Проектный образ Восточного крыла Главного штаба

Мария Троицкая

ДОБРОТНО, ЯРКО
И СО ВКУСОМ

Проект реставрации и реконструкции Восточного крыла Главного штаба – элемент программы «Большой Эрмитаж», нацеленный на превращение музея в градообразующий центр Санкт-Петербурга. При этом сам Главный штаб должен стать не только площадкой для экспонирования искусства XIX–XXI вв., но и культурно-общественным форумом, задающим новые рамки существования Дворцовой площади.
Презентация этого проекта состоялась 12 ноября в самом Государственном Эрмитаже. Уже сейчас это событие вполне претендует на то, чтобы считаться одним из самых заметных не только в петербургской, но и в российской архитектурной жизни. Причем дело не только в том, насколько значимы сам музей и его будущее в национальной культурной жизни, но и в формате подачи проектных материалов. Одно то, как была подготовлена и обставлена их первая публичная демонстрация, заслуживает отдельного освещения на страницах специализированной печати. По крайней мере, эта сторона дела авторам удалась на ура, для чего использовалась не только традиционная макетно-планшетная техника, но и все мыслимые достижения в сфере виртуализации. Сразу признаем, Северная столица, даже ухитряясь проводить у себя беспрецедентное количество архитектурно-градостроительных конкурсов, пока не слишком избалована столь зримыми «путешествиями в будущее». Место, куда по случаю презентации стеклась едва ли не вся архитектурная и музейная элита, а также собралось немало журналистской братии, было тоже подобрано со смыслом – выставка открылась прямо в залах второго этажа Главного штаба, с нетерпением ждущего перемен.


Напомним, еще в 2002 г. младшему из братьев Явейнов, возглавлявшему авторский коллектив из «Студии-44», удалось обойти в тендере голландских коллег из команды знаменитого Рэма Коолхаса. В тот момент в архитектурном процессе города как раз пошла мода на иностранное присутствие, оттого такая победа была воспринята с определенным патриотическим подтекстом. Да и сейчас, после дополнительного знакомства с работой, мысли «чем мы хуже варягов» получили новую подпитку. Забегая чуть вперед, отметим, что на итоговой пресс-конференции, взяв слово прямо из зала, видный архитектор-музейщик Александр Гаврилов откровенно прошелся по не самым удачным из последних опытов работы зарубежных студий в Санкт-Петербурге, порадовавшись за наших проектировщиков: «наконец-то под особенно важными для города разработками вновь зазвучали русские имена». В ответ ему директор Госэрмитажа Михаил Пиотровский слегка пошутил: «Вообще-то «Явейн» тоже фамилия сомнительная», на что оппонент резонно возразил: «А Растрелли, а Росси?!».
В один ряд с русскими итальянцами попасть неимоверно сложно, но кто его знает?.. Впрочем, это отнюдь не суть, а всего лишь одно из случайных наблюдений. Главное же, на наш взгляд, состоит в добротном авторском прочтении задачи, искусном и даже изобретательном подходе, помноженном на умение во многом предвосхитить совокупность объективных и субъективных проблем. Они, как стоит предположить, будут неминуемо сопровождать этот дорогой проект по ходу реализации. При стоимости в $120 млн. он уже официально принят руководством музея и одобрен особо щепетильным петербургским КГИОП.
Следующая за победой в конкурсе пятилетка была потрачена питерскими зодчими на дополнительное осмысление и уточнение своих первоначальных замыслов, более тесную их координацию с музейщиками. Олег Явейн, подводя итоги этой работы, заметил, что Главный штаб «не просто памятник», и «оказался сложнее, чем виделся поначалу», применительно к которому «авангардизм должен произрастать из национальной традиции».
По словам руководителя проектного коллектива, основная проблема состояла в том, что Главный штаб изначально строился как, как сейчас бы сказали, «офисное здание» с более чем 800 залами, которое теперь достаточно сложно приспособить под музейные нужды: «Располагавшиеся там Минфин и МИД были разделены капитальными стенами и объединены одним фасадом. Однако мы увидели, что в основе проекта Росси положил ось, на которую, как шашлык, «нанизаны» примыкающие друг к другу помещения».
На втором этаже сужающаяся перспектива «больших дверей» соединит между собой четыре новых корпуса музея. Это пространство будет покрыто тремя экспозиционными и двумя входными плоскими атриумами, которые образуют пять дворов. В зоне большой анфилады новых корпусов организуются экспозиции новейшего искусства. Здешние залы будут чередоваться с висячими садами, которые разобьют на конструкциях сводов. Третий этаж, как и планировал Михаил Пиотровский, займут работы импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов конца ХIХ – начала XX вв.

12 ноября 2008 г.
Презентация проекта «Студии-44»
М. Б. Пиотровский и О. И. Явейн

Предстоящая реконструкция будет осуществляться в рамках программы Фонда инвестиционных строительных проектов, средства на который выделяют Международный банк реконструкции и развития и Правительство РФ.
В плане работ – ремонт и реставрация 9200 м2 интерьеров восточного крыла, 14000 м2 фасадов, заглубление дворов и подвалов ниже отметки существующих фундаментов на 0,5 м, усиление существующих фундаментов и закрепление грунтов несущего слоя основания, замена 950 м3 деревянных покрытий на железобетонные, плюс прокладка газопроводов среднего давления. Помимо этого, предполагается усилить арку Главного штаба путем протезирования поясов деревянных ферм и постановкой 30 хомутов.
Во дворах организуются два атриума площадью 2400 и 1900 м2 с прозрачными покрытиями площадью 1280 и 840 м2 соответственно. Полностью должны быть заменены все инженерные системы. На кровле здания предполагается установка газовой котельной. Внутри запланировано сооружение 10 нестандартных лифтов. Более 80% появившейся в процессе реализации проекта площади отдадут музею. Цепочку дворов превратят в крытую анфиладу – существующие поперечные корпуса будут разобраны, а дворы перекрыты стеклянными фонарями. Будут использованы и чердаки здания. Общая площадь реконструируемого пространства – около 60 тыс. м2 (первая очередь, в ходе которой строители займутся инженерными системами, перекрытием дворов и реставрацией галереи составляет ровно половину этой цифры).

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>