Борис Игдалов
директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская»,
художник-реставратор высшей категории, член Союза художников РФ

ОТКРЫВАЯ
«МАЛАХИТОВУЮ ШКАТУЛКУ»,
или ИЗ ИСТОРИИ
РУССКИХ САМОЦВЕТОВ
Описывая зарождение традиции художественной обработки камня в России, многие начинают свой рассказ с конца XVII в. Этот период был отмечен крупным строительством, общим интересом к минералогии и развитием основных камнедобывющих областей – Урала и Алтая. Такой подход к вопросу приводит нас к ошибочному выводу, что до указанной поры художественной обработки камня в России не существовало.
На самом же деле «полноводная река» русского камнерезного ремесла берет свое начало в глубоких языческих «озерах». Славянские племена начали осваивать его еще за несколько столетий до прихода на Русь христианства. В скифских и сарматских курганах, а также на раскопках древних городищ обнаружено множество ювелирных изделий, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне этих промыслов даже в период V-VII вв. Помимо украшений, камнерезное ремесло активно развивалось в сфере изготовления жертвенников и языческих скульптур из известняка, песчаника, мрамора, валунного гранита и шифера. Нужно признать, что до X в. ассортимент русского каменного материала расширялся очень медленно. Кварцит и кварц, халцедон и кремень, реже различные яшмы – вот, в сущности, и весь список минералогических видов, которые использовались в каменной технике того времени. Иногда в Карпатах применялись горный хрусталь и белый опал. Повсеместно особой популярностью пользовался «золотистый горящий камень» – янтарь.
Приход христианства в языческую Русь в 988 г. ознаменовал упрочение дружбы с Византией и открытие новых перспектив для мно­‑ гих славянских ремесел, в том числе и камнерезного. Мастера стали трудиться над украшением церковной утвари – окладов для икон, кадил, посохов и священных книг. Параллельно искусство обработки камня начало развиваться и в направлении церковного строительства, включавшего не только воздвижение храмов, но и создание саркофагов, надгробных и обетных крестов. Замечательная резьба по мрамору с витиеватыми плетениями наиболее сложного и разнообразного рельефа усиливала красоту камнерезных произведений русских мастеров, а четко вырезанные в камне надписи до сих пор хранят сведения об их заказчиках и изготовителях.
Наряду с декоративной обработкой камня развивается и ювелирное дело. Его основные «родные» минералы: янтарь с Днепра, пирофиллит из Волыни, светлый аметист Кандалакшского залива, речной жемчуг, обсидиан, гагат, мраморный оникс и бирюза с Закавказья. Заморские самоцветы попадали на Русь через Византию и Среднюю Азию, в основном из Персии, Египта и Индии. Наиболее частыми «гостями» становились бирюза, изумруд, горный хрусталь, халцедон, а также сапфиры и рубины. Отметим, что драгоценные камни в ювелирном искусстве древней Руси воспринимались в основном как красочные пятна – в них ценился не яркий блеск (его в то время не могли добиться, не зная еще искусства гранения), а главным образом цвет. Поэтому часто трещины, неровная форма и другие естественные пороки камня не принимались в расчет.
В XVIII в. происходят кардинальные изменения в области камнерезного искусства. В 1725 г. основывается Петергофская гранильная фабрика, сыгравшая основополагающую роль в истории культуры камня в России. Изделия этого предприятия «превзошли произведения итальянских мастеров Флоренции и Милана грандиозностью размеров, замечательной техникой и художественной красотой». Одновременно и резко возросший спрос ускорил организацию ряда экспедиций для поисков месторождений горных пород, в результате которых были открыты богатейшие залежи цветного камня на Урале и на Алтае. При Екатерине II появляется Екатеринбургская гранильная фабрика (1774 г.), а спустя одиннадцать лет – Колыванская шлифовальня на Алтае. Как верно отмечает Б. Павловский, «Уральский ка‑ ­менный цветок вырастал на родной национальной почве, подготовленной древнерусским искусством».


«Осязание и обоняние», подлинная историческая мозаика из интерьера Янтарной комнаты, XVIII в., Флоренция – и воссозданная мозаика из интерьера Янтарной комнаты, 1999 г., ООО «Царскосельская Янтарная мастерская».

К середине столетия именно Петергоф, Екатеринбург и Ко­лывань становятся основны­ми центрами развития кам­‑ нерезного мастерства России. Богатые месторождения мрамора, яшм, порфиров, малахита, лазурита и горного хрусталя сделали возможными самые смелые проекты. Так, например, особую славу получила техника «русской мозаики», имитирующая цельную каменную поверхность. Чаще всего для нее использовали лазурит, малахит и яшму, причем последней отводилась особая роль. Академик А. Е. Ферсман писал: «Именно на твердой яш­‑ ме родилось и окрепло русское камнерезное дело…», работая с ней «…русский мастер научился понимать и ценить особенности и рисунок камня, научился в нем самом искать идею художественного замысла, сливать художественный образ со свойствами материала; а это является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства».
Также русскими мастерами была успешно освоена итальянская техника «флорентийской мозаики». Пройдя долгий путь развития, через Рим на север, она окончательно обосновалась в цветущей Флоренции, родине Джованни Боккаччо, Сандро Боттичелли, Николо Ма­киа­вел­ли, Рафаэля Санти и Микеланджело. В 1580 г. семья Медичи основала здесь свою мастерскую. После падения Тосканского княжества в конце XIX в. слава создателей виртуозных узоров из камней плавно перешла к мастерам Франции, Богемии, а позже и России. Уникальность этой техники состоит в том, что она позволяла создавать натюрморты, пейзажи и даже сцены с участием людей, используя только твердые породы камня. Реалистичность изображения требовала как тщательного подбора камней, передающих своим натуральным строением сложнейшую гамму перехода цвета, так и исключительно точной подгонки кусочков, создающих впечатление монолитного покрытия. Авторы флорентийских мозаик использовали богатое разно­образие камней – яшму, ляпис-лазурит, родонит, нефрит, малахит, чароит, ледит, агат, оникс, мрамор и мн. др. Основой для этих произведений, как правило, служили либо черный мрамор, либо аспид (аспидный сланец). Флорентийскую мозаику часто называют «живописью вечности» – «Pittura per l'eter­nita», так как внешне она ни в чем не уступает живописному полотну, а каменная техника исполнения позволяет сохранить этот шедевр на тысячелетия.
Сегодня флорентийские мозаики выполняются в многочисленных мастерских по всему миру. Однако настоящего уважения заслуживают две. Первая из них – родина всех флорентийских мозаик, мастерская Opificio delle Pietre Dure e Laborati di Restauro – работает на их исторической родине, во Флоренции, а вторая – Царскосельская янтарная мастерская, блестяще справившаяся с воссозданием четырех утраченных во время Второй мировой войны флорентийских мозаик из интерьера Янтарной комнаты. Близкое сотрудничество с итальянскими коллегами и стремление воссоздать для грядущих поколений шедевр мирового искусства помогло воплотить в жизнь этот сложный проект.
Жемчужиной камнерезного дела в России XIX–XX вв. стали изделия ювелирного дома Фаберже. Начало деятельности этой всемирно известной фирмы относится к 1842 г., когда Густав Фаберже, приехав из родной Эстонии, открыл в Санкт-Петербурге скромный ювелирный магазин. Заслуженной славы и популярности предприятие добилось уже при его сыне Карле. Благодаря тонкому художественному вкусу и поразительной энергии этого выдающегося человека оно стало крупнейшим из ювелирных производств Российской империи, с большим штатом мастеров и художников и современным техническим оборудованием. Имея филиалы в Лондоне и Нью-Йорке, дом Фаберже и слава о его великолепных изделиях проложили «самоцветную тропу» к самым отдаленным уголкам планеты. Ювелирное предприятие Фаберже стало первой российской фирмой, получившей заказ для Сиама. Нефритовый Будда, созданный русскими мастерами, до сих пор украшает покои короля Тайланда.

Цезарь. «Сандринхемский» заказ.
1908 г. Фирма К. Фаберже.
Яйцо «Петушок». 1900 г.
Поющие часы
с выскакивающим
заводным петушком.
Фирма К. Фаберже.
Яйцо «Петр I». 2008 г.
ООО «Царскосельская янтарная
мастерская»

Несмотря на то, что в ювелирном доме Фаберже изготавливалось множество раз­лич­ных вещей как единичного, так и массового характера, многие невольно ассоциируют ее с пасхальными яйцами. Нужно отметить, что их изготовление являлось отдельной отраслью русского декоративно-прикладного искусства задолго до появления на свет самого Карла Фаберже. Однако талантливый ювелир, тонко чувствуя «потребности эпохи», создавал совершенно уникальные предметы, начиная с роскошных яиц из самоцветных камней и драгоценных металлов и заканчивая достаточно доступными безделушками в виде яйца – запонками, галстучными булавками и спичечницами. Каждое из таких творений, независимо от цены, было равным в плане искусности исполнения и современности. Интересно, что миниатюрные яйца-подвески девочкам начинали дарить уже с самого рождения и со временем у них собирались длинные многоцветные колье с гроздьями пасхальных яиц. Такие пасхальные ожерелья всеми правдами и неправдами старались увезти в эмиграцию, поскольку те хранили для своих владельцев память о родине и светлом празднике Пасхи.
Изделия Фаберже считаются не только уникальными творениями ювелирного искусства, но также своего рода «чудесами механики». Фантазия и изобретательность ведущих ювелиров этой фирмы не знали пределов. Драгоценная скорлупа подчас хранила в себе удивительные сюрпризы. Так, у французского пасхального яйца из собрания датской королевской семьи она выполнена из слоновой кости, внутри которой находится золотой «желток», где, в свою очередь, спрятана эмалированная курочка в бриллиантовом гнезде, а в ней – крошечная корона с бриллиантами и жемчугом, имеющая шарнир и скрывавшая внутри перстень с алмазами.
Не всегда сюрпризы пасхальных яиц Фаберже просто покоились один в другом, доставляя своим последовательным появлением несказанную радость владельцу. Некоторые элементы, спрятанные внутри, заводились маленьким золотым ключиком и начинали двигаться – например, эмалированный павлин, раскрывающий свой переливчатый хвост, «плывущий» золотой лебедь, два шагающих мавра, распускающаяся роза или трилистник, хранящий на своих лепестках портреты членов царской семьи. При изготовлении таких предметов мастера использовали неописуемое разнообразие камней, включая рубины, алмазы, изумруды, нефрит, жадеит, жемчуг, аметист, цитрин, мексиканский оникс, хрусталь, кварц, змеевик, агат, родонит, авантюрин, лазурит, яшму и множество других самоцветов. Особенно интересны примеры декоративно-прикладного использования твердых камней гением Фаберже. Целой серией камнерезных шедевров стали фигурки лошадей и собак из Сандринхема – загородной резиденции английской королевы Александры. Ее желание иметь полный «зверинец» домашних животных и представителей дикой фауны графства Норфолк стало причиной появления самой большой коллекции анималистических скульптур, выполненных фирмой Фаберже из камня. Наверное, самая узнаваемая фигурка данного собрания – это Цезарь, любимая собака короля Эдуарда VII.
Совершенство искусства Фаберже предрекло стремление современных мастеров к созданию вещей «в стиле Фаберже». Царскосельская янтарная мастерская, имея большой опыт работы с твердым камнем, не могла обойти стороной эту восхитительную пластику. Сегодня у нас изготавливаются замечательные фигурки животных из обсидиана, нефрита, горного хрусталя, родонита и различных видов яшмы и кварцита. Иногда мы используем привозные камни из других стран, но особое предпочтение все же отдается уральским самоцветам.
Так и Фаберже, несмотря на наличие надежных импортеров, особенно плодотворно сотрудничал с Екатеринбургской императорской гранильной фабрикой и, начиная с 1912 г., постоянно заказывал там лучшие образцы уральских самоцветов. Разнообразие камней и их широкие декоративные возможности позволили мастерам ювелирного дома создавать каменные фигурки людей. В результате появилась яркая череда образов, на создание которой Фаберже вдохновила фарфоровая пластика русских частных заводов первой половины XIX в. Простонародные типы жителей города и деревни были особенно популярны. Невероятная смесь правды и вымысла русской жизни отразилась в этой серии камнерезных фигурок людей. Это обобщенные образы народа, такие как крестьяне и кормилицы, или излюбленная тема многих художников и ювелиров – «мужик навеселе». Были и более строгие произведения – солдаты и современники Фаберже. Традиция создания народных образов в камне продолжается и развивается сегодня в Царскосельской янтарной мастерской. Нами была создана особая галерея камнерезных портретов по мотивам творчества Карла Фаберже, среди которых скульптуры «Во хмелю», «Восточный полдень», «Мавр с фруктами» и т. д.


Фигурки людей и животных из камня. ООО «Царскосельская янтарная мастерская»

Еще одной триумфальной серией Фаберже стали флоральные этюды – хрупкие с виду цветы, все элементы которых, включая стебель, были выполнены из драгоценных поделочных камней. Одинокие цветки, вставленные в хрустальные вазочки, выглядели поразительно достоверно и были глубоко русскими по духу – «Иван-да‑марья, с бриллиантиком, в горшке», «Незабудки с розочками на золотых ветках в хрустальном горшке», «Ветка черники в вазочке», «Васильки с колосьями» стали ценнейшими предметами в коллекциях своих обладателей. В Царскосельской янтарной мастерской также освоена техника создания каменных цветов, и сегодня здесь продолжают совершенствовать и развивать стиль Flower studies. Технология их изготовления осталась неизменной с XIX в.
Санкт-Петербург и особенно Царское Се­ло неразрывно связаны со стремительным подъ­емом русского камнерезного искусства XVIII–XIX вв. Вряд ли есть на земле еще город, сопоставимый с Северной Пальмирой по архитектурной целостности, роскоши и убранству зданий. Природной красотой камня и теплотой солнечного блеска янтаря знаменит Екатерининский дворец в Царском Селе, одном из прекраснейших при­городов Петербурга. При строительстве и украшении резиденции Екатерины II широкое применение получил цветной камень. Наиболее часто в ход шли всевозможные разновидности уральского и карельского мрамора. Они использовались при возведении прославленных монументов в парке, увековечивших победы русских войск и флота. Здесь нашел применение нежно-розо­вый и очень редкий доломитовый тивдийский мрамор, добывавшийся в южной Карелии. Такие произведения камнерезного искусства как Пал­ладиев мост, Китайская беседка, павильон «Концертный Зал» с узорчатыми мозаичными паркетами, отделанный по проекту Чарльза Камерона ляпис-лазурью парадный Лионский зал, «Холодная Баня» с ее мрамором, порфиром, цветной уральской и алтайской яшмой являются неоспоримым доказательством того, что русское камнерезное искусство XIX века было воистину близко к совершенству.
Царское Село с его знаменитым дворцово-парковым ансамблем требовало для своего украшения столь большого количества разно­образных камней, что здесь даже была построена специальная мастерская, где производилась распиловка на тонкие пластины яшмы, которая привозилась с Петергофской гранильной фабрики. После завершения набора поверхность вручную доводилась до зеркального блеска. Кабинеты Екатерининского дворца, облицованные уральскими яшмами, и по сей день, благодаря искусной и тщательной реставрации, сохранили поразительное обилие красок и блеск. В технике «русской мозаики» здесь выполнялась не только облицовка стен, но и камины, и мозаичный набор массивных двустворчатых дверей. Екатерининский дворец утопает в блеске и красоте самоцветов и поражает воображение всякого, кто попадает туда.
Не случайно именно здесь находится Царско­сельская янтарная мастерская – предприятие, совместившее в себе янтарное, камнерезное и ювелирное дело. Коллектив, образованный в 1982 г., спустя ровно одиннадцать лет представил на всемирное обозрение свое главное достижение – воссозданную Янтарную комнату Екатерининского дворца. Завоевав глубокое уважение со стороны коллег и ведущих критиков, мастерская развивается дальше, в своем художественном стремлении к совершенству сохраняя и передавая уникальные технологии молодому поколению талантливых мастеров.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>