Марк Колотов
Валентина Белковская

МУЗЫ И АНГЕЛЫ
ВЛАДИМИРА КОРБАНА
К 80-ЛЕТИЮ МАСТЕРА-ЖИВОПИСЦА
Биография Владимира Григорьевича Корбана типична для многих людей его поколения. Уроженец Ленинграда, четырнадцатилетним мальчиком эвакуированный в Ярославль, он вернулся в Ленинград в 1946 году. Володя с детства увлекался рисованием, и по возвращении в родной город поступил на живописное отделение архитектурно-художественного ремесленного училища № 9, которое специально было организовано для подготовки профессиональных мастеров, необходимых для возрождения города. Там преподавали прекрасные специалисты, но Володю привлекла не только профессия, но и возможность помочь овдовевшей матери содержать двоих детей – здесь обеспечивали питанием и форменной одеждой. Вскоре появились и друзья, с которыми потом не одно десятилетие работали вместе в Специальных научно-производственных реставрационных мастерских.
Первой работой В. Г. Корбана и его коллег – художников (многих, увы, уже нет) стал плафон Колонного зала в Горном институте. Громадная трехчастная композиция «Горное дело в России», выполненная Джованни Скотти в 1820 году по штукатурке в манере гризайль. Она была разрушена попаданием снаряда. Из 89 квадратных метров монументально-декоративной росписи уцелело лишь восемнадцать, с трещинами штукатурки, утратами красочного слоя. Сейчас научный музей недоступен для общего посещения, но даже специалисты, незнакомые с историей зала, не отличат воссозданную часть композиции от авторской живописи.
Следующей работой В. Г. Корбана в пятидесятых годах была реставрация росписей Исаакиевского собора. Живопись имела огромные повреждения, поэтому работа предстояла тяжелая, трудоемкая, связанная с укреплением штукатурки, на которой находились грандиозные многофигурные композиции художников академической школы.
В. Г. Корбан работал по-прежнему в составе большой бригады – Я. А. Казаков-бригадир, И. О. Алексеев, Ю. Ф. Шитов, Б. Н. Лебедев, В. Г. Журавлев и другие. Большие площади масляной живописи по штукатурке требовали рук при технической реставрации – все художники укрепляли и расчищали росписи от вековой копоти и грязи, но утраченные части композиций восстанавливали индивидуально. В. Г. Корбан стал соавтором Ф. Бруни при реставрации росписи западной стены «Сотворение мира».
Сейчас появилось мнение, что утраченные части монументальной живописи не стоит восстанавливать, а отверстие можно заделать штукатуркой, да и закрасить одним тоном. В нашем случае «Мир» так и остался бы сотворенным только частично, потому что были утрачены фигуры Адама и Евы. Сохранившиеся в архиве института «Ленпроектреставрация» фотографии с десятком подготовительных рисунков свидетельствуют, насколько серьезно подходил реставратор к своему делу. Владимир Григорьевич из­учал и улавливал манеру и характер академического мастерства Ф. Бруни, Правда, сам он говорит, что еще и «подсматривал» натуру в модном тогда фильме «Тарзан». Но главное, посетители собора, рассматривающие росписи, и не подозревают, что фигуры людей в раю возродились 60 лет назад талантом живописца В. Г. Корбана.
Работа по реставрации монументальных произведений старых мастеров позволяла увидеть и изучить почерк художников ХVIII–ХIХ веков. В 1945 году Государственному Эрмитажу передали залы Зимнего дворца, занятые Музеем Октябрьской революции. Много лет реставраторы различных специальностей в интерьерах Зимнего дворца «залечивали раны», нанесенные войной, и в 1960-х годах художники произвели реставрацию огромного плафона Иорданской лестницы «Олимп», приписываемого кисти монументалиста ХVIII века. В группе реставраторов работал и В. Г. Корбан. Плафон, написанный маслом по холсту, натянутом на подрамники, сняли ичподвергли всестороннему обследованию. В ходе реставрации были обнаружены вставки холста с росписью 1837 года, когда плафон устанавливали на лестнице после пожара Зимнего дворца.
Центральная часть композиции «Олимп», очищенная от записей и потемневшего лака, послужила эталоном для воссоздания одноименного плафона в картинном зале Большого Царскосельского дворца. Следующим было восстановление плафона «Триумф России» в Большом зале того же дворца. Под кистью Владимира Корбана и его друзей и коллег взмыли ввысь облака, среди которых парили фигуры гениев и героев.
Восстановление живописи в разрушенных дворцах Пушкина и Петро­дворца – отдельная большая глава в творческой биографии В. Г. Корбана. В Боль­шом Петергофском дворце он совместно с Л. А. Любимовым и В. А. Никифоровым в 1978-1986 годах возродил все живописное убранство Купеческой лестницы и Купеческого зала. На лестнице в оконных простенках на обгоревшей штукатурке оставались лишь фрагменты цветочных гирлянд, которые вновь «расцвели» под кистью мастера. До настоящего времени дома у художника хранится авторский эскиз плафона и падуги Купеческого зала, выполненный в масштабе 1:20. Уникальную по своим художественным качествам работу, В. Г. Корбан намерен передать в фонды Государственного музея – заповедника.
Плафон, созданный при императрице Елизавете Петровне итальянцем Б. Тарсия «Аполлон и музы на Парнасе», воссоздавался по довоенной фотографии. Все художники, рисуя картоны, скурпулезно изучали и восстанавливали авторский рисунок, а цветовую гамму Б. Тарсия постигал В. Г. Корбан. Он был откомандирован во Флоренцию и привез оттуда этюды с основными раскладками цвета с сохранившихся произведений этого мастера.
В конце 80-х годов В. Г. Корбан совместно с В. А. Никифоровым выполнили реконструкцию живописной отделки Синей и Зеленой гостиных Екатерининского корпуса дворца Монплезир в Петергофе. Эти композиции в технике клеевой живописи по штукатурке, в манере гризайль, имитирующей лепной декор, требуют особенного знания техники и рисунка, не просто анатомически точного, а учитывающего искажение пропорций в перспективном сокращении на плоскости плафона или падуги. Но характерной чертой В. Г. Корбана является его универсальность. Он одинаково свободно работает с живописью любого времени, в любой технике и на любой основе.
Изучив технику и манеру письма прошлых веков, он великолепно восполнял утраты, причиненные композициям в военные лихолетья или самой историей. Список работ, выполненных В. Г. Корбаном, насчитывает сотни произведений, и перечислить их все просто невозможно. Владимир Григорьевич – глубоко порядочный, прямой и доброжелательный человек. Мастер всегда готов поделиться с молодыми реставраторами своим огромным опытом, помочь им советом и делом в сложной ситуации.
Церкви и соборы Петербурга также были в сфере творческих интересов В. Г. Корбана. В советское время он реставрировал росписи на сводах и стенах Николо-Богоявленского морского собора, а также выполнял сложнейшую реставрацию икон с миниатюрными клеймами. Восстановил рисунок для ряда масштабных композиций в домовой церкви Мариинского дворца. В последние десятилетия, в период возрождения храмов, им написаны иконы для иконостаса церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади, для Казанского собора, собора в Иван-Городе. Большие произведения на религиозные темы находятся в храмах Литвы и Украины.

Плафон «Музы»
в Купеческом зале Петродворца

Много лет своей деятельности В. Г. Корбан отдал Специальным научным реставрационным мастерским Государственного Эрмитажа. За время своего руководства группой художников, реставрирующих монументальные росписи в зданиях Эрмитажа, он воспитал целую плеяду квалифицированных специалистов и сейчас помогает им в восстановлении фресок П. Гонзаго в Павловске.
Освоив технику живописи перспективистов и декораторов, иконописцев и миниатюристов, Владимир Григорьевич, несмотря на свой солидный возраст, не мыслит дня без повседневного труда. Он по-прежнему реставрирует живопись в Никольском и Казанском соборах и всегда приходит на помощь товарищам, для которых неизменно остается образцом принципиальности и преданности своей профессии.
В канун 1993 года В. Г. Корбан с группой друзей и коллег (Ю. Ф. Шитов, И. А. Алексеев, Б. Н. Лебедев, В. Г. Журавлев) стал лауреатом Государст­вен­ной премии России в области изобразительного искусства. В Москве на выставке были представлены подготовительные работы к воссозданию монументальной живописи в памятниках архитектуры Петербурга. Президент в Кремле вручил лауреатам золотые медали за заслуги по сохранению культурного наследия страны.
Желаем Владимиру Григорьевичу здоровья, бодрости и долгих лет служения избранному им благородному делу – сохранению и восстановлению художественных сокровищ Петербурга.



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>