Всеволод Кочубеев

УЛОВИТЬ ДУХ ВРЕМЕНИ
Объекты реставрационной фирмы «Юнона» не раз становились темами наших публикаций. В мастерской, основанной потомственным реставратором Игорем Соколовым, работают профессионалы различных направлений этой важнейшей для Петербурга отрасли. Фирма осуществляет комплексную интерьерную реставрацию памятников истории и культуры, и ее «послужной список» за шестнадцать лет деятельности получается весьма внушительным. Достаточно назвать такие адреса, как Таврический дворец, Фонтанный дом Шереметьевых, Дом ученых (быв. Дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой наб., 26), детская школа искусств им. П. А. Серебрякова (ул. Марата, 68), Дом архитекторов (быв. Дом А. А. Половцева)...

Фраза «каждый объект по-своему уникален» давно превратилась в одно из журналистских клише, но в очередном рассказе о деятельности «Юноны» без нее опять никак не обойтись. Само отношение ее реставраторов к делу иначе и не охарактеризовать. Любая порученная этим людям работа становится в чем-либо неповторимой, по-своему новой, и обязательно сопряжена с любопытными профессиональными открытиями.
И. Соколов:
– Прошедший год был интересен для нас, прежде всего, непосредственным обращением к истории совсем недалекой, ХХ века. Во-первых, в начале ноября мы закончили реставрационные работы в Северном фойе театра-фестиваля Балтийский дом, а во-вторых, Оренбургский областной музей истории искусств доверил нам отреставрировать сорок этюдов художника Попова. И то, и другое совсем недавно считалось произведениями современного искусства, а сегодня уже нуждается в руках реставраторов. Да, эти работы не содержали ничего нового в плане мастерства или технологических приемов, но браться за исторический объект, не уловив «духа времени», невозможно, неинтересно и неправильно. Поэтому нам пришлось с головой погрузиться в прошлое столетие.

Этюдная работа Л. В. Попова
после реставрации
Икона XIX в. из собрания ГМИ СПб
в процессе реставрации
Отреставрированное фойе театра
в Александровском саду

К сказанному добавим, что еще в начале года специалисты мастерской завершили отделочные работы в Парламентском центре на ул. Шпалерной, 53. Это вполне современный проект, из тех, за которые время от времени берется «Юнона». Однако основным направлением ее специализации по-прежнему остается реставрационное.
Бывшее здание театра им. Ленинского комсомола (Александровский парк, 4, лит. Т) возводилось в 1933-36 гг. по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Макашова. Стройка шла на месте сгоревшего корпуса Народного дома Николая II. К тому моменту от комплекса, до революции находившегося в прямом ведении последнего русского императора, остались мюзик-холл и «Железный зал», который поначалу использовался для увеселений и чтений, а впоследствии и до нынешних времен – как планетарий. Это, так сказать, небольшая историческая справка. Что же касается теперешней ситуации, то не так давно фирма «Юнона» завершила здесь комплекс работ по реставрации лепки, искусственного мрамора, окон и дверей из ценных пород дерева, воссозданию паркетного пола по историческим аналогам в Северном фойе питерского «Ленкома».
Оренбургская работа предприятия была совсем другой, но тоже достаточно интересной. Русский живописец Лукиан Васильевич Попов (1873-1914) прожил короткую и трагичную жизнь. Будучи воспитанником петербургской Академии художеств, он принадлежал к прогрессивным кругам поздних передвижников, акцентируя свой творческий интерес на самых острых социальных моментах современной ему действительности. Наиболее заметные полотна этого автора хранятся в Третьяковке, хотя, как выясняется, и провинциальные музеи могут приоткрыть немало интересного из его творчества, а реставраторы из Северной столицы готовы им в этом помочь.
И. Соколов:
– Сейчас в работе у мастеров фирмы экспонаты из собрания Государственного музея истории и культуры Санкт-Петербурга. Это двенадцать икон на досках XIX века, две картины и предметы из грушевого мебельного гарнитура. Под новый год принято подводить итоги. Мне радостно видеть, что наши мастерские на ул. Шкапина не простаивают, все цеха обеспечены работой, которая выполняется на должном уровне. В наступающем году хочется пожелать всем коллегам, членам Союза Реставраторов Санкт-Петербурга, а также архитекторам КГИОП прежде всего творческих успехов, новых объектов, неугасающего интереса к своей работе, ну и личного счастья, благополучия.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>