Ольга Писаренко

СТАРИННЫЙ ИНТЕРЬЕР В ДЕТАЛЯХ
ООО «ГРЕБЕНЮК»: ВОССОЗДАНИЕ ТКАНЕЙ ДЛЯ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»
Маленький, тихий, почти пустынный даже в «час пик» город Ломоносов, прежний Ораниенбаум. Следы запустения не контрастируют здесь с приметами «нового времени», как в Стрельне, находящейся по другую сторону от Петергофа. Неожиданной на этом тихом фоне выглядит работа уникальных станков и механизмов для выполнения специальных работ по производству басонных и геральдических изделий, сделанных в единственном экземпляре каждый. На втором этаже бывшего Дома Быта располагается объединение художественных мастерских. Именно здесь появился первый президентский российский штандарт; на инаугурацию В. В. Путина отсюда вышел второй, находящийся сейчас в кремлевском кабинете главы государства, а недавно сделаны еще два для Константиновского дворца. Здесь же были сшиты кивера для роты Почетного президентского караула.
На сегодня фирма полностью обслуживает по своему профилю ГМЗ «Петергоф». В стадии завершения находится работа по воссозданию интерьеров Фермерского дворца.
А начиналось все производство с организации первого в Петербурге аналога музея мадам Тюссо. Идея эта родилась у нынешнего генерального директора Евгения Николаевича Гребенюка. Некоторое время спустя она была успешно воплощена в перестроечные годы, и во дворце Белосельских-Белозерских появился очень популярный в конце прошлого века музей восковых фигур. Летом выставка располагалась и на территории Нижнего парка ГМЗ Петергоф. И поскольку на экспонаты нужно было шить костюмы, заработали пошивочные мастерские, в том числе производство орденов, эполет, мундирных головных уборов со всей атрибутикой – а потом и мастерские по созданию специальных станков. Зная увлечение Е. Н. Гребенюка изобретательством, В. В. Знаменов, генеральный директор ГМЗ Петергоф, предложил ему воссоздать кисти для штор Банного корпуса Нижнего парка, как почти неразрешимую проблему. Тем не менее задача показалась интересной и полностью соответствовала профилю мастерских. Так появилось уникальное в нашей стране производство кистей и аграмантов, и завязалось сотрудничество с ГМЗ «Петергоф», не прекращающееся и по сей день. Мундирные платья Екатерины Второй, шкиперская куртка Петра Первого, знамя Полтавской баталии и флаг Карла XII – далеко не полный, но весьма показательный перечень экспонатов, воссозданных в «ораниенбаумской» мастерской.
Для воссоздания интерьеров Фермерского дворца мастерскими была проделана очень большая и сложная в поисковом плане работа, рассказать о которой мы попросили директора объединения, кандидата технических наук Елену Буцыкину:
– Сейчас заканчивается проектирование драпировок первого этажа Фермерского дворца. Мы выполняем эскизы помещений по сохранившейся иконографии и описям. В этом отношении очень интересна уборная Марии Александровны, выполненная в «русском стиле». Здесь элементы орнамента переходят с потолка на стены, затем на портьеры и мебель, а после – на ковер.
Наша художница прорабатывает орнамент ковра. Несмотря на то, что имеются исторические фотографии, при увеличении их до реального размера оказалось очень сложным точно прорисовать элементы орнамента, выбрать их цветовое решение. При воссоздании размер определяется под огороженное место, чтобы посетители по нему не ходили. Все цвета, в том числе узора ткани для обивки стен, бахромы и шнура, подбирались в соответствии с сохранившимся фрагментом росписи на потолке. Вадим Валентинович Знаменов всегда крайне трепетно относился к «частичкам подлинного», вот и в уборной Марии Александровны они присутствуют и диктуют нам, что и как делать.
Предыдущие пять лет мы посвятили обивке стен Фермерского дворца. Искали подходящий материал, посещали выставки, изучали разные технологии производства тканей с печатным рисунком. Специфика состоит в том, что мы имеем дело с довольно плотным ситцем, сотканным из очень тонких нитей. Ничего сложного в производстве такой ткани нет, но в связи с отсутствием спроса ее почти не производят в мире. Найти фабрику, которая могла бы выполнить для нас настоящую вальцовую печать на хлопковой ткани, мы не смогли ни в России, ни за рубежом. Текстильные производства во всем мире укрупнены и выпускают в среднем 14000 м2 печатной ткани в день, таков, соответственно, и минимальный объем заказа. Поэтому нам пришлось делать печать компьютерным способом.

Особая кладовая. Кабинет
Особая кладовая. Опочивальня
Дворец Коттедж.
Спальня императрицы Марии Федоровны

- Воссоздание объекта исторического наследия предполагает определенную технологию, максимально близкую к той, при помощи которой был создан оригинал. Насколько это возможно в условиях вашей мастерской?
– Основное наше направление – это басонные работы: шнуры, кисти, аграмант. И производим мы их на станках, разработанных и выполненных нашими же мастерами. Есть у нас и своя красильня. Можно сказать, что это небольшая мануфактура для эксклюзивных заказов. Конструкцию станков наш генеральный директор придумывает сам, потом ее воплощают в жизнь наши специалисты. Каждый станок делается под определенную технологию с учетом того сырья, которое мы можем приобрести.
Судя по всему, это производство является уникальным, и не только для нашего города. Однако, как водится у реставраторов, главная ценность фирмы – не станки и не технологии, а люди, мастера, «их талантливые руки и светлые головы», их способность погружаться в свое дело, отрешенность от суеты. Думаю, что слова, сказанные Еленой Буцыкиной в адрес дирекции Петергофа, можно в полной мере отнести и к работникам самой фирмы.
– Такого количества тканей и драпировок, как в Петергофе, не представлено больше ни в одном российском музее. Конечно, это огромная заслуга дирекции, Вадима Валентиновича и Нины Валентиновны Верновой, заместителя директора по науке. Они действительно уникальные специалисты, безупречно, тонко и удивительно точно чувствующие историческую достоверность, знающие свое дело. При своей колоссальной нагрузке всегда находят время на то, чтобы обратить внимание на каждый мельчайший элемент интерьера, передающий дух времени. Недавно мы решали вопрос, как крепить полузанавески к штангам в Фермерском дворце. Нина Валентиновна говорит: «Мне кажется, я видела в библиотеке фотографию, где видно крепление». После того, как мы расстались, не прошло и получаса, как она мне звонит со словами: «Я побывала в библиотеке и нашла изображение, мы теперь точно знаем, как это должно выглядеть». А с Вадимом Валентиновичем мы как-то час разглядывали в библиотеке изображения, чтобы понять, как в торце валика сходятся складки…
Если ножка стула когда-то вытачивалась в соответствии с общей архитектурной концепцией – то и форма складок на валике имела значение. Мы, посетители музеев, это в лучшем случае понимаем. Но тот, кто воссоздает, должен не только понимать, но и чувствовать другое время, другой ритм, другую культуру. И наверное, удачно, что фирма «Гребенюк» располагает свое производство в неспешном Ломоносове, поскольку там легче погрузиться в проблему формы складки, толщины нити, оттенка ткани… почувствовать, что такое забытое в современной архитектуре понятие, как деталь, являлось когда-то главным, ключевым, раскрывающим смысл.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>