Алексей Шашкин
генеральный директор НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект»,
кандидат технических наук

«ЭТОТ ТЕАТР ДЕРЖАТ
НЕ АТЛАНТЫ, А ТИТАНЫ»
СОЗДАНИЕ ПОДЗЕМНЫХ ОБЪЕМОВ
ПОД ИСТОРИЧЕСКИМ ЗДАНИЕМ
НА КАМЕННОМ ОСТРОВЕ
Деревянный Каменноостровский театр считается уникальным памятником позднего классицизма и по праву внесен в федеральный охранный реестр объектов культурного наследия. Построенный всего за сорок дней под руководством зодчего С. Л. Шустова, он стал заметным для своего времени явлением архитектурной жизни. В основе проекта, представленного в начале 1827 г. Николаю I и реализованного уже ближайшим летом, лежал чуть более ранний, но так и не осуществленный замысел другого, Елагиноостровского, театра.

Минуло совсем немного времени, и вследствие частых наводнений, а также воздействия стабильно высокого уровня грунтовых вод постройка стала постепенно приходить в аварийное состояние. В 1844 г. по проекту архитектора Дирекции императорских театров А. К. Кавоса здание было реконструировано. Он также внес ряд изменений в декор фасадов и планировку зала. Гладкие стены были отделаны под руст, устроены прямоугольные одноэтажные выступы, появился третий ярус окон. Тимпан фронтона украсила резная композиция – лира в обрамлении музыкальных инструментов, театральных масок и венков. В 1882 г. объект опять закрыли, чтобы последующие пятьдесят лет использовать под склад декораций. Уже в советское время архитектор Е. И. Катонин совместно с инженером В. П. Экскузовичем выполнили проект реконструкции здания, после которой Каменноостровский театр нескольких летних сезонов эксплуатировался по прямому назначению. Очередную его реставрацию предприняли в 1962-67 гг., воплотив проект И. Н. Бе­нуа. В дальнейшем оно служило репетиционной и концертной площадкой оркестра им. В. В. Андреева (Телевизионный театр). С самого начала нашего столетия площадку занимала Автономная некоммерческая организация «Клуб спортивного бального танца «Ювента». Так было вплоть до октября 2005 г., когда в связи с 80-летием народного артиста России К. Ю. Лаврова, художественного руководителя АБДТ им. Товстоногова, памятник был передан Президентом РФ В. В. Путиным в ведение этого знаменитого театра.
Такой относительно подробный исторический экскурс предпринят не случайно. Он отчасти позволяет оценить, насколько проблематичным по сути должно было стать приспособление исторического деревянного здания под функции современного театра, совмещенное с комплексной научной реставрацией. Концепцию этой большой работы разработали в петербургском КГИОП, который с 2007 г. стал заказчиком на этом объекте. Комитету удалось настоять на безусловном сохранении этого уникального памятника камерной театральной архитектуры и не допустить варианта его разборки с воссозданием в новых материалах. Согласно новой схеме, какой-либо ущерб историческим конструкциям и подлинным материалам здания исключался практически полностью. В то же время по завершении работ оно должно было отвечать всем требованиям по устройству, организации и инфраструктуре современных театральных площадок. Добавьте к этому предельно сжатые сроки, которые отпущены на реализацию проекта – по планам города, новая сцена БДТ должна будет встретить зрителей уже в наступающем году. Единственно возмож­ным решением этой сложнейшей задачи стало устрой­­‑ ство развитого заглубленного объ­ема, где будет располагаться все, что невозможно разместить в исторической постройке (здесь имеются в виду сценическое оборудова­ние, склад декораций, тех­нические и служебные помещения, гардеробы, сан­узлы и фойе для публики). Чтобы обеспечить «фронт подземных работ», пришлось «вывесить» все здание на сваях «Титан» с помощью системы обвязочных балок (к сегодняшнему дню все оно пересажено на такой фундамент). Это позволило слой за слоем откапывать подземное пространство, предварительно окружив театр шпунтом. По этому поводу специалисты, работающие на объекте, шутят: «наш театр держат не атланты, а титаны».
Сооружение подзем­ной части будущей малой сцены АБДТ им. Г. А. Товстоногова осуществляется по проекту нашего объединения. Примечательно, что в этой разработке НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект» технология top-down (вверх-вниз) свое применение в условиях петербургских сложных грунтов нашла впервые. Более того, в отличие от традиционных западных подходов, где этот метод используется исключительно при возведении современных объектов с развитой подземной частью, у нас «вниз» идет новое строительство, а «вверху» осуществляется сложнейшая реставрация деревянной части здания. При этом ведется постоянный мониторинг деформации и осадок как самой театральной постройки, так и другого памятника, стоящего в непосредственной близости – Дачи Клейнмихеля.
В мире накоплен некоторый опыт устройства подземных пространств под существующими историческими зданиями. Однако такие примеры большей частью относятся к районам с относительно благоприятными инженерно-геологическими условиями. В Петербурге мы сталкиваемся с куда более сложной задачей, поскольку здесь в основании зданий, как правило, залегают сильносжимаемые грунты (даже передача нагрузок через сваи на ледниковые отложения на глубине около 20 м не всегда может гарантировать отсутствие дополнительных осадок). Второй сложностью является ветхое состояние существующей застройки. Это, кстати, также во многом обусловлено значительными осадками основания строений за период их эксплуатации.
Рассмотрим некоторые нюансы решения геотехнических и конструктивных проблем, возникших при устройстве подземного пространства в ходе реконструкции Каменноостровского театра. На практике эта задача облегчалась тем, что мы имеем дело с деревянными конструкциями, которые, как известно, создают сравнительно небольшие нагрузки на основание. С другой стороны, их же особенностью является крайне низкая пространственная жесткость.
Как уже упоминалось, чтобы развернуть подземное строительство под зданием театра, его исторические конструкции были пересажены на буронабивные сваи «Титан». Данная технология была признана наиболее щадящей, поскольку обеспечивает минимальные осадки в процессе выполнения работ. Особую сложность при реконструкции представлял собой узел передачи нагрузки от старых конструкций на сваи усиления. За счет него предполагалось обеспечить прочность исторической кладки фундаментов, имеющей невысокие прочностные характеристики. Выполненный расчет напряжений показал, что традиционный узел передачи нагрузок по штрабам в кирпичной кладке приводит к концентрациям усилий, превышающим ее прочность. В результате было применено оригинальное решение с передачей нагрузки через поперечные балки в круглых отверстиях, расположенные с подобранным необходимым шагом (рис. 2, а).

Рис. 2. Схема создания жесткого диска
под существующими конструкциями
здания театра
Рис. 3. Схема откопки подземного сооружения
под зданием театра
с устройством временных раскосов

Возникала еще одна проблема, которая по сложности оказалась сопоставима с рассмотренной выше. Речь в данном случае ведется о крайне низкой жесткости надземных конструкций. В связи с этим для дальнейшего устройства подземного пространства необходимо было минимизировать не только вертикальные, но и горизонтальные перемещения. Если справиться с первыми удалось за счет пересадки здания на сваи, то существенно избавиться от вторых позволило устройство плиты жесткого диска под всем зданием театра (рис. 2, б). Плита по захваткам подводилась под фундаменты после их вывешивания на буроинъекционные сваи. На следующем этапе была выполнена экскавация подземного пространства. Оно, кстати, в соответствии с проектом не только включает площадку непосредственно под театром, но и выходит за ее пределы по всему периметру здания. Снаружи подземный уровень реконструируемого объекта ограничивается шпунтовой стеной с одним уровнем распорных креплений, передающих нагрузки с двух сторон на плиту жесткого диска. По мере откопки сваи объединяются раскосами в металлические сквозные колонны (рис. 3). На следующих иллюстрациях зафиксирован эпизод работ по вывешиванию здания на буроинъекционных сваях усиления (рис. 4), а также показан процесс откопки подземного сооружения (рис. 5).

Рис 4. Вывешивание здания на буроинъекционных сваях
для подведения плиты жесткого диска
Рис 5. Работы по устройству
подземного пространства
под существующим зданием театра
и по его периметру

Работы по подземному строительству в ходе реконструкции Каменноостровского театра, совмещенной с реставрацией, являются уникальными по многим параметрам. Здесь прежде всего следует иметь в виду, что вплоть до начала воплощения этого проекта Северная столица еще не была знакома с технологией устройства подземного сооружения по принципу «вверх-вниз». Он, в свою очередь, предусматривает работу с тиксотропными грунтами в стесненных условиях под распорными конструкциями с помощью малогабаритной техники. Также впервые применительно к этому объекту производится откопка грунта на глубину около 6 м под существующими историческими конструкциями здания, пересаженными на буроинъекционные сваи. Можно прогнозировать, что полученный опыт окажется исключительно полезным для развития подземного строительства в сложных инженерно-геологических условиях Санкт-Петербурга.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>