Ольга Писаренко

НА «ЮЖНОМ ФРОНТЕ» КЗС
КОМПАНИЯ «ДЕМЕТРА» О НОВЫХ ЗАДАЧАХ И НАПРАВЛЕНИЯХ
В ноябре минувшего года был завершен первый крупный этап работ на Комплексе защитных сооружений. Он ознаменовался вводом в эксплуатацию судопропускного сооружения № 1. Тема дамбы давно уже стала постоянной в нашем издании, равно как и присутствие в нем одной из крупнейших строительно-реставрационных фирм города – ООО «Деметра». О деятельности предприятия Андрея Ивановича Чубатюка на северном участке КЗС мы рассказывали неоднократно. Поводом к сегодняшней встрече послужило подведение предварительных итогов и определение новых задач и направлений «на юге» сооружения.


Водопропускные сооружения Комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений

А. Чубатюк:
– На южном участке нам пришлось столкнуться с дополнительными трудностями, связанными с неподготовленностью «конструктива». Все осуществлялось, что называется, «с колес»: как только возводилась конструкция, мы тут же приступали к отделочным работам. Причем «Деметра» зачастую подгоняла впереди идущих, а это далеко не всегда приветствовалось. Люди, работавшие на КЗС в течение пяти лет, привыкли к неспешному ритму, и не думали, что в скором будущем от них потребуют быстрых темпов. Отделочную программу по южному участку, рассчитанную на три года, наша компания реализовала за год.
Сюда вошли: покрытие кессонами из нержавеющей стали кожухов гидроприводов, установка чугунных столбиков с цепями, применение чугунных накладок на тело водопропускных сооружений. Опережение графика было во многом обусловлено опытом, который компания наработала на стройках Крайнего Севера.
Недавно у ООО «Деметра» появилось новое направление деятельности на КЗС. Это монтаж инженерных систем, который осуществляется на всем протяжении Комплекса. На северном участке работы уже начаты. Здесь, в частности, монтируются системы электричества, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования, пожарная и охранная сигнализации, а также система мониторинга технического состояния тела дамбы. Приборы размещаются в подпандусных помещениях и галереях, расположенных по обеим сторонам водопропускных сооружений. В начале наступающего года «Деметра» планирует завершить выравнивание полов и прокладку по ним кабель-каналов, а также конечную отделку стен, на которых и будет навешено оборудование. Однако самым ответственным этапом в этом объеме подрядного задания станут работы по закрытию термошвов в теле водопропускных сооружений.


Внутренние помещения водопропускных сооружений Комплекса защитных сооружений города Санкт-Петербурга от наводнений

А. Чубатюк:
– Дамба «дышит», словно огромный живой организм – то есть там внутри происходят определенные колебания, небольшие сдвиги сегментов друг относительно друга. Между ними и проложены термошвы, которые выходят наружу, на кровлю. Поэтому очень важно исключить протечки, из-за которых может пострадать отделка.
Все работы по архитектурному оформлению комплекса закончены в уходящем году: 116 башен шести водопропускных сооружений одеты в нержавеющие серебристые кессоны. Говоря об объемно-планировочном решении этих объектов, следует заметить, что в проект двух южных водопропускных сооружений в сравнении с четырьмя северными закладывалась несколько иная геометрия. Занимаясь ими гораздо позднее, архитекторы сочли необходимым изменить кое-где углы наклонов балконов и пилонов, а также дополнили образ коваными воротами на морскую тематику, открывающими въезд на пандус. Изначально ничего такого не предполагалось – въезд виделся авторам достаточно открытым и свободным. Потом уже, в особенности с появлением стел на подъезде к водопропускным сооружениям, у них стали возникать сомнения в безупречности первого варианта (слишком контрастировали бы величественность и нарочитая скромность соседних элементов). Вот откуда в проекте и появились упомянутые ворота, которые призваны стать одной из красивейших архитектурных деталей дамбы. При их изготовлении будет применена ручная ковка, что для современного строительства явление если и не исключительное, то уж точно крайне редкое. Таким образом, руководство ООО «Деметра» столкнулось с необходимостью развития еще одного дополнительного направления специализации. Недавно рядом с южным участком КЗС, на станции Бронка, предприятие построило свою кузницу, одновременно командировав четырех мастеров на специальное обучение.

Эскиз решетки ворот на пандус и кузнечный цех ООО "Деметра"
А. Чубатюк:
– Мы обратились к директору Санкт-Петербургского профессионального реставрационного лицея Антонине Глебовне Гирко с просьбой помочь нам в подготовке людей, которые сумеют достойно «выдержать тему». Обратите внимание, даже в ходе визита представителей городской власти во главе с губернатором на С1 была озвучена идея, позже многократно повторенная во всех СМИ: город должен отличаться северной сдержанностью, интеллигентностью, но в то же время демонстрировать мощь и величие. Понятно, что воплотить такую архитектуру смогут только руки настоящих профессионалов. Вот и эскиз, предложенный проектировщиками, лишний раз укрепил в мысли: кузнецам все-таки придется пройти подготовку. Некоторые элементы, например, можно выполнить лишь методом горячей выколотки по пуансону, а это весьма сложная технология, основанная на старинном методе «давлянки».
Помимо решения этой задачи, в новом году «Деметра» надеется принять участие и в отделке камнем сопрягающих на С1, а также дамб №1, 2 и 3. Материал для этих целей – гранит серо-розового цвета с кондопожского месторождения в Карелии – уже успешно апробирован на отделке водопропускных сооружений.
А. Чубатюк:
– Завершение строительства, «лакировка», наведение лоска – это всегда интересная и волнующая фаза работ, тем более в таком крупном и значимом для города проекте. Сейчас мы стоим на пороге замыкания единого дорожного кольца через Кронштадт. По сути, Котлин перестает быть островом, и приятно осознавать, что к этому напрямую причастен наш коллектив. Мы вторгаемся в природу, меняем созданный ею ландшафт, но такова неумолимая логика развития Петербурга как мегаполиса. Дальше грандиозное творение человеческих рук заживет своей жизнью, будет противостоять стихиям и меняться под воздействием окружающей среды.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>