Михаил САРРИ

ШЕСТАЯ МАСТЕРСКАЯ:
ГРАНИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
От редакции: Весть о присвоении звания «Заслуженный архитектор РФ» руководителю шестой мастерской ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» Михаилу Владимировичу Сарри дошла до нас месяцев десять назад. Редакция несколько раз собиралась уделить внимание этому событию, тем более что на протяжении всего 2007 года такого профессионального отличия удостоился всего один петербуржец. Тем временем новые информационные поводы для будущей статьи накапливались. На последнем «Архитектоне», например, бронзового диплома за проект офисно-торгового комплекса со встроенной подземной автостоянкой на Лиговском пр., 123, был удостоен авторский коллектив именно этой мастерской. «Шестая» продолжала заявлять о себе все новыми работами, но вот специально встретиться с ее начальником все никак не получалось – а хотелось, особенно после его выступлений на градсовете и в качестве автора, и в роли рецензента, и как оппонента. Чувствовалось, у архитектора имеется своя принципиальная и последовательная позиция по большинству вопросов, он готов и умеет ее отстаивать невзирая на лица. Впрочем, в состоявшихся затем беседах пришлось обойтись без творческой персонализации. Говорилось больше о долгом и трудном пути всей мастерской.

Мастерская № 6, одна из старейших в ЛЕННИИПРОЕКТе, в разное время возглавлялась такими мастерами архитектуры, как А. И. Гегелло, Б. Н. Журавлев, С. Б. Сперанский, В. В. Попов. Почти четверть века коллективом руководил Владимир Николаевич Щербин, чья деятельность на посту начальника с 1972 г. до безвременной кончины в 1996-м была связана с крупномасштабной разработкой основных идей, замыслов и направлений, которым следует наша мастерская и сегодня.
Именно в середи­не семидесятых силами шестой мастерской начинается разработка планов комплексного освоения огромной пло­­щади намывных тер­риторий, ставших впоследствии главной строительной площадкой Санкт-Петербурга. В процессе этой деятельности совместно с мастерской Генплана уточняются основные положения планировочной структуры будущих жилых кварталов района оз. Долгое и Северо-Приморской части, одновременно готовится рабочая документация по застройке кварталов бывшего Комендантского аэродрома, закладывается принципиальная основа решения сложных градостроительных узлов Московского района – застройки западной стороны Варшавской улицы, площади Конституции и студенческого городка на Новоизмайловском проспекте. Параллельно завершается формирование величественного ансамбля площади Победы, важным элементом которого становится крупный жилой массив – квартал 87, целиком решенный на основе новой тогда серии 137 крупнопанельного домостроения. В то же время мастерская разрабатывает проекты крупных административных зданий – нового корпуса института «Ленгипроводхоз» на проспекте Ю. Гагарина и высотного акцента в застройке района бывшего Комендантского аэродрома – здания института «Гидропроект».
В конце 1970-х гг. под руководством Щербина начинается, пожалуй, самая масштабная работа мастерской того времени – проект нового здания Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте. Последовательная разработка всех стадий этого проекта, осложненная многочисленными корректировками и необходимостью прохождения всевозможных согласований и экспертиз, продолжается в следующем десятилетии и даже позднее. К сожалению, эта работа, которую смело можно назвать «делом жизни» архитектора Щербина, в силу известных причин не завершена и сегодня, – в строй введена только первая очередь комплекса.

Проект торгово-офисного комплекса
со встроенными помещениями
и подземной автостоянкой.
Лиговский пр., 123.
Бронзовый лауреат конкурса
«Архитектон-2008»
Новое здание Российской национальной
библиотеки на Московском пр.
Первая очередь строительства
Жилой комплекс на основе
изделий ДСК «Блок».
Коломяги, квартал 13Б

Восьмидесятые годы отмечены интенсивной работой в различных направлениях. Продолжается активная работа по проектированию кварталов Приморского района, сразу несколько разработок мастерской № 6 вызывают широкий общественный резонанс, получая признание на различных смотрах и конкурсах. Среди них можно назвать гостиницу «Интурист» в Выборге, комбинат бытового обслуживания и реконструкцию Дворца культуры Ижорского завода в Колпино, проектный институт на площади Конституции, жилые дома на Варшавской улице и многие другие. Под руководством и при активном авторском участии В. Н. Щербина выполнены проекты четырех станций Петербургского метрополитена – «Черная речка», «Пионерская», «Площадь Александра Невского-2» и «Старая деревня».

Жилой дом с подземной автостоянкой
и встроенным магазином
в квартале 9 г. Пушкина
Жилой дом
со встроенно-пристроенными
помещениями
в квартале 10 Юго-Запада
Комплекс малоэтажной застройки
на 3-й линии района Коломяги

Две структурные реорганизации, связанные с укрупнением мастерских, не только пополнили наши ряды высококлассными специалистами М-15 и М-16, но и обеспечили нам дополнительный объем заказов на проектирование объектов города Пушкина (например, квартала 9, целиком состоящего из корпусов, возводимых по индивидуальным проектам), а также объектов панельного домостроения на основе изделий ДСК «Блок» с очень широкой областью применения.
Говоря о наших кадрах, невозможно не употребить расхожий штамп о «сплаве опыта и молодости». В самом деле, старшее поколение, представленное такими авторитетными архитекторами, как Е. Н. Симонова, Г. Ф. Витович, А. В. Кралин и др. передает ценнейший опыт архитекторам среднего поколения Е. В. Рейзиной, Г. И. Гурьевой, О. М. Дуркиной, К. В. Павлову, А. Г. Барановскому, Н. С. Филатовой, а те, в свою очередь, – молодым архитекторам, таким как Н. А. Гончарова, Е. А. Заюрова, О. Н. Зарубина, И. И. Гришина. Вместе с высококвалифицированными инженерами Г. И. Ворониной, Н. И. Джавадовой, Л. Ж. Озол они образуют коллектив профессионалов- единомышленников, сплоченных общим творческим процессом.

14-16-этажный жилой дом на ул. Савушкина, 117
Жилой дом со встроенно-пристроенным
ТЦ «Миллер» в районе озера Долгое
Индивидуальный жилой дом в районе БКА. Квартал 9, корп. 46

При очевидной в последнее время условности понятия «районная мас­терская» по-прежнему большинство наших адресов «прописано» в Московском и Приморском районах, а также в г. Пушкине. Кроме упомянутого девятого квартала активно застраивается северная часть квартала 36А в районе оз. Долгое – вдоль Богатырского проспекта на участке между Гаккелевской и Стародеревенской улицами (корпуса 2-16-17) возводится разновысокий жилой дом со встроенными помещениями и подземными автостоянками общей протяженностью более 400 метров. В последнее время по проектам мастерской № 6 строятся дома и во многих других районах Санкт-Петербурга. Это, например, жилые объекты на Искровском проспекте в Невском районе, на Петергофском шоссе (квартал 10 Юго-Запада) и на ул. Брянцева (Гражданка, квартал 48 СМР), малоэтажная застройка в пос. Кузьмоловский Всеволожского района. Проектируется крупный торгово-офисный центр на Лиговском проспекте и квартал вблизи станции метро «Пионерская»» ЗАО «Мегалит».
Мы дорожим тем, что в стремительно меняющихся условиях сумели нащупать твердую почву под ногами, для чего оказалось достаточно всего лишь соблюдать традиционные принципы работы шестой мастерской: профессионализм, высокая требовательность и критическая самооценка, стремление не останавливаться на достигнутом, коллективизм и взаимовыручка.



В рамках одного журнального интервью не так уж часто выдается возможность за один прием и познакомиться с точкой зрения руководителя проектного коллектива, и услышать мнение главы компании-заказчика применительно к конкретному проекту. Публика эта занятая, и даже просто свести ее вместе бывает затруднительно. В нашем случае именно на таком сценарии очередной статьи о деятельности ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» настоял директор института Юрий Павлович Груздев. По его мнению, только в подобном диалоге можно обозначить «краеугольные камни» современного проектного процесса, причем ни одна из его сторон не рискует остаться неуслышанной. Как позднее оказалось, особых противоречий в позициях наших собеседников нет – в основных моментах они согласны друг с другом. Материалы этой декабрьской беседы мы сегодня публикуем почти без купюр и ремарок.

Александр БРЕГА, президент ЗАО «МЕГАЛИТ»:
– Иногда высказывается мысль, что в наше время роль архитектора в строительстве незаслуженно сдвигается на второй план. Возможно, такое утверждение и имело под собой некоторые основания, однако только на самых ранних стадиях становления рынка. Сегодня же на наших с вами глазах по мере усиления конкуренции в сфере недвижимости, а также с долгожданным появлением более понятной стратегии и четкой регламентации по основным градостроительным вопросам происходит обратный процесс. От проектировщика начинает зависеть очень многое, если не почти все. Автор не только, как ему и положено, сочиняет образ будущего объекта, шаг за шагом отслеживая дальнейшие этапы его формирования, но и зачастую становится основным профессиональным ограничителем аппетитов своего заказчика. Определенные амбиции обязательно присутствуют у всех сторон процесса, и здесь крайне важно соблюсти равновесие инвестиционных, социально-экономических и творческих интересов. Примером такого баланса вполне может служить сотрудничество между нами и мастерской №6 на проекте застройки квартала, ограниченного проспектами Испытателей, Коломяжским и полосой отвода железной дороги Сестрорецкого направления.
Михаил САРРИ, начальник мастерской №6 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ»:
– Схема, когда заказчик хочет получить из участка предстоящей застройки максимум возможного, а проектировщик информирует его о возможных ограничениях, продиктованных условиями места, и убеждает в их обоснованности – почти классическая. Если же сторонам так и не удается найти консенсус по ключевым вопросам, это может привести к плачевным результатам. В этом убеждает и опыт согласования некоторых проектов на петербургском градсовете, когда излишне «перегруженные» проекты попросту оказываются за бортом. Чаще всего такие ситуации возникают, когда безапелляционность иных девелоперов сочетается со слабой аргументацией архитектора. Как следствие, много энергии и средств оказываются потраченными впустую, тормозится вся дальнейшая работа.
Корпорация «Мегалит» как раз и отличается пониманием необходимости стремиться к некоей «золотой середине». Безусловно, нам самим тоже достаточно интересно искать варианты максимально эффективного использования той или иной территории. Однако попытки любой ценой выжать из нее все до предела без учета многообразных градостроительных факторов, как правило, обречены на неудачу. Во всяком случае, при таком подходе в первую очередь страдает качество проживания.
А. Брега:
– Дело отнюдь не в том, что мы почему-то оказались менее наших коллег-строителей заинтересованы в окупаемости собственных инвестиций. Просто если застройщик берется за освоение пространств не какого-то там заштатного города, а Петербурга, он обязан думать и действовать соответствующим образом. Замечу, что эта работа мастерской № 6 ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» нашла практически полную поддержку на августовском заседании Градостроительного совета. После того, как эскиз-концепция застройки квартала получила «зеленый свет», наши партнеры из института предметно занялись проектом планировки и межевания территории.
М. Сарри:
– Не скрою, было приятно получить признание градсоветом высокого качества разработки нашего проекта, тем более, что такие лестные оценки звучат далеко не на каждом заседании, а работа в самом деле была проделана непростая. Суть ее объемно-планировочной идеи состоит в максимальном раскрытии на юг и в сторону парковой зоны мемориала на месте дуэли А. С. Пушкина разноэтажной дугообразной застройки по принципу амфитеатра. При этом находящаяся на юге квартала полоса железной дороги отделяется от жилой части своеобразным акустическим экраном, образованным линией многоуровневых паркингов. В центре квартала располагаются участки двух спаренных школ с общим спортядром и двух детских садов, а также площадки для отдыха и занятия спортом. Северная часть квартала, отделенная от южной части предполагаемой пробивкой Богатырского проспекта, формируется разновысокой многофункциональной застройкой (жилье, офисы, торговля, паркинги).
Всего в квартале планируется разместить 428 тыс. м2 жилья разной степени комфортности, 50 тыс. м2 помещений общественного назначения, 5600 машино-мест. Объемно и пространственно квартал уже, можно сказать, получился; что же касается реализации, то это, как всегда, долгая и достаточно кропотливая работа.
А. Брега:
– Четко обозначать ее сроки, особенно учитывая нынешние кризисные сложности, я бы сейчас не рискнул. Хотя, как обычно говорят у нас в компании, начиная всякое новое дело, давайте помечтаем… При удачном стечении обстоятельств в финансовой сфере и на рынке недвижимости выйти на стройку планируется к 2010 году. К этому, по крайней мере, следует стремиться. На сегодняшней стадии мы вместе с Ленпроектом, в частности, заняты анализом инженерной подготовленности участка. Рассчитываем, что и город не оставит нас наедине с этими проблемами, учитывая перспективу развития данной территории.



М. Сарри:
– В самом начале этой работы мы договорились с заказчиком, что целесообразнее всего будет выбрать оптимальный вариант из нескольких. Внутри мастерской был организован своего рода конкурс идей, на основе которого и появилась финальная концепция.
Большое преимущество этого проекта состоит в том, что он инициирован единым застройщиком. Для такой крупной территории это пока еще редкость, и в Ленпроекте мы не однажды сталкивались с проблемой, когда большие городские пространства осваиваются на манер «лоскутного одеяла». Мы научились справляться и с такими проблемами, сглаживать, когда это нужно, конфликты инвесторских интересов, устранять с помощью архитектурного инструментария любые планировочные противоречия, но все же первый вариант намного предпочтительнее.
Сейчас нет особого смысла скрывать: прежде чем доверить эту работу нашему коллективу, заказчик провел отбор претендентов по принципу своего рода «фейс-контроля». Предположу, «Мегалиту» было важнее всего отыскать среди питерских архитекторов (включая весьма мною уважаемых) тех, кто сумеет стать его единомышленниками. Мы не предлагали ничего экстраординарного, решив просто открытым текстом сформулировать главные принципы работы своей мастерской. Этого оказалось достаточно, чтобы услышать: «сработаемся».
А. Брега:
– В пользу ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» сыграло также и то, что институт занимается комплексным проектированием, полагаясь во всех разделах на собственные подразделения, а не на услуги сторонних организаций. Более того, именно сюда обращаются многие персональные мастерские города за помощью в вопросах инженерного обеспечения, экологии, конструктивных решений и пр., поэтому нам хотя бы не придется разбивать работу на части, искать субпроектировщиков и затем спрашивать с каждого по отдельности.
В ходе предварительных консультаций нам настойчиво советовали провести открытый архитектурный конкурс, и лучше всего с привлечением зарубежных авторов, что стало с некоторых пор очень модно. Ничего в принципе не имею против самых широких смотров и иностранного в них участия, но, как показывает практика, это не всегда оправдано, и «звездная персона» не обязательно гарантирует высокий результат. К несчастью, в нашей недавней градостроительной истории можно отыскать подобные примеры. Поэтому, занимаясь девелопментом вышеупомянутой территории, мы решили пойти своим путем и, как мне кажется, не прогадали.

Записал А. Ильин

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>