимаются в СтройИнжиниринге, в последнее время приобрела особую актуальность для Северной столицы. По статистике, в Петербурге насчитывается около 1,5 млн. автомобилей. При населении в 4,5 млн. человек получается, что машина есть в каждой семье, а значит, проблема парковок касается каждого горожанина. Генеральный директор компании Р. С. Чипчиков убежден:
– Это уже социальная проблема, а не только вопрос извлечения прибыли частными инвесторами, хотя и этого в условиях рыночной экономики нельзя списывать со счетов. Сейчас, например, застройщиков обязывают заниматься благоустройством территории, однако газон, разбитый сегодня, нередко уже назавтра превращается в автостоянку – жителям нового дома или их соседям попросту негде парковаться. Строительство многоуровневых стоянок может улучшить не только состояние наших дворов, но и повысить пропускную способность городских дорог, ведь особенно в центре, припаркованные по обочинам машины «съедают» практически половину проезжей части.
Аналогичным образом, то есть с ориентацией, прежде всего, на экономико-социальный и градостроительный аспекты, воплощаются проекты этой компании в области жилой недвижимости. Достойными примерами такого подхода вполне могут служить и дом «Иматра», сооружение которого вступило сегодня в финальную стадию, и завершенный «Маршал», и будущий комплекс «Ланской престиж». Следуя национальной традиции, не хотелось бы поздравлять юбиляра заранее. Тем не менее, стоит пожелать ЗАО «СтройИнжиниринг» больших успехов во всех начинаниях. От этого в наше непростое время выиграют и сам коллектив, и город в целом.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>