Александр Мельниченко
руководитель ООО «Архитектурная мастерская А. Мельниченко «Грандтерьер-Атриум»,
кандидат архитектуры, доцент Кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПбГАСУ

МЕЖДУ ВРЕМЕНЕМ И ПРОСТРАНСТВОМ

От редакции: Предыдущая статья этого автора («Новые акценты», №2[38]–2008) в большей мере посвящалась теоретическому аспекту градостроительного проектирования и территориального планирования. Высказывалось мнение, что эти направления могут стать и, более того, постепенно становятся эффективным участком приложения сил архитектурных бюро и студий. Данная тенденция «спровоцирована» изменившейся экономической конъюнктурой, а также явной заинтересованностью как власти, так и бизнеса в строительном развитии депрессивных мест. Материал при этом был изрядно проиллюстрирован примерами такого рода планировочных решений по Ленобласти и Санкт-Петербургской агломерации, разработкой которых мастерская «Грандтерьер-Атриум» активно занималась в последнее время. В развитие темы мы попросили Александра Васильевича рассказать о новых градостроительных проектах своего коллектива. На этот раз речь идет о двух работах, которые, будучи сопоставимыми по территориальному масштабу, весьма разнятся функционально и образно.

Для начала хотелось бы коротко осветить некоторые нюансы недавно завершенной работы над планировкой участка в старом центре г. Кингисепп, границы которого простираются от здешней площади Николаева вдоль ул. Жукова и Большого бульвара до ул. Химиков. Сюда вошло также комплексное благоустройство береговой территории реки Луга. Это, как упоминается в редакционной ремарке, далеко не первый пример участия нашей мастерской в проектах, имеющих «областную прописку». Причем конкретно здесь заказчиками по отношению к нам выступила Администрация муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» совместно с ООО «АРГОН».
Рассматривать эту разработку как имеющую прямое отношение к градостроительной проблематике позволяют несколько обстоятельств. С одной стороны, в формате задания даже под словом «благоустройство» подразумевался далеко не тот стандартный набор, который включает насыщение площадки элементами озеленения, малыми формами и т. п. В городе этот проект, предусматривающий глобальную реконструкцию обширной зоны сложившейся застройки, склонны расценивать в качестве пусть стартового, но мощного импульса к экономическому, социально-культурному, а соответственно, и дальнейшему строительному развитию. Все это в совокупности сыграет на пользу идее придать Кингисеппу заслуженную туристическую привлекательность – примерно такую, какой славится более северный Выборг. Здешние земли издревле находились на пересечении водных и сухопутных дорог с севера на юг и с запада на восток. Их основными жителями вплоть до V-VI вв., времени заселения бассейнов рек Нарвы и Луги славянами, являлись малочисленные финно-угорские племена. Еще позднее территория нынешнего Кингисеппского района вошла в состав Великого Новгорода, обозначив западную линию обороны этого государства. Поэтому неудивительно, что именно здесь новгородцы возводили свои новые крепости, размещая их как можно ближе к границе. В 1384 г. построили, или, как значится в летописи, «поставили город камен на реке Луге – Яму», один из таких форпостов, из которого впоследствии и вырос Ямбург, с 1922 г. Кингисепп (по имени эстонского коммуниста). После Северной войны поселение стало утрачивать прежнее военно-стратегическое значение, а в начале XIX в. крепость вовсе прекратила существование. Сегодня о ней напоминают лишь высокие земляные насыпи, основания каменных стен с башнями на берегу реки и пруд, служивший когда-то рвом. А вот главной достопримечательностью и символом города является Екатерининский собор, возведенный на городской площади в конце XVIII в. по проекту Антонио Ринальди.


Проект планировки участка в г. Кингисепп, от пл. Николаева вдоль ул. Жукова и Большого бульвара до ул. Химиков
с комплексным благоустройством береговой территории р. Луга – слева.
Авторский коллектив: ГАП А. В. Мельниченко, Л. А. Кислякова,
Л. А. Богданова, Е. А. Дунаева, А. Б. Захаров, Е. А. Захарова,
Е. Ю. Киселева и др.


Стремясь максимально насытить свой участок современными по функциональности объемами и подобающей им инфраструктурой, включив в его состав новые постройки, объекты рекреационного назначения, развитую магистральную сеть и даже вантовый мост через Лугу, мы были обязаны учесть влияние исторических условий, в которых зарождался и развивался город. Это послужило поводом применить в решениях метод прямых архитектурных аллюзий с прошлым, объединить реконструируемую зону со всем окружением не только транспортно, но и на уровне сознательного восприятия. Если в описываемом примере основополагающим принципом для проектировщиков явился историзм, то в следующем случае мы руководствовались несколько иными соображениями.

Когда нам, наряду с мастерскими Олега Харченко и «Ти-проджект», предложили подготовить концептуальные предложения к финальной части закрытого подрядного конкурса на право проектирования Международного выставочно-конгрессного центра «Пулково», суть задачи была в принципе ясна. Заказчиком являлся Газпром, делегировав функции по организации тендера своему дочернему ОАО «Газпромбанк», а остальные конкуренты сошли с дистанции еще на предыдущих этапах. Участие было бесплатным, к тому же, на подготовку проектной версии отводились крайне сжатые сроки. Тем не менее, «Грандтерьер-Атриум» с готовностью отозвался на это приглашение, поскольку меня и коллег по-настоящему заинтриговала сама идея.
Во-первых, аналогов такому объекту в Северной столице и ее окружении до настоящего момента не было – подразумеваются застройка 56,2 га территории при суммарной площади будущих зданий около 1 млн. м2. Тем временем комплекс «Ленэкспо» давно успел выработать свой ресурс, его площадка при самом удачном месторасположении выглядит до предела стесненной. Ситуация больше не позволяет наращивать здесь экспозиционные мощности и инфраструктуру, одновременно приспосабливая их к тем выставочными стандартам, которые сегодня действуют в мире. Во-вторых, исключительно удачной и поэтому очень интересной в профессиональном плане показалась географическая привязка «пятна». Развитие аэропорта «Пулково» и всей дорожно-транспортной системы в направлении южных границ нашего мегаполиса с учетом КАД, ЗСД и перспективных пробивок, которые предусмотрены действующим генпланом, сообщают месту дополнительную привлекательность в логистическом отношении. Кроме того, своими рельефом, ландшафтом и прочими характеристиками эта территория словно бы подсказывает развитие функционального сценария по избранному варианту.


Примеры планировочных и предложения по объемным решениям
в составе концепции строительства Международного выставочно-конгрессного центра «Пулково».
Авторский коллектив: А. В. Мельниченко, Ань Дунь и др.


Естественно, что, непосредственно обратившись к теме, мы постарались принять к сведению и проанализировать практику зарубежных проектировщиков, занимавшихся созданием ряда известных выставочных центров. Пришлось освежить в памяти их образы, виденные в Париже, Милане и других столицах, куда-то отправиться вновь. Это не значит, что в мастерской поддались безотчетному соблазну скопировать чужие произведения. Стараться заурядно пересадить на «питерскую почву» чью-либо композицию, пусть и абсолютно безупречную, но реализованную в совершенно иных традициях и условиях, – задача, по меньшей мере, неблагодарная, а при реализации и совершенно бессмысленная. Другое дело – отдельные планировочные приемы, которые могут оказаться вполне актуальными и в твоей собственной трактовке. В концепции, представленной авторами из архитектурной мастерской А. Мельниченко, которая заинтересовала членов конкурсной комиссии, содержалась идея отобразить в объекте ту очень сильную естественную ауру, которая простирается над местом. Отсюда возникают и бионические формы в пластике строений, и определенная ландшафтная соподчиненность связей между ними и окружением. Интересно, что и в решении, которое мне удалось реализовать, занимаясь собственным загородным домом (его фотографии больше для контраста приведены в начале статьи) легко угадывается «природное начало». Такие мысли сегодня все чаще начинают звучать в самых разных проектных работах, причем не от того, что это стало модно, а в силу нормальных устремлений цивилизованного человека назад, к своим корням.
Замечу, что напрочь избавиться от урбанистических мотивов в своем решении мы не собирались, да и все равно бы не сумели. Они остаются заметными в некоторых деталях. Это присутствие в равной мере продиктовано как близостью современных городских кварталов, так и функциональной нагрузкой, выпадающей на наш комплекс. Согласно проекту, в границах застраиваемой территории появляются 6 выставочных павильонов общей площадью 102 тыс. м2 и с возможностью трансформации залов, а также 40 тыс. м2 открытых экспозиционных пространств, 2-3-этажный конгресс-холл, вмещающий 6 тысяч человек (29 тыс. м2), четырехзвездочный отель (35 тыс. м2) на 500-700 номеров, способный одновременно принять 1000 гостей и 5-этажный бизнес-центр (18 тыс. м2). Инфраструктура МВКЦ будет включать развлекательно-досуговую зону (30 тыс. м2), автотранспортный парк (12,5 тыс. м2), административный корпус (7,5 тыс. м2), складские помещения (351 тыс. м2), таможенный пункт (12,5 тыс. м2), паркинг (150-190 тыс. м2), фудкорты на 2000 клиентов (4,8 тыс. м2), зоны резервных площадей и озеленения.
Перспектива на сегодня, к большому сожалению, не ясна: по мере сдачи пусковых очередей пулковского выставочно-конгрессного центра, определенных заказчиком, обширная территория между Пулковским и Петербургским шоссе в Шушарах могла бы осваиваться, приобретая достойный облик и адекватное современным задачам наполнение. Теперь все основное, как обычно, будет зависеть от предприимчивости инвесторов, от того, как долго будет длиться «кризис», и какой из проектов, участвовавших в конкурсе, примут за основу.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>