Наталья Воронина
кандидат архитектуры, специалист КГИОП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРСЕНАЛ:
ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
В наши дни у идеи рассматривать исторические промышленные территории вдоль берегов Невы в качестве наиболее перспективных для развития городского ландшафта появляется все больше сторонников. Дополнительную актуальность эта тема стала приобретать в связи с сокращением производственных пространств в границах Санкт-Петербурга. Процесс приобретает характер тенденции, на которую важно отреагировать правильно и своевременно. В этой связи крайне важной представляется судьба завода «Арсенал», занимающего весьма выгодное положение в структуре города и расположенного напротив знаменитых водных панорам исторического центра. На сегодня здешнее производство лишь частично использует ценнейший территориальный потенциал, препятствуя раскрытию городских кварталов на акваторию Невы. Хотя, справедливости ради следует сказать, что перспектива позитивных изменений здесь реально появилась. Во всяком случае, поставлен вопрос о кардинальном переустройстве прибрежной зоны предприятия, которая в значительной степени сохранила застройку середины XIX в., созданную по проекту известного зодчего А. П. Гемилиана. Более того, уже начата разработка концепции предстоящей реновации.

НА МЕСТЕ ПАРТИКУЛЯРНОЙ ВЕРФИ
Начало санкт-петербургскому Арсеналу было положено Петром I. Именно по его указу на левом берегу Невы в конце современного Литейного проспекта основали пушечные мастерские. Первым датированным документом о начале строительства считается письмо А. Д. Меншикова в артиллерийское ведомство от 4 (15) октября 1711 г. «…Царского Величества указом велено здесь в Санкт-Петербурге сделать пушечные литейные заводы…». Уже 13 декабря обер-командир Р. Брюс докладывал губернатору: «…Литейный двор у нас строят непрестанно, к которой работе определен подполковник, с ним солдат 500 человек…». Однако спустя чуть больше столетия первый Арсенал стал нуждаться в коренной реконструкции, и, кроме того, в районе Литейной части наметилось развитие жилой застройки. 11 января 1841 г. выходит Высочайшее повеление Николая I о перенесении Арсенала на правый берег Невы. Участок был выбран на Выборгской стороне, которая с петровских времен стала развиваться как промышленная зона. Самыми крупными производствами на то время здесь являлись Пивоваренные и Компанейские заводы. Непосредственно же на месте, отведенном под будущее строительство, стояла городская Партикулярная верфь. Вся застройка этого пространства на протяжении первых двух веков существования Петербурга осуществлялась между Выборгским трактом и берегом Невы и сформировалась в виде системы слобод. К 1895 г. здесь существовало 53 промышленных предприятия, включая Арсенал, меднопрокатный и трубный заводы «Розенкранц», а также Металлический.
Основные планировочные оси территории были заложены в конце XVIII – первой половине XIX вв. Сначала к комплексу артиллерийской лаборатории, перенесенному на Выборгскую сторону к 1763 г., проложили «дорогу в новую лабораторию» (позднее Арсенальная ул.). Устройство будущей Арсенальной набережной началось в 1820-е гг., а в современных границах она оформилась во второй половине XIX в. в связи со строительством комплекса Арсенала и Литейного моста в створе Нижегородской улицы. В 1829 г. определились линии застройки по Бочарной ул. (впоследствии «Симбирской» и «Комсомола»), спустя еще 20 лет ее трасса продолжилась до пересечения с «дорогой в новую лабораторию».
В состав Комитета для построения Арсенала на Выборгской стороне от Общего присутствия Департамента Военных поселений во­шел архитектор А. А. Тон. Все сооружения Пар­тикулярной верфи предписывалось сломать к 1 ян­­варя 1843 г., тогда как сам проект, разработанный А. П. Гемилианом, был высочайше утвержден 6 мая 1844 г. Уже в июле состоялась закладка промышленного комплекса.
Композиция плана строилась вдоль продольной оси симметрии, перпендикулярной побережью, причем весь участок на две зоны делила Бочарная улица. В прибрежной (южной) части территории находилось основное производство и склады: периметральное главное здание мастерских со внутренним двором и корпусом в центре, по двум сторонам от него – протяженные магазины в формах безордерного классицизма. Их строительство было закончено в конце 1846 г. Общая композиция основывалась на симметрии и визуальной связи обращенных к Неве зданий с застройкой северной части, окруженной рвами по трем сторонам. Здесь стояли административные и жилые постройки, планировка строилась по типу военных поселений, когда от плаца перед административными корпусами отходит главная аллея с малоэтажными жилыми домами по обеим сторонам. Севернее находились четыре протяженных «магазина для дубового леса». Административная часть, ориентированная на Бочарную улицу, состояла из двух Г-образных в плане зданий служб, между которыми разместились прямоугольные в плане лазарет и школа, а также дом командира. Все эти постройки решались в едином ключе с объектами южной части комплекса. На завершающем этапе строительства в 1848 г. была благоустроена территория, разбиты и огорожены палисадники. По прошествии еще шести лет к северной части Арсенала дополнительно присоединили трапециевидный участок. Строительство здесь шло и в дальнейшем. Например, в 1871 г. в связи с установкой дополнительного оборудования был перестроен центральный двухэтажный корпус Невской части – «помещение сверлильной и цапфельной машины». Не всегда, впрочем, новые строительные вмешательства отвечали духу первоначального планировочного замысла. В период 1914-1917 гг. у административных корпусов возвели трехэтажное здание – прямо на оси симметрии северной зоны. В результате визуальная связь построек двух поделенных ею участков была утрачена. Вообще, в течение двух первых десятилетий XX в. территория Арсенала расширилась в западном и северном направлениях за счет поглощения территории артиллерийской лаборатории, где появилось несколько новых корпусов в «кирпичном» стиле.


Вид с набережной р. Невы
на главное здание мастерских
Офицерский корпус и деревообделочная мастерская
со стороны ул.Комсомола

ВЕК УТРАТ И ОБНОВЛЕНИЙ
На протяжении минувшего столетия Арсеналу выпали серьезные изменения в исторических границах комплекса. Связано это было с уплотнением застройки, искажениями за счет перестроек и пристроек, возведением зданий различного масштаба. Все это в большинстве случаев было лишено связи с историческим окружением. Относительно полно сохранилась разве что композиция прибрежного участка. Хотя расположенные здесь главное здание мастерских и материальные магазины в конце 1930-х – начале 1940-х гг. объединили встройками в единый блок корпусов, прямоугольный в плане, имеющий выступы и два внутренних двора. К тому же, в годы Отечественной войны в «помещение сверлильной и цапфельной машины» угодил снаряд. Отчасти поэтому в следующем десятилетии здание, построенное в центре двора главных мастерских, было значительно перестроено. Заметим, что наибольшие утраты вследствие поздних реконструкций и нового строительства претерпела северная, материковая часть комплекса. На сегодняшний день она имеет большой процент поздней застройки низких художественных качеств, композиционно не связанной с исторической структурой комплекса. Так, в 1972-78 гг. здесь снесли ряд домов, соединили встройками четыре двухэтажных «магазина для дубового леса». Получился единый цех, кроме того, поблизости вырос новый корпус. К 1985 г. из 24 жилых домиков остались всего 4, а на месте снесенных построили еще один крупногабаритный цех. Да и все последующие годы застройка продолжала уплотняться – на территории появилось множество различных построек и дворовых пристроек к историческим зданиям. В 1976-79 гг. по проекту арх. В. М. Иванова, Н. А. Москвина и инж. Л. Н. Соболева берег двухъярусной Арсенальной набережной с пристанями облицован гранитом, а сама она украшена мортирами.
Несмотря на искажения и утраты советского времени, заводская территория сохранила симметричную и развивающуюся вдоль продольной оси композицию с ориентацией застройки на набережную Невы, ул. Комсомола и Арсенальную. До сих пор особенно полно в южной части комплекса и частично – в северной, прослеживается деление магистралью на две зоны. В прибрежном участке читаются все исторические границы межевания, в материковой – южная и восточная. Если не обращать внимания на поздние встройки и пристройки со двора, то по-прежнему выразительно смотрится главное здание мастерских – одноэтажный периметральный корпус с повышенными центральными частями на южной и северной линиях каре. Его южный фасад, декорированный крупномасштабными аркадами оконных проемов, оформляет панораму Арсенальной набережной. Центральная и боковые части выделены ризалитами, которые оформлены лопатками по углам и в простенках окон. По сторонам центрального располагаются арки проездов. Большие арочные окна с архивольтами разделены профилированными тягами на два яруса, в ризалитах закомпонованы между лопатками, в нижнем ярусе оформлены пилястрами по центру и по сторонам.

Парадный вход в главное здание мастерских
с ул. Комсомола
Ограда с пушками
по южной стороне ул. Комсомола

В свою очередь, симметричный северный фасад, ориентированный на ул. Комсомола, с крупными окнами арочного очертания, оформленными архивольтами, расчленен рустованными и гладкими лопатками. Его центральная и боковые части так же, как на южном, решены в виде ризалитов. Парадный вход с проемом обрамлен архивольтом, а во фрамуге располагается металлическая горельефная композиция. Начинающийся отсюда холл, стены которого оформлены арочными нишами и тягами, перекрыт системой кирпичных сводов с подпружными арками. Далее в музей завода «Арсенал» ведет парадная трехмаршевая лестница с фигурными орнаментированными металлическими косоурами. Она перекрывается цилиндрическим сводом с тягами и распалубками с лепным декором. В декоре стен присутствуют арочные ниши и проемы, пилястры и профилированные тяги. На верхней площадке между кирпичными оштукатуренными столбиками установлено орнаментированное металлическое ограждение, площадку поддерживают четыре каннелированные колонны. В ограждениях лестницы из металлических прутьев присутствуют элементы растительного орнамента. На промежуточной площадке между маршами сохранился фрагмент мозаичного наливного пола, на стене – литая чугунная решетка с изображением всадника.
Помещение самого музея перекрыто цилиндрическими сводами с тягами и распалубками, завершенными лепным декором, а центральный коридор северной линии каре, фланкированный с севера и юга анфиладами цехов с цилиндрическими сводами, – системой крестовых сводов. Его стены оформлены арками, филенками, рустами и тягами. Одноэтажные и двухсветные цеха с колоннами, поддерживающими своды с распалубками и подпружными арками, расположены в южной линии каре. Боковые части здания объединены поздними встройками с корпусами материальных магазинов и образуют западную и восточную системы цехов, разделенных на три части продольными кирпичными стенами-аркадами.
На дворовых фасадах главного здания сохранились три круглые пристройки – клозеты, завершенные шатровой крышей (четвертый, восточный, был утрачен). Офицерский корпус, деревообделочная мастерская и четыре жилых дома в северной зоне имеют отделку в формах безордерного классицизма, аналогичную строениям прибрежного участка. Все фасады исторических корпусов комплекса окрашены в терракотовый цвет с выделением карнизов, тяг, архивольт, лопаток белилами.
Сохранившиеся элементы благоустройства органично вписываются в архитектурно-простран­ственную среду комплекса. Ограды двух палисадников вытянуты по циркульной кривой к западу и востоку – от центрального ризалита главного здания мастерских и далее по красной линии ул. Комсомола до северных фасадов материальных магазинов. Их основания облицованы известняком, а металлические решетки из профилированного прута завершены небольшими шарами. По осям поздних встроек на местах бывших проездов между корпусами устроены ворота с калитками по сторонам, оформленными вертикальными чугунными пушками. Со стороны Арсенальной наб. перед мастерской расположены два палисадника с оградами из профилированного прута, завершенные небольшими шарами и зашитые поздними металлическими листами. Они имеют ту же конфигурацию, но смонтированы на гранитном основании, по сторонам центрального ризалита устроены ворота. Перед восточным фасадом материальных магазинов по красной линии Арсенальной ул. в начале 1900-х гг. была установлена кирпичная оштукатуренная ограда, расчлененная рустованными лопатками, стена между которыми декорирована филенками. Вся конструкция завершается профилированным карнизом и фризом с поребриком. На северной стороне по красной линии ул. Комсомола устроены скверы с подпорной стенкой, бассейном фонтана и лесенками из путиловской плиты. Отметим, что все перечисленные выше здания и элементы благоустройства обладают высокой историко-культурной ценностью.


Парадная лестница главного корпуса
Интерьер музея завода

СОХРАНЕНИЕ «ПО МАКСИМУМУ»
В зарубежной практике процессы восстановления, музеефикации, перепрофилирования и включения в новый контекст исторических утилитарных комплексов стали важным составным элементом общей градостроительной деятельности, начиная с периода 1960-70-х гг. Учитывая этот опыт, вероятные методы преобразования прибрежных территорий можно разбить на три группы в зависимости от предполагаемой степени сохранения первоначальных элементов. Максимальная неприкосновенность сложившегося индустриального ландшафта целесообразна в применении к среде, наиболее совершенной в историко-культурном и градостроительном плане. Частичное сохранение исторической промышленной застройки может рассматриваться как вариант реновации фрагментарно завершенной среды. То есть там, где ценные зоны сочетаются с архитектурно нерешенными фрагментами. Радикальное преобразование с сохранением локальных исторических включений используется при незавершенной среде, имеющей лишь отдельные значимые постройки.
На наш взгляд, в ходе реновации прибрежного участка петербургского Арсенала приемлем именно первый метод. Исторически сложившийся индустриальный ландшафт завода в полной мере соответствует всей шкале историко-культурных критериев. Достаточно обратить внимание, насколько хорошо сохранился функционально-исторический комплекс зданий, и каким единством он отличается. В индустриальной застройке прослеживаются границы типологически характерного владельческого участка, складывавшиеся исторически. Прибрежные промышленные фрагменты среды имеют устойчивую планировочную схему, их архитектурно-пространственная структура, несмотря на отдельные поздние включения, стилистически уравновешена. Взаимосвязь элементов комплекса подчеркивается единством масштаба объема и структуры, материала, цвета и декоративной отделки. Добавим, что фрагменты промышленной застройки включают градоформирующие элементы – это акценты, элементы панорам. Здания Арсенала в панораме невской набережной и застройке ул. Комсомола и ул. Арсенальной представляют законченную композицию, не требующую активного преобразования. Индустриальным сооружениям удается даже доминировать в городском пейзаже.
Необходимой и важнейшей составляющей в процессе намеченной реновации станет реставрация исторических зданий с элементами воссоздания, вычинкой кирпичной кладки, заделкой поздних и раскрытием заложенных ранее оконных и дверных проемов. Объединить восстанавливаемые здания в новом объеме, гармонично взаимосвязанном с исторической архитектурой, как нам кажется, может помочь замена поздних встроек, пристроек и отдельных сооружений на системы сплошного прозрачного остекления двора и зон между объектами. Помимо этого, такое решение также будет вполне соответствовать современным тенденциям в конструктиве и образах, не разрушая сложившейся здесь градостроительной ситуации. В обновленном виде перепрофилированные объекты продолжат служить яркими образцами промышленных сооружений в формах безордерного классицизма, сложившихся в период формирования комплекса знаменитого Арсенала. Включение же индустриальной застройки середины XIX в. в архитектурно-пространственную среду набережной Невы будет способствовать сохранению исторических водных панорам Петербурга.
Подводя итог сказанному, можно прогнозировать, что в границах данного комплекса, благодаря дифференцированному подходу при его реновации, возможно реализовать достаточно новое для Петербурга решение. Впрочем, удастся это только при условии, когда будут взаимно учтены и градостроительная перспектива места, и историко-культурные факторы.

Опубликованные и архивные источники:
1. Архив ВИМАИВиВС, ф. 27, оп. СПб-2, д. 30, 31, 33;
2. Архив отдела главного архитектора при заводе «Арсенал» – проектные и текстовые материалы;
3. Родзевич В. М. Краткий исторический очерк С.-Петербургского арсенала (1712-1900). СПб, 1900;
4. Штиглиц М. С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «индустриальной археологии». СПб: «Белое и Черное», 2003.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>