Игорь Разживин

«СФЕРА-XXI ВЕК»: ПОБЕЖДАЯ ВРЕМЯ
Официальное закрытие реставрационного сезона-2008 состоялось в Академии художеств
До окончания года в том временном поясе, где расположен Санкт-Петербург, оставалось чуть больше полутора суток. Нижний вестибюль Академии художеств, как тому и положено быть, уже украшала елка. Пахло хвоей, наступлением праздника и… близким приездом губернатора.

На сей раз должна была состояться торжественная процедура по передаче в Научную библиотеку РАХ восстановленной шпалеры «Победа Александра Македонского над персидским царем Дарием». В профессиональной среде это произведение тканного искусства известно еще и под вторым названием: «Битва при Арбелах». Примечателен факт, что реставрация этой уникальной работы, продолжавшаяся под бдительным контролем КГИОП целых 14 месяцев, была произведена исключительно за счет городской казны. Суммарная стоимость всех восстановительных процедур вылилась в 12,5 млн. рублей – солидный подарок Академии от властей к Новому году. С другой стороны, было бы сложно подобрать более удачный повод для завершения очередного реставрационного сезона в Петербурге. Оно и правильно – финальный такт полагается сыграть по всем правилам.
Ожидание слегка затягивалось, хотя для созванной прессы такая пауза обеспечила возможность подняться на место и попробовать прямо там познакомиться с предметом всеобщего интереса. Сначала, впрочем, нам позволили сделать это лишь заочно, по материалам выставки с фотофиксациями хроники работ и состояния данного памятника «до» и «после». Желая, видимо, не нарушить торжественности предстоящего момента, хранительницы библиотечных фондов никак не хотели допускать журналистскую братию в зал, где отреставрированная шпалера исторически присутствовала. Потребовался звонок губернаторского пресс-секретаря Александра Коренникова куда-то наверх, чтобы телеоператорам и фотокорреспондентам позволили запечатлеть произведение в нужных ракурсах.
Фламандские стенные ковры серии «История Александра Македонского», сотканные в брюссельской мастерской Франса ван ден Хекке по картонам Шарля Лебрена, были доставлены к русскому двору в начале XVIII в. Сюжетной основой для этих батальных работ послужило жизнеописание царя-завоевателя, составленное древнеримским историком Курцием Руфом. До сегодняшнего дня сохранились две таких шпалеры (еще одна, «Александр Македонский в палатке Дария», сейчас находится в Государственном Эрмитаже, куда была перевезена из Академии в 1930-х гг. в числе многих шедевров из ее коллекции). История с появлением конкретно этих произведений в Петербурге доподлинно не известна: по одной версии, они могли быть напрямую приобретены семьей Романовых, по другой – получены ею в качестве дипломатического подарка. Однако с тем чтобы подчеркнуть новую принадлежность и соответствующий ей статус шпалер, в 1745 г. мастерами Императорской шпалерной мануфактуры были выполнены картуши российских гербов с монограммами Елизаветы Петровны на щитках и цепью ордена св. Андрея Первозванного, затканные серебряной нитью. Их вшили в верхний бордюр полотен по центру цветочной гирлянды. До середины XIX в. тканые панно пребывали в интерьерах царских дворцов, пока оттуда не поступили в Придворно-Конюшенный музей.

В 1914 г. «Битва при Арбелах» наконец-таки была передана в Научную библиотеку для украшения зала, посвященного памяти великого князя Владимира Александровича, одного из последних президентов Императорской Академии художеств. Внутреннее убранство этого помещения спроектировал архитектор В. А. Щуко, предусмотрев при этом и специальную нишу под установку шпалеры. Как выяснилось в процессе изучения историко-архивных документов, она затем очень долго оставалась на своем историческом месте. В блокадном Ленинграде, например, заседания Госинспекции по охране памятников, проводились, как правило, «под сенью» этой композиции в Памятном зале библиотеки.
На всем протяжении прошлого столетия, равно как и в самом начале нашего века, шпалера совсем не реставрировалась. Неудивительно поэтому, что к моменту начала работ специалисты чуть ли не в один голос признавали ее состояние «крайне ветхим». Сокрушаться по этому поводу можно было еще долго, но существовала реальная угроза безвозвратно утратить это произведение старинных мастеров, безо всяких оговорок признаваемое выдающимся памятником декоративного искусства. Нашлись деньги, ко времени подоспела инициатива КГИОП – и к середине 2007 г. все стало складываться удачно. Оставался, правда, вопрос: на кого возложить подрядные функции по производству буквально неотложных аварийно-спасательных мероприятий? Решив доверить работу лучшим из профессионалов интерьерной реставрации Петербурга, остановились на мастерской «Сфера XXI век». В скором времени ее коллектив совместно с коллегами из лаборатории научной реставрации тканей Эрмитажа приступил к выполнению порученного АРЗ.

Примеры деструкций тканого слоя шпалеры

Ольга Ходаковская, генеральный директор ООО «Сфера XXI век»:
– По всей поверхности шпалеры наблюдались многочисленные сквозные прорывы, разрывы, утраты шерстяных и шелковых нитей с оголением основы. Сильно обветшали, а местами порвались соединительные швы. Больше всего пострадал шелк, который считается особенно хрупким материалом: впитывая пыль, он часто пересушивается и выпадает из полотна. Более чем на треть была утрачена кайма из цветов и листьев аканта, но часть ее по нижнему полю сохранилась. Именно там в ходе реставрационных работ были обнаружены вытканные подпись и клеймо Ф. ван ден Хекке, владельца брюссельской мастерской. Многолетние поверхностные загрязнения – сажа, пыль, копоть – вошли в структуру ткани, что привело к разрушению волокон. Они потеряли прежнюю эластичность, колорит и фактуру, повлияв на общее образное восприятие композиции, выполненной в технике ручного ткачества, которая является весьма традиционной для Фландрии рубежа XVII-XVIII вв.
С помощью пинцета и тонких ножниц наши мастера отделили подкладку от исторической основы, затем приступили к обеспыливанию шпалеры с двух сторон с помощью пылесоса с насадкой через слой тюля. Влажная очистка шпалеры производилась с помощью жемчужного раствора и дистиллированной воды, а ее просушка осуществлялась горизонтально между слоями фильтрованной бумаги. На всю площадь, а это 33,86 м2, была подведена дублировочная ткань – это позволило ослабить натяжение исторической основы. Важно, что шерстяной и шелковый материал для восполнения утрат в авторской гобеленной тех­нике подбирался с условием его полной идентичности историческому по цвету, структуре и толщине.
Деформация полотна была устранена разглаживанием утюгом через влажную хлопчатобумажную ткань, далее настала очередь монтажа шпалеры на подрамник, на котором та экспонировалась с момента открытия Памятного зала. А вот бронзированный багет пришлось воссоздавать заново, взяв за исходный образец конструкцию 1950-х гг.

Фанфары не зазвучали – тем не ме­нее, вся атмосфера приобрела неуловимо цере­мониальный оттенок, когда в библиотеке вместе с губернатором Валентиной Матвиенко появилась представительная делегация людей, так или иначе причастных к реализации этого уникального проекта – председатель Комитета КГИОП Вера Дементьева, весь ректорат СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина во главе с Альбертом Чаркиным, директор Государственного Эрмитажа Владислав Пиотровский, руководители реставрационных коллективов. Президент РАХ Зураб Церетели передал из Москвы петербуржцам свои поздравления со столь замечательным событием.
Слово для небольшой экскурсии в историю шедевра и его нового обретения взяла директор Научной библиотеки Людмила Полякова. Слушали ее внимательно, почти не прерывая, хотя по всей реакции VIP-публики в отношении происходящего чувствовалось неподдельное любопытство. Руководитель КГИОП дополнила этот рассказ несколькими принципиально важными замечаниями, отдельные моменты взялись пояснить Ольга Ходаковская и ее коллега из эрмитажной лаборатории тканей Татьяна Баранова. В свою очередь, губернатор, как только представилась такая возможность, порадовалась и за «академиков», и за мастеров, поздравив одних с возвращением «Александра» к новой жизни в старых стенах, других – с очередным профессиональным достижением.
Валентина Матвиенко интересовалась многими вещами больше даже не по-губернаторски, а по-женски: расспрашивала об особенностях нитей и тканей, секретах удивительно насыщенной колористики, достигавшейся во фламандских мастерских и повторенной нынешними художниками. В итоге она не преминула отметить, что, наряду с поэтапным воплощением программы «Фасады Санкт-Петербурга», у нас в последние годы заметно активизировалась охранно-восстановительная работа в интерьерах знаменитых дворцов и других исторических зданий. Пример – приведенная в порядок старинная шпалера, которая станет заметным вкладом в реставрацию уникально-роскошного убранства здания Академии художеств. Такая работа будет продолжаться, пообещала главная гостья: «В числе всего прочего, архитектурный образ города неповторим сочетанием внешнего облика и внутреннего наполнения. Значит, к ор­ганизационно-финансовой, научной и прак‑ ­­тической сторонам интерьерной темы в рес­тав­рации необходимо самое пристальное вни­мание».
Как и без малого век назад, Памятный зал вновь украшен шпалерой, где один античный герой побеждает другого… Реставраторы же, успешно завершившие эту работу, одержали свою особую победу – они в который уже раз продемонстрировали, что настоящим мастерам подвластно все, даже время.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>