Елена Гуляева
Кирилл Поленов

СОЕДИНЯЯ БЕРЕГА
ООО «РИЗАЛИТ» ОСУЩЕСТВИЛ РЕСТАВРАЦИЮ
ИСТОРИЧЕСКОГО МОСТА В КРОНШТАДТЕ
Петербург нередко, а, главное, вполне справедливо называют «музеем мостов». Уже одна только цифра – на сегодняшний день в нашем городе их насчитывается более пятисот – говорит сама за себя. А разве не заслуживают бесконечного уважения потомков те лучшие достижения отечественной и мировой инженерной мысли, которые закладывались авторами в их создание? А уровень реализации этих проектов? На примере сооружения этих петербургских объектов можно не только комплексно изучать историю мостостроения трех последних столетий, но и приоткрыть для себя некоторые увлекательные страницы отечественного зодчества. Вот как рассказывал об отношении того же простого люда к городским мостам один из питерских бытописателей в середине позапрошлого века: «Мост для русского мужика – то же, что был форум для римского. Здесь он, со свойственным ему юмором, толкует, рядит и судит о разных разностях». С тех пор «много воды утекло», поменялись ритм и стиль жизни. Нынче в ней господствуют совершенно иные ценности, однако петербуржцы демонстрируют прежний пиетет по отношению к своим мостам и мостикам, причем теперь не только в «обывательском» смысле. Наиболее интересные и важные из них занесены в охранные реестры КГИОП.

В конце текущего года комплексную реконструкцию одного такого объекта, совмещенную с научной реставрацией, завершили специалисты ООО «Ризалит». Этот пешеходный однопролетный мост, переброшенный через Обводный канал из «материковой» части города на остров Котлин, был построен в 1902 г., получив некоторое время спустя название «Советский». Вообще, к знаменитой Якорной площади в Кронштадте проложены четыре моста: Пешеходный, Советский, Макаровский, плюс еще один, замаскированный больше остальных и не имеющий названия.
Исторически на берегу канала был специально устроен подъемный кран, с помощью которого на баржи и сгружались якоря. Конечно, были среди грузов и другие, но своим названием кронштадская площадь должна быть благодарна прежде всего именно этому факту. По той же причине и мост, ближайший к этой местности, изначально получил аналогичное название – «Якорный». Поначалу, как и все другие на Обводном канале, он тоже был разводным и, разумеется, деревянным. По мере застройки Большой Екатерининской улицы мост начали именовать «Екатерининским». Все происходившее с ним в дальнейшем было подчинено законам после­революционной топонимики. Екатерининскую улицу нарекли «Советской», заодно переименовав пешеходный мост.
Как бы то ни было, он всегда считался достойным украшением Кронштадта: широкий, свободный, с деталями, выполненными из серого гранита, перилами в виде художественно отлитой решетки… В последние годы мост стал стремительно разрушаться, и в 2004 г. КГИОП принял решение о его реставрации. Правда, процедура согласований и принятия важных решений затянулась надолго. Непосредственно к реконструкции и реставрации памятника удалось приступить лишь по прошествии четырех лет. Работу решено было поручить компании «Ризалит», достаточно известной в Петербурге по реализации серьезных проектов именно в этой области.

Советский (быв. Большой Екатерининский) мост
до реконструкции и реставрации
Ноябрь 2008 г. Советский мост г. Кронштадта
после завершения работ

За 17 лет деятельности в области охраны и восстановления культурно-исторического наследия города специалистами этого предприятия было реконструировано немало объектов мостового хозяйства. В списке работ ООО «Ризалит» означены такие мосты, как Мало-Калинкин, Александра Невского, Старо-Никольский и др. Кроме того, география деятельности фирмы не ограничивается Петербургом. Многое делается и для Ленобласти (Сланцы, Сосновый бор), и для других регионов России (Республика Мордовия), и даже для ближнего зарубежья (Казахстан). На сегодняшний день в штате компании состоит порядка ста человек – все профессионалы строительных специальностей, причем, в основном, специалисты по металлу. Да и Валерий Петрович Белашов – выходец из Ленмостостроя. В его составе он прошел непростой путь от мастера до главного инженера треста, прежде чем занять свой нынешний ответственный пост директора ООО «Ризалит».
Даже в наше время, когда во главу угла ставится, как правило, стоимостной критерий реализации проектов, никто не отменял требований к профессионализму подрядной организации. В этом смысле ООО «Ризалит» может дать серьезную фору любому конкуренту. Вследствие этого коллективу зачастую доверяют строительно-монтажные работы, которые другим не по плечу. Благодаря особому научному подходу, являющемуся неотъемлемой частью деятельности компании, ей удается решать самые нестандартные задачи, в основном, по малым мостам, реже – по набережным. Заказчиком «Ризалита» выступают, главным образом, государственные структуры – например, петербургский КБДХ в лице своей дирекции по транспортному строительству. Бывают, правда, случаи, когда инициатива по привлечению этого подрядчика исходит от частного бизнеса. Так, недавно компания «Петербургская Недвижимость» привлекла ООО «Ризалит» на строительство набережной в металле на Малой Невке (пр. Динамо, 4). В этом месте элитный дом данного застройщика близко подходит к реке.
В. Белашов:
– Советский мост через Обводный канал располагается в центральной части Кронштадта рядом с Морским собором. Достопримечательность этого места говорит сама за себя. Отделанный гранитом мост исторически был очень красив и важен в транспортном сообщении с остальным городом. С другой стороны, его старинная конструкция сегодня уже не востребована в строительстве и представляет интерес разве что в историческом отношении. Мост общей длиной 30,5 м состоит из трех частей – двух консольных и одной подвесной, уложенной на них посередине. Пролетная конструкция – неразборная, а потому не рассчитана на пропуск больших теплоходов, зато для судов маломерного флота подходит в самый раз.
Отмечу, что в последний раз до нас бывший Екатерининский мост капитально ремонтировался в 1935 году. Некоторое время назад пешеходное движение по нему было закрыто. Разумеется, общая эксплуатационная нагрузка на мост снизилась, однако необходимость его комплексной реставрации была очевидна и дополнительно подтвердилась в ходе предварительного обследования. Деревянный настил не предохранял от влаги, вследствие чего некоторые детали металла прогнили и полностью отвалились. Отмечалось плохое состояние балок, соединяющих пролетные строения справа и слева (хотя сами арки в свое время были частично заменены и в целом находились в удовлетворительном состоянии). Оценив ситуацию, мы пришли к решению на период работ сделать временный мост, куда и перенесли все коммуникации – переложили высоковольтный кабель, который проходит по мосту и запитывает два района, прилегающие к Обводному каналу, а также три линии связи, принадлежащие воинской части в Кронштадте.
В итоге ООО «Ризалит» удалось справиться со сложнейшей реставрационной задачей: полностью заменив пролетное строение, сохранить первоначальный облик моста. Для этого в основании опор было уложено около 40 т чугунных чушек, которые первоначально были сложены в ящики на обоих берегах. Потом уже их в качестве противовесов приварили к пролетному строению. За долгие годы от воды конструкция из кирпича и бетона стала ветхой. Чтобы всю ее «реанимировать», также потребовалось немало усилий. Наряду с этим компания успешно отреставрировала гранитную часть сооружения. В частности, проводилась ее пескоструйная обработка. В местах же, где обнаружились особенно ощутимые выбоины, пришлось применять гранитную крошку с эпоксидной смолой.
В. Белашов:
– Наши специалисты убрали с Советского моста и все, что обветшало, и то лишнее, что накопилось за более чем столетие его существования. Согласно проекту НИИ «Севзапинжтехнология» мы заменили здесь и самодельное перильное ограждение – новая конструкция больше отвечает нынешним требованиям по удобству эксплуатации и безопасности людей. Учитывая, что в городских архивах практически не сохранилось никакой информации, касающейся этого сооружения, и проектировщикам, и впоследствии нам пришлось во многом полагаться на прежний практический опыт, теоретические знания и, если хотите, интуицию. Мост внешне остался таким же, как исторический, хотя в процессе его реконструкции в допустимой мере применялись современные материалы. Так, на его полотно вместо деревянного настила был уложен популярный в сегодняшнем строительстве литой асфальт.
Территория вокруг моста тоже не осталась без внимания. По мере ее благоустройства здесь были сделаны набивные дорожки, проведено озеленение, со стороны Советской и Парусной ул. сохранены аллеи со старыми насаждениями. Замечу, что из 20 деревьев мы срубили только 6 тех, которые действительно мешали реконструкции, и, даже наоборот, высадили на обоих берегах дополнительные кусты.
Работа в целом была проведена успешно, и это суммарный итог усилий нашего и субподрядных коллективов. Например, реставрацией и воссозданием внешнего декора занимались коллеги из РПНЦ «Специалист». Благодаря им примыкающие со всех четырех сторон решетки были восстановлены на самом высоком профессиональном уровне. Общий контроль над стройкой, решение всех координационных и технических вопросов лежали на главном инженере «Ризалита» Д. Соловьеве. С нашей стороны особо отметил бы также две бригады, имеющие большой реставрационный опыт работы с металлом, под руководством прорабов В. Зайцева и А. Дорошенкова.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>