Мария Троицкая

ООО «ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕТЕРБУРГА»:
НЕ УТРАТИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ ПРАВОСЛАВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Меняются целые эпохи, а следом – и людское восприятие жизни. Вместе с тем, всегда существует что-то вечное и предельно ясное. Так, к примеру, в памятниках православного зодчества материализована наиважнейшая часть православной культуры России. Именно эти образцы творения рук человеческих наполняют реальным и одновременно образным содержанием представления о развитии отечественной культуры, помогают понять многие аспекты ее истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В последние десятилетия в нашей стране идет активное возрождение объектов храмовой архитектуры – церквей, монастырей, часовен. Возвращая к жизни прежние духовные и нравственные ценности, мы шаг за шагом возвращаемся к истокам и традициям, прерванным после 1917 года.

Одна из публикаций предыдущего номера была посвящена подробному рассказу о восстановлении Успенского собора Астраханского кремля силами ООО «Возрождение Петербурга». Эту большую и ответственную работу можно смело внести в список наиболее серьезных достижений компании. Сегодня предприятие задействовано на ряде других исторических объектов города Астрахани. В том, что питерские специалисты расширяют географию своей деятельности, нет ничего удивительного. Наша реставрационная школа известна и уважаема не только в России. Тому же «Возрождению Петербурга» на протяжении своей производственной истории не раз доводилось командировать бригады далеко за пределы Северной столицы и Северо-Западного региона. Профессионализм, помноженный на строгую научность подходов при реализации реставрационных подрядов, рациональный баланс между современными достижениями научной мысли и классическими техниками, традиционными материалами, старыми технологиями позволяют петербуржцам искать и находить практические ответы на вопросы любой сложности. Кроме того, неоценимую помощь в их решении оказывает КГИОП, выполняющий не только контролирующую функцию, но и представляющий своеобразный научно-реставрационный центр, кладезь опыта по самым разным видам реставрации.
Выбор, сделанный астраханцами на тендерном этапе, был предопределен несколькими факторами. Во-первых, на решении в пользу ООО «Возрождение Петербурга» сказалась исключительно позитивная репутация, приобретенная предприятием на реставрации сложнейших объектов историко-культурного наследия. Во-вторых, его кадровый и производственно-технический потенциал мог обеспечить осуществление всего комплекса работ в наилучшем исполнении и в предельно сжатые сроки. Но главное, наверное, в том, что коллектив компании к моменту проведения конкурса успел накопить неоценимый опыт на реставрации памятников православной архитектуры, требующей и проникновения в общий архитектурный замысел, и вдумчиво-скрупулезного отношения к каждой его детали. Любое из храмовых зданий неповторимо, не случайно их проектирование и строительство традиционно доверялись лишь признанным мастерам. Как следствие, и те задачи, которые в наши дни решаются в ходе восстановления церковных памятников, оказываются на поверку заметно сложнее и многообразнее, нежели в других реставрациях.
Директор ООО «Возрождение Петербурга» Михаил Юмартов:
– Зачастую такие постройки не только физически доминировали в составе конкретного архитектурного ансамбля, но и выступали отправным этапом всего его дальнейшего формирования. В истории Санкт-Петербурга можно отыскать немало подобных примеров, причем влияние этих объектов на градостроительные процессы до сих пор очень ощутимо. Более всего это характерно для исторического центра, его охранных зон. Поэтому свою причастность к реставрации памятников православной культуры приятно осознавать всегда, но особенно, когда работу удается выполнить качественно и в срок.

Реставрация фасадов Успенского собора
Астраханского кремля
Комплексная реставрация
интерьеров Смольного собора
Отреставрированное убранство собора
Владимирской иконы Божией Матери

Специфика условий возникновения и строительства Петербурга самым непосредственным образом отразилась на внешнем облике и внутреннем наполнении его храмовых построек. В эпоху петровских реформ это проявилось в следовании прозападному стилю, который, почти не привился в новой столице. Вступавшие затем на престол наследники первого императора старались вернуть сюда зодческие принципы и обычаи московской старины (Пантелеймоновская и Симеоновская церкви). При Елизавете в православном строительстве начинает господствовать национальная идея, подчеркнутая пятиглавием и использованием центричного плана (Воскресенский, Смольный и Никольский соборы, Владимирская церковь). В царствование Николая I храмовое строительство преследовало уже двуединую задачу архитектурной русификации и «воцерковления» городской среды (храмы К. А. Тона, несущие в своем облике классицистическую традицию). На всем дальнейшем протяжении XIX столетия этот подход оставался господствующим, пока на рубеже веков, в эпоху зарождения модерна, не сменился так называемым «неорусским стилем». Это достаточно беглая ретроспектива событий, но и она позволяет сделать вывод, что буквально с начала ХХ в. Санкт-Петербург являл собой энциклопедию русского церковного зодчества на всех основных этапах его развития и даже православной архитектуры в целом (если иметь в виду византийский стиль в его блестящих интерпретациях).
М. Юмартов:
– В разное время компания принимала участие в работах по возрождению целого ряда исторических православных построек Северной столицы. На Исаакиевском соборе наши мастера занимались реставрацией фасадов, мраморного обрамления картин в пилонных нишах, чугунных дымоходов и 4-х бронзовых дверей. В Храме Спаса на Крови специалисты ООО «Возрождение Петербурга» осуществляли обследование состояния наружного мозаичного декора и кровли и, кроме того, провели реставрационный ремонт внутренних дверей и входных тамбуров. Большая работа была выполнена применительно к Сампсониевскому собору. Здесь мы провели капитальную реставрацию фасадов основного здания, колокольни и часовни, воссоздав при этом исторические дверные заполнения вместе с металлическими козырьками над ними, восстановив ограждение стен цоколя и покрытия из натурального камня, всю кровлю и три главки. В Смольном соборе нами были проведены комплексные работы по реставрации интерьеров и монтаж системы «блэк-аут», в Петропавловском – восстановлено каменное покрытие пола притвора.
Работая на каждом из таких объектов, ощущаешь, насколько свято оберегались поколениями мастеров традиционные основы православного зодчества, и вместе с тем, изящно оттачивались на протяжении веков, впитывая в себя достижения мировой архитектуры. Задача реставраторов более чем ответственная – не утратить этой преемственности.

Колокольня и главки Сампсониевского собора
в ходе выполнения работ
Исаакиевский собор: работы по восстановлению
исторических дымоходов на кровле здания
Живопись Успенского собора
Астраханского кремля после воссоздания

Знаковым событием минувшего сезона для реставрационной отрасли нашего города стало очередное участие петербургской делегации в профессиональной выставке Denkmal (Лейпциг, Германия). Наши предприятие, как и раньше, не ограничились отчетом о результатах работы за два минувших года и продемонстрировали коллегам профессиональные знания, свой опыт и навыки в программах мастер-классов. От «Возрождения Петербурга» такое занятие проводила художник-реставратор иконописи Елена Завалий. Как и много столетий назад, работа выполнялась с использованием техники, а также рецептов старинных мастеров, по которым в России работали Андрей Рублев, Дионисий с сыновьями, Даниил Черный и многие другие. В ход шли исключительно натуральные пигменты на основе природных минералов, растертых на яичной эмульсии, – лазурит, малахит, азурит, киноварь, вивианит... Золочение проводилось на сусло, на чесночный сок; старинные технологии написания икон вызвали живой интерес европейских посетителей нашего стенда.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>