Наталья Журавлева

DENKMAL: ХРОНИКА ОТКРЫТИЙ
Традиционная реставрационная выстав­ка в Лейпциге, золотая медаль которой в 2008 году присуждена петербургской экспозиции, отли­чалась богатой прикладной программой. Актив­ное участие в ней приняли представители компаний, объединенных Союзом реставраторов Санкт-Петербурга.
Один из практикумов на нашей площадке провела реставратор Ирина Хомченко из ООО «Сфера XXI век». Российская художница продемонстри­ровала, как при помощи техники гризайль плос­костной рисунок розетки буквально обретает объемные формы. За плечами у мастера и ее коллег богатый опыт, а коллектив, в составе которого трудится Ирина, хорошо известен в реставрационном сообществе. Сегодня, например, фирма привлечена к воссозданию росписи знаменитой на весь мир галереи Пьетро Гонзаго в Павловском дворце-музее. Этот итальянский живописец бо­лее всего известен своими монументально-декоративными работами, которые всегда будто бы продолжают объемную архитектуру. Ведущая мастер-класса убеждена, что успех в освоении гризайль-техники в немалой степени зависит от четкой последовательности операций. В «Лейпцигер Мессе» вокруг Ирины собралась большая группа коллег и просто любопытствующей публики, причем некоторые профессионалы рискнули взять кисть в надежде самостоятельно воспроизвести некий сложный элемент.
Еще один мастер-класс – по изготовлению лепной модели герба с Петровских ворот Петро­павловской крепости – провели скульпторы Татьяна и Александр Черновы из ООО «Лапин Энтерпрайз». Эту работу они начали еще в Петербурге, успев выполнить половину геральдического орла и еще несколько деталей. Сам процесс был подробно отснят, а вот вторая часть проделывалась прямо на глазах у посетителей Denkmal. Практикум наших мастеров, длившийся три дня, тоже привлек большое внимание в Лейпциге. За работой петербуржцев с нескрываемым восторгом наблюдали даже дети. Что говорить о реставраторах! Москвичи были особенно поражены качеством проработки мелких нюансов рельефа, французы и итальянцы расспрашивали о материале модели, а некий немец настойчиво пытался купить или ее саму, или хоть какие-нибудь детали. Свой выбор именно этого экспоната Черновы пояснили несколькими важными соображениями. Во-первых, двуглавый орел присутствует на гербе России с давних времен, а на Петровских воротах сохранилось одно из первых в нашем городе его скульптурных изображений. Во-вторых, выполнил его в начале XVIII в. «резного и скульптурного дела мастер из Нюрнберга» Конрад Оснер, и вот теперь пришло время немецким реставраторам поучиться у россиян.
Председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петерубрга д. т. н., проф. Нина Шангина, подводя итоги участия членов СР СПб, отметила:
– В этот раз мы достигли основной цели, познакомив европейских коллег с нашей реставрационной школой, а также наладив дополнительные деловые контакты для дальнейшего продвижения услуг отрасли на международном рынке.





Фрагмент живописного плафона
Стефано Торелли
после реставрации
Елена Прудникова

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЗНАК КАЧЕСТВА:
ВЫБРАНЫ ДВОРЦОВЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ
В минувшем сезоне лучшей в реставрационной номинации традиционного конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге» вновь стала фирма, входящая в СР СПб. Положенными для такого случая наградами был отмечен труд мастеров ООО «Пассим», занимавшихся восстановлением живописного плафона площадью 33 м2 в Мраморном зале Мраморного же дворца. Нет ничего особо удивительного в том, что победа в очередной раз досталась члену Союза. За годы своего существования это некоммерческое партнерство сумело объединить истинную отраслевую элиту. Сегодня в его состав входят 43 фирмы, способные выполнить практически весь современный спектр реставрационно-восстановительных работ. Хотя даже при таком изобилии выбора перед специалистами КГИОП, которые обычно выдвигают соискателей на этот конкурс, стояла задача, совсем непростая на поверку.
Все же именно такой вариант, как, кстати, и окончательное решение жюри, следует признать справедливым по всем критериям. Компания «Пассим», без сомнения, достойна полученной награды, тем более что это не первое признание ее профессиональных заслуг. В 2007 г. компания вошла в состав тысячи лучших фирм России, а годом раньше ее директор Галина Сергеева была награждена орденом «Созидатель Петербурга». Фирма существует уже 18 лет, и сегодня в ее штате занято полторы сотни опытнейших профессионалов. Для КГИОП и Русского музея это послужило веским основанием доверить столь сложную работу данному коллективу. Панно «Свадьба Купидона и Психеи» работы Стефано Торелли в качестве одного из основных украшений Мраморного дворца, который строился при Екатерине II по проекту Антонио Ринальди, появилось изначально. Таким образом, возраст этой живописи на античную тему приближается к двум с половиной векам.
Беды интерьерной отделки такой техники и давности традиционны – это загрязнения, запыление, осыпание красочного слоя, отслоение и деформация холста. Кроме того, цвет красок, которыми пользовались в прежних реставрациях, имеет обыкновение меняться со временем, и подчас самым радикальным образом. Принципы со­‑ временных мастеров – тщательность, выверенность и комплексность. Полноценная реставрация начинается с научных изысканий и проектных разработок – лишь после этого к памятнику прикасаются руки практических специалистов. В случае с плафоном живопись сначала укрепляли, чтобы не осыпалась во время работ, потом чистили марлевыми тампонами, смоченными раствором детского мыла, удаляли следы прошлых вмешательств, восполняли утраты, восстанавливали лак и т. д.; список операций включает в себя восемнадцать пунктов. В принципе, технологическая последовательность «реанимации» подобных произведений всегда одна и та же, но вот разница результатов может оказаться очень ощутимой. Все зависит от отношения к делу, и у кого-то выходит заметно лучше остальных. На ежегодном Конкурсе качества этим «кто-то» был признан «Пассим».

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>